Просмотр содержимого документа
««О возможностях интеграция содержания общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин»»
ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского
«О возможности интеграции содержания общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты для СПО изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, студент должен не только обладать знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения, но и грамотно их применять в профессиональной деятельности.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал общеобразовательных предметов (химия, биология, физика, математика и др.) для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса в профессиональной образовательной организации.
Основные вопросы, которые интересуют студента с первого дня в колледже, сводятся к актуальности выбранной профессии или специальности, в то время как дисциплины общеобразовательного цикла уходят на второй план.
Многие педагоги общеобразовательных предметов, наверное, слышали и не раз от студентов: «Зачем нам надо учить, например, физику? Я ведь пришел получать специальность».
В то же время общеобразовательная подготовка для будущих специалистов имеет важное прикладное значение, т.к. формирует у них необходимые в профессиональной деятельности качества, развивает мыслительную деятельность. Это способствует формированию компетенций будущего специалиста как профессиональных, так и общих.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения обучающегося учебного заведения СПО, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность дисциплин, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию знаний. Все учебные дисциплины функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени.
проблемы:
недостаточный интерес к общеобразовательным предметам со стороны студентов
слабая мотивация выполнения практических работ
Идея интеграции дисциплин возникла в результате поиска решения следующих проблем:
недостаточный интерес к общеобразовательным предметам со стороны студентов;
слабая мотивация выполнения практических работ, так как студенты не видели практической жизненной значимости выполняемых работ;
студенты не видели взаимосвязи общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин и др.
студенты не видели взаимосвязи общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин
3
устранение дублирования учебного материала
усиление важности профессиональной направленности общеобразовательных предметов
преодоление фрагментарности и мозаичности знаний студентов
формирование системно-целостного взгляда на мир
Интеграция предполагает:
Интеграция содержания общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин предполагает:
устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;
преодоление фрагментарности и мозаичности знаний студентов, что обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей;
формирование системно-целостного взгляда на мир. Интегрированная работа является самостоятельной частью подготовки будущего специалиста и имеет своей целью:
систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение этих знаний при решении конкретных задач;
совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов;
выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.
Интеграция содержания общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин предполагает:
устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;
преодоление фрагментарности и мозаичности знаний студентов, что обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей;
формирование системно-целостного взгляда на мир.
4
систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение этих знаний при решении конкретных задач
систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение этих знаний при решении конкретных задач
совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов
совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов
выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности
выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности
Цели интеграции:
Интегрированная работа является самостоятельной частью подготовки будущего специалиста и имеет своей целью:
систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение этих знаний при решении конкретных задач;
совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов;
выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.
5
Примеры интеграции
Примеры интеграции общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин в нашем колледже
5
Специальность 23.02.03 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
«Физика»
Тема «Электрическое поле»
«Электротехника и электроника»
«Физика»
Тема «Электрическое поле»
Основные свойства и характеристики, влияние электрического поля на проводники и диэлектрики. Электрическая емкость. Конденсаторы
Тема «Динамика материальной точки»
«Техническая механика»
Решение практических задач
Силы. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона
Специальность 20.02.02 защита в чрезвычайных ситуациях
«Химия»
Тема «Строение вещества. Химические связи»
«Материаловедение»
«Химия»
Тема «Физико-механические свойства материалов»
Типы атомных связей и их влияние на свойства материалов. Основные типы кристаллических решеток
«Химические связи»
«Теория горения и взрыва»
Тема «Общие сведения о горении»
Природа горения. Механизм химического взаимодействия при горении
Профессия 43.01.09 Повар, кондитер
«Биология»
Тема «Микроорганизмы»
«Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»
Тема «Классификация и морфология микроорганизмов»
Систематика и номенклатура микроорганизмов. Классификация и морфология бактерий, грибов, вирусов, микробов
Результаты интеграции:
появляется интерес к дисциплинам со стороны студентов
появляется интерес к дисциплинам со стороны студентов
занятия становятся более интересными, нет дублирования материала
занятия становятся более интересными, нет дублирования материала
экзамен не пугает студентов
экзамен не пугает студентов
Результаты от проведения интеграции общеобразовательных предметов и профессиональных дисциплин показали:
появляется интерес к дисциплинам со стороны студентов (стали больше задавать вопросов по работе, советоваться, как лучше сделать);
занятия становятся более интересными, нет дублирования материала;
экзамен не пугает студентов, так как они были подготовлены к нему.
10
Внедрение интеграции позволяет:
исключить дублирование содержания тем
сократить учебное время на изучение теоретических основ специальности
высвободить необходимые часы для расширения объёма практических работ по профессиональным дисциплинам и для развития профессионально важных личностных качеств специалиста
Внедрение интеграции в образовательный процесс позволяет:
исключить дублирование содержания тем;
высвободить необходимые часы для расширения объёма практических работ по профессиональным дисциплинам и для развития профессионально важных личностных качеств специалиста;
сократить учебное время на изучение теоретических основ специальности;
повысить качество профессионального образования выпускника.
повысить качество профессионального образования выпускника
11
Выводы:
Интеграция дисциплин позволяет систематизировать знания в одно целое, повысить познавательный интерес студентов
Повышается уровень знаний студентов
Студенты владеют не только суммой определенных знаний, а сознательно оперируют связями между ними
Обобщая изложенное выше, можно сделать следующие выводы об образовательном процессе по интеграции дисциплин:
1. Интеграция дисциплин позволяет систематизировать знания в одно целое, повысить познавательный интерес студентов, который проявляется в активной и самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
2. Повышается уровень знаний студентов.
3. Отбор и структурирование содержания интегрированных тем создают условия для того, чтобы к концу определенного этапа обучения студенты владели не только суммой определенных знаний, а сознательно оперировали связями между ними.
4. Проведение интеграции дисциплин способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления системно-деятельного подхода к обучению.
11
Интеграция
Проф.
направленность
С интеграцией на прямую идет связь с профессиональной направленностью общеобразовательных учебных предметов, которая предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по учебному предмету, но и развитие интереса к данной профессии или специальности, ценностное отношение, профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Сущность профессиональной направленности освоения общеобразовательных предметов в рамках основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования состоит в сохранении преподавания основ наук с акцентом на применимости получаемых знаний и умений в процессе профессиональной подготовки посредством варьируемого по объему и глубине учебного материала, наиболее важного для той или иной профессии, специальности.
Таким образом, профессиональная направленность обучения дает возможность продемонстрировать способы применения на практике знаний изучаемых основ наук, влияния на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего и служащего.
Организация обучения с учетом профессиональной направленности позволяет повысить мотивацию обучающихся и обеспечить опережающий вход в профессию или специальность.
13
Принципы профессиональной направленности:
связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО
корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО
Принцип профессиональной направленности реализуется через:
связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО;
корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;
опору на передовые, инновационные технологии, внедряемые в современное производство;
формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности или профессии;
развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих;
методически обоснованное применение конкретного материала из содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей профессионального цикла для определенной группы профессий, специальностей;
формирование задач и практических работ с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью.
13
опору на передовые, инновационные технологии, внедряемые в современное производство
формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности или профессии
развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих
методически обоснованное применение конкретного материала из содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей профессионального цикла для определенной группы профессий, специальностей
формирование задач и практических работ с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью
Ориентация содержания на будущую профессиональную деятельность, отбор методов и форм организации обучения общеобразовательных учебных предметов должны усиливать личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки усиливает связь теории с практикой, развитие профессиональной направленности личности.
13
В 2021 году преподаватели нашего колледжа участвовали в апробации методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетов профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования.
Также наше преподаватели прошли обучение (13 человек в 2021 году) и обучаются (6 человек в 2022 году) в федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ» по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины с учетом профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования».
13
Если проанализировать квалификационные требования к специалисту и рассмотреть возможность их реализации в рамках учебных дисциплин учебного плана, то можно понять, что нужно проводить работу по разработке занятий, которые исключали бы дублирование материала, выработать единую система требований.
И сейчас перед нами стоит цель – внесение изменений в рабочие программы (и учебные планы), календарно-тематическое планирование, конспекты лекций и др. по общеобразовательным предметам и профессиональным дисциплинам с учетом их интеграции и профессиональной направленности (где еще не сделано) и проведение их апробации.
13
А для этого нужны профессиональные, творческие, умеющие работать в команде преподаватели.