kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие сенсорной  культуры детей.

Концепция музыкального воспитания есть развитие гуманистических идей, духовной культуры, общение с искусством. Музыкальные занятия несут основную функцию эстетического общения, тесно связанные с творчеством.

 Почему программа Д.Б. Кабалевского сохраняет свою актуальность и сегодня? Заложенные в ней принципы позволяют, при необходимости, абстрагироваться от одних произведений, тем, выбрав другие. Составление программы – это методология и труд педагога, наполнение программы – необходимость, диктуемая сегодняшним днем.

Музыка, по своему непосредственному содержанию, по словам Б.М. Теплова, становится «эмоциональным познанием и дает огромные возможности для развития эмоциональной сферы человека»

Говоря о гармоничном развитии личности Л.С. Выготский в качестве  его важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыка несет в себе не только эмоции, но и мир идей, мыслей, образов. Благодаря высокой степени абстрактности музыкальных художественных образов, стимулируются и развиваются память, мышление, способность к обобщению представлений. По психологическому механизму все основные виды музыкальной деятельности связаны с воображением, что обеспечивает творческую переработку и перестройку жизненных впечатлений ребенка. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях? Он не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия. При каких педагогических приемах восприятие музыки у обучающего развивается наиболее успешно? Каковы пути их активации для доступного понимания детей различных мелодических интонаций, гармоний, ритмов, которые вызывают эмоционально-эстетическую реакцию?

Процессу познания музыки, как педагогической проблеме должен отвечать особый вид познания музыкального произведения – художественное познание. Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы и воспитания умений. Другой вид познания – просто слушать музыку и радоваться её красоте, если «интонационный словарь» слушателя соответствует интонационному строю произведения – это пассивное любительское познание. Его задача – увидеть насколько способны дети без всяких пояснений в самой музыке услышать основное содержание. Необходимо чтобы до этого они дошли сами, причем способы, приемы разнообразятся в зависимости от произведения, возраста, конкретной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА »


Процесс познания музыки, как педагогическая проблема

(развитие сенсорной культуры детей)

Концепция музыкального воспитания есть развитие гуманистических идей, духовной культуры, общение с искусством. Музыкальные занятия несут основную функцию эстетического общения, тесно связанные с творчеством.

Почему программа Д.Б. Кабалевского сохраняет свою актуальность и сегодня? Заложенные в ней принципы позволяют, при необходимости, абстрагироваться от одних произведений, тем, выбрав другие. Составление программы – это методология и труд педагога, наполнение программы – необходимость, диктуемая сегодняшним днем.

Музыка, по своему непосредственному содержанию, по словам Б.М. Теплова, становится «эмоциональным познанием и дает огромные возможности для развития эмоциональной сферы человека»

Говоря о гармоничном развитии личности Л.С. Выготский в качестве его важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыка несет в себе не только эмоции, но и мир идей, мыслей, образов. Благодаря высокой степени абстрактности музыкальных художественных образов, стимулируются и развиваются память, мышление, способность к обобщению представлений. По психологическому механизму все основные виды музыкальной деятельности связаны с воображением, что обеспечивает творческую переработку и перестройку жизненных впечатлений ребенка. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях? Он не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия. При каких педагогических приемах восприятие музыки у обучающего развивается наиболее успешно? Каковы пути их активации для доступного понимания детей различных мелодических интонаций, гармоний, ритмов, которые вызывают эмоционально-эстетическую реакцию?

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

Основные виды универсальных учебных действий – это личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Их сформированность помогут осуществить в предмете «Музыка» следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Процессу познания музыки, как педагогической проблеме должен отвечать особый вид познания музыкального произведения – художественное познание. Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы и воспитания умений. Другой вид познания – просто слушать музыку и радоваться её красоте, если «интонационный словарь» слушателя соответствует интонационному строю произведения – это пассивное любительское познание. Его задача – увидеть насколько способны дети без всяких пояснений в самой музыке услышать основное содержание. Необходимо чтобы до этого они дошли сами, причем способы, приемы разнообразятся в зависимости от произведения, возраста, конкретной темы.

Развитие дифференцированного слышания, развитие слухового внимания, эмоционального отношения к музыке, умение сознательно осмысливать полученные впечатления. Развитие навыка предслышания, способность сравнивать мысленное звуковое слышание с реальным звучанием - все это работает на развитие умения слушать и слышать, т.е. на развитие сенсорного слушания.

Прежде всего, система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музык существует не только и не столько в вертикально (словесной) форме, сколько в жесте, в собственной исполнении, в реакции учителя и детей на качество исполнительской творческой деятельности. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.

Мне была важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, быстро – думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его под воздействием музыке.

При организации материала урока я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Используя методы и формы работы для развития личности ребенка, я пытаюсь формировать культуру мышления в процессе познания, рассматривая жизнь и искусство в философском аспекте; это и создание проблемной ситуации, которая наиболее полно помогла бы детям проникнуть в интонационно-образную сущность музыки.

В процессе восприятия музыки прогнозируемое содержание произведения будет постоянно «управлять» процессом выведения формы из содержания, побуждая к мыслительному эксперименту и тем самым превращая сам процесс восприятия не в постое «слежение» за развитием музыки, а в активный творческий процесс, который ведет к развитию культуры общения, индивидуальности и самостоятельности, духовности и нравственности через слушание музыки

Творческому восприятию – главному компоненту слушательской культуры – следует учить школьников, на мой взгляд, в первую очередь. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях, потому что не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия

- наблюдая за процессом восприятия детьми вокально-инструментальной музыки, нельзя обойти вопрос сенсорной культуры, т.е. умения учащихся не только слушать, но и слышать все богатство тембров симфонического оркестра, познавая глубины средств музыкальной выразительности.

Учитель учит учащихся искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимания «и умом, и сердцем»

- процесс восприятия музыки (по Б. Астафьеву) – в развитии, через тождества и контраст - создание предпосылок к формированию у учащихся основ теоретического (постигающего) мышления, представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности

  • формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки вокальной и инструментальной

Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимания «и умом, и сердцем». Наблюдая за процессом восприятия детьми музыки, нельзя обойти вопрос сенсорной культуры, т.е. умение учащихся не только слушать, но и слышать все богатства тембров симфонического оркестра, познавая глубины средств музыкальной выразительности. Процесс восприятия музыки

  • (по Б. Астафьеву) – в развитии, через тождества и контраст. Поэтому система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.

При художественном познании музыки задача школьника (слушателя или исполнителя) заключается в познании тех эмоций и сочувствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря – в познании личностного смысла произведения.

Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет целостно-значительный мотив этой деятельности.

Своеобразие познавательного содержания музыки определяется проникновением в глубины человеческих переживаний, благодаря этому музыка обладает такими возможностями познания духовной жизни человека, каких нет ни у одного другого искусства.

Размышляя о том, что есть педагогика, что – искусство, что есть педагогика искусства и что – искусство педагогики, я вновь и вновь перечитываю строки Д. Б. Кабалевского «Надо помочь ребенку через искусство… яснее мыслить и глубже чувствовать». И поэтому, главным предметом музыкального познания является чувственная сторона целостной жизни человеческого духа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор: Попова Надежда Владимировна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Технология продуктивно творческой деятельности на уроке музыки" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhiia-produktivno-tvorchieskoi-dieiatiel-nosti-na-urokie-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "203054"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429382450"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС."
    ["seo_title"] => string(90) "primienieniieigrovykhtiekhnologiivobrazovatielnomprotsiessiedouvusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "279394"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453222557"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Интеграция учебных предметов в современной школе "
    ["seo_title"] => string(61) "intieghratsiia-uchiebnykh-priedmietov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "197689"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428295663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства