НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Источником получения знаний в этой группе методов является наглядный образ, а психологической основой — «живое созерцание», т. е. ощущения и восприятия.
Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности. в презентации приведены примеры использования наглядности на уроках специальных дисциплин в системе профессионально - технического образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Практический показ действий (выполнение конкретных практических действий при обучении)
Внутренняя наглядность, когда в процессе обучения осуществляется опора на прежний опыт
Мультимедийные презентации
Одно из направлений современного образования -использование компьютерных технологий.
Технология :
-как объяснительно-иллюстративный метод обучения
–основное назначение -организация усвоения информации
обеспечения успешного восприятия, через зрительную память.
Педагог сам может:
1. выбирать форму и последовательность представления материала,
2.расширять содержание и иллюстрировать фотографиями, анимациями и видеофрагментами.
Этапы подготовки мультемдийной презентации
определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;
продумать простое композиционное решение слайдов;
заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным);
определить место и длительность звучания музыкального сопровождения;
в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия специальные упражнения для глаз;
продумать предшествующую показу и последующую работу учеников;
Правила использования наглядности
соответствие возрасту.
хорошая видимость демонстрируемого объекта.
использование устаревших пособий, если они дают положительный результат.
соблюдение чувства меры, (т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено).
постепенная демонстрация по ходу изложения учебного материала.
С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.
Специфика использования наглядных методов обучения .
принцип наглядностиодин из важных вобучениии основан на особенностях мышления
У многих студентовпреобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее обязательного наглядного предъявления информации .
ПИРАМИДА ПОЗНАНИЯ
наглядно демонстрирует эффективность различных методов обучения
Слушание (беседа)5 %
Чтение 10%
Технические средства 20%
Наглядность, слайды 30%
Практическая
деятельность 75%
Групповая работа
(обучи другого)90%
«Когда я слышу – я забываю,
когда я вижу – я запоминаю,
когда я делаю – я изучаю»
М. Монтессори
Наглядные методы обучения
Демонстрация натуральных объектов
Демонстрация наглядных пособий
Демонстрация опытов
Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
является средством обучения, обеспечивающим оптимальное
усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
является критерием достоверности приобретаемых знаний;
соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями;
мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
Краткое содержание метода
Деятельность обучающего
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества
Деятельность обучаемого
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации