ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Развитие сенсорной культуры детей.
Концепция музыкального воспитания есть развитие гуманистических идей, духовной культуры, общение с искусством. Музыкальные занятия несут основную функцию эстетического общения, тесно связанные с творчеством.
Почему программа Д.Б. Кабалевского сохраняет свою актуальность и сегодня? Заложенные в ней принципы позволяют, при необходимости, абстрагироваться от одних произведений, тем, выбрав другие. Составление программы – это методология и труд педагога, наполнение программы – необходимость, диктуемая сегодняшним днем.
Музыка, по своему непосредственному содержанию, по словам Б.М. Теплова, становится «эмоциональным познанием и дает огромные возможности для развития эмоциональной сферы человека»
Говоря о гармоничном развитии личности Л.С. Выготский в качестве его важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыка несет в себе не только эмоции, но и мир идей, мыслей, образов. Благодаря высокой степени абстрактности музыкальных художественных образов, стимулируются и развиваются память, мышление, способность к обобщению представлений. По психологическому механизму все основные виды музыкальной деятельности связаны с воображением, что обеспечивает творческую переработку и перестройку жизненных впечатлений ребенка. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях? Он не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия. При каких педагогических приемах восприятие музыки у обучающего развивается наиболее успешно? Каковы пути их активации для доступного понимания детей различных мелодических интонаций, гармоний, ритмов, которые вызывают эмоционально-эстетическую реакцию?
Процессу познания музыки, как педагогической проблеме должен отвечать особый вид познания музыкального произведения – художественное познание. Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы и воспитания умений. Другой вид познания – просто слушать музыку и радоваться её красоте, если «интонационный словарь» слушателя соответствует интонационному строю произведения – это пассивное любительское познание. Его задача – увидеть насколько способны дети без всяких пояснений в самой музыке услышать основное содержание. Необходимо чтобы до этого они дошли сами, причем способы, приемы разнообразятся в зависимости от произведения, возраста, конкретной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА »
Процесс познания музыки, как педагогическая проблема
(развитие сенсорной культуры детей)
Концепция музыкального воспитания есть развитие гуманистических идей, духовной культуры, общение с искусством. Музыкальные занятия несут основную функцию эстетического общения, тесно связанные с творчеством.
Почему программа Д.Б. Кабалевского сохраняет свою актуальность и сегодня? Заложенные в ней принципы позволяют, при необходимости, абстрагироваться от одних произведений, тем, выбрав другие. Составление программы – это методология и труд педагога, наполнение программы – необходимость, диктуемая сегодняшним днем.
Музыка, по своему непосредственному содержанию, по словам Б.М. Теплова, становится «эмоциональным познанием и дает огромные возможности для развития эмоциональной сферы человека»
Говоря о гармоничном развитии личности Л.С. Выготский в качестве его важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыка несет в себе не только эмоции, но и мир идей, мыслей, образов. Благодаря высокой степени абстрактности музыкальных художественных образов, стимулируются и развиваются память, мышление, способность к обобщению представлений. По психологическому механизму все основные виды музыкальной деятельности связаны с воображением, что обеспечивает творческую переработку и перестройку жизненных впечатлений ребенка. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях? Он не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия. При каких педагогических приемах восприятие музыки у обучающего развивается наиболее успешно? Каковы пути их активации для доступного понимания детей различных мелодических интонаций, гармоний, ритмов, которые вызывают эмоционально-эстетическую реакцию?
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
Основные виды универсальных учебных действий – это личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Их сформированность помогут осуществить в предмете «Музыка» следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Процессу познания музыки, как педагогическойпроблемедолжен отвечать особый вид познания музыкального произведения – художественное познание. Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы и воспитания умений. Другой вид познания – просто слушать музыку и радоваться её красоте, если «интонационный словарь» слушателя соответствует интонационному строю произведения – это пассивное любительское познание. Его задача – увидеть насколько способны дети без всяких пояснений в самой музыке услышать основное содержание. Необходимо чтобы до этого они дошли сами, причем способы, приемы разнообразятся в зависимости от произведения, возраста, конкретной темы.
Развитие дифференцированного слышания, развитие слухового внимания, эмоционального отношения к музыке, умение сознательно осмысливать полученные впечатления. Развитие навыка предслышания, способность сравнивать мысленное звуковое слышание с реальным звучанием - все это работает на развитие умения слушать и слышать, т.е. на развитие сенсорного слушания.
Прежде всего, система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музык существует не только и не столько в вертикально (словесной) форме, сколько в жесте, в собственной исполнении, в реакции учителя и детей на качество исполнительской творческой деятельности. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.
Мне была важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, быстро – думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его под воздействием музыке.
При организации материала урока я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Используя методы и формы работы для развития личности ребенка, я пытаюсь формировать культуру мышления в процессе познания, рассматривая жизнь и искусство в философском аспекте; это и создание проблемной ситуации, которая наиболее полно помогла бы детям проникнуть в интонационно-образную сущность музыки.
В процессе восприятия музыки прогнозируемое содержание произведения будет постоянно «управлять» процессом выведения формы из содержания, побуждая к мыслительному эксперименту и тем самым превращая сам процесс восприятия не в постое «слежение» за развитием музыки, а в активный творческий процесс, который ведет к развитию культуры общения, индивидуальности и самостоятельности, духовности и нравственности через слушание музыки
Творческому восприятию – главному компоненту слушательской культуры – следует учить школьников, на мой взгляд, в первую очередь. Отсутствие у слушателя восприятия как активного творческого акта – не в этом ли причина того, что даже взрослый слушатель «скучает» на масштабных произведениях, потому что не владеет ни подходом к ним, ни навыками их восприятия
- наблюдая за процессом восприятия детьми вокально-инструментальной музыки, нельзя обойти вопрос сенсорной культуры, т.е. умения учащихся не только слушать, но и слышать все богатство тембров симфонического оркестра, познавая глубины средств музыкальной выразительности.
Учитель учит учащихся искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимания «и умом, и сердцем»
- процесс восприятия музыки (по Б. Астафьеву) – в развитии, через тождества и контраст - создание предпосылок к формированию у учащихся основ теоретического (постигающего) мышления, представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности
формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки вокальной и инструментальной
Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимания «и умом, и сердцем». Наблюдая за процессом восприятия детьми музыки, нельзя обойти вопрос сенсорной культуры, т.е. умение учащихся не только слушать, но и слышать все богатства тембров симфонического оркестра, познавая глубины средств музыкальной выразительности. Процесс восприятия музыки
(по Б. Астафьеву) – в развитии, через тождества и контраст. Поэтому система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.
При художественном познании музыки задача школьника (слушателя или исполнителя) заключается в познании тех эмоций и сочувствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря – в познании личностного смысла произведения.
Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет целостно-значительный мотив этой деятельности.
Своеобразие познавательного содержания музыки определяется проникновением в глубины человеческих переживаний, благодаря этому музыка обладает такими возможностями познания духовной жизни человека, каких нет ни у одного другого искусства.
Размышляя о том, что есть педагогика, что – искусство, что есть педагогика искусства и что – искусство педагогики, я вновь и вновь перечитываю строки Д. Б. Кабалевского «Надо помочь ребенку через искусство… яснее мыслить и глубже чувствовать». И поэтому, главным предметом музыкального познания является чувственная сторона целостной жизни человеческого духа.