Диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и методики диагностической работы»
Методы и методики диагностической работы
Диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
информационную,
прогнозирующую,
оценочную,
развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
выявить относительный уровень развития ребёнка;
выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основные задачи диагностики :
1.Определить уровни развития ребёнка;
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
3.Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, рекомендуется придерживаться следующих правил:
Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа
Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения
Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник
Дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Анкеты
Дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты
Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения
Помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Выбрать тему
Что я знаю о русском языке?
Что я знаю о математике?
Мой самый любимый предмет.
Моё самое любимое занятие.
Мой самый грустный день в школе.
Мой самый счастливый день в школе.
Мой выходной день.
Что я думаю о моей учёбе в школе.
Как я хочу закончить учебный год.
Мои школьные трудности.
Сказки
Сказка о моем портфеле.
Необычная история об обычном дневнике.
Сказочные каникулы.
Необычные приключения обычного школьника.
Сказочная история о том, как ...
Градусник
При высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41. Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. Например:
Русский язык - 39
Математика - 36,6
Краски
На листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.
Ранжирование учебных дисциплин
Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
«Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее и не коснувшись, некоторые ее довольно быстро разбивают на мелкие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий ШЕДЕВР.»