kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методология научного познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена методология научного познания.

Просмотр содержимого документа
«Методология научного познания»

Методология  научного познания Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского, магистр (Педагогическое образование) Е.В. Акчурина

Методология научного познания

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина

Методология

Методология

  • Любое научное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набора конкретных методов.
  • Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология

Методология

  • Методологию отличают повышенное внимание к конкретным методам достижения истинного и практически эффективного знания, а также направленность на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.
Формальная логика

Формальная логика

  • Методология наиболее тесно смыкается с формальной логикой, которая главное внимание уделяет прояснению структуры готового, оформившегося знания, описанию его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Логическое исследование науки

Логическое исследование науки

  • Это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий.
Методология

Методология

  • В современной науке принято различать общую и частную методологии.
  • В общей методологии анализируются методы, общие для многих наук или для всей науки как особой системы знаний. В частной – для отдельных групп наук.
  • Методология науки имеет многоуровневую структуру, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней.
Методология

Методология

  • В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного – междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы, совокупность форм, способов и стилей мышления.
  • Методология научного исследования разворачивается на практике в системе методов науки. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.
Методология

Методология

  • Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны и различны.
Методология

Методология

  • Будучи едиными в своем взаимо-действии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посред-ством разработки, формулирования вытекающих из неё принципов, правил и приемов, которые возвращаются в теорию (а через неё и в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
Методы

Методы

  • В современных научных исследованиях используются самые различные методы и методологические приемы. Однако вопросы методологии науки и совокупность используемых методов анализа не выступают застывшими, раз и навсегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят различные методологические принципы и разные группы методов.
Методы

Методы

  • Отчасти это зависит от предпочтений конкретных деятелей науки, исследователей, но в большей мере все же от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов научного анализа, использования учеными конкретных групп методов в рамках данного исследования. Важно и то, что сам объект, его качественная специфика как бы «задают тон» научному исследованию.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методология научного познания

Автор: Акчурина Елена Владимировна

Дата: 30.07.2017

Номер свидетельства: 424641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Реферат на тему "Методология педагогической науки""
    ["seo_title"] => string(59) "riefierat_na_tiemu_mietodologhiia_piedaghoghichieskoi_nauki"
    ["file_id"] => string(6) "369433"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481678048"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по обществознанию "Познание" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "144457"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418730369"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский реферат по теме: "Каков он ученик 5 класса". "
    ["seo_title"] => string(66) "issliedovatiel-skii-riefierat-po-tiemie-kakov-on-uchienik-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "142549"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418314043"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА "
    ["seo_title"] => string(59) "protsiess-poznaniia-muzyki-kak-piedagogichieskaia-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "115032"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411796557"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальным и средним звеном в школах РСО-Алания. "
    ["seo_title"] => string(156) "sostoianiie-riealizatsii-printsipa-prieiemstviennosti-v-usvoienii-ghieoghrafichieskikh-poniatii-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-shkolakh-rso-alaniia"
    ["file_id"] => string(6) "114997"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411759105"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства