kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностическая деятельность учителя -дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога

 

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта коснулось всех участников образовательного процесса –  педагогов, родителей, обучающихся.

   Специалист, работающий в условиях реализации ФГОС, должен перестраивать содержание своей деятельности исходя из новых задач Стандарта. Работая в одной парадигме с учителем класса, школьный специалист модернизирует подходы коррекционно-педагогического обучения, оптимизирует виды и формы проведения занятий, ориентируется на формирование соответствующих компетенций.

Диагностическая работа учителя - дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Дефектологическое обследование учащихся  проводится с использованием стандартизированных методик:

  • Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
  • Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998

  Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):

  • комплексности,
  • целостности,
  • всесторонности,
  • системности,
  • динамичности.

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога   решает разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября.

Отслеживаются  параметры:

  • общая осведомленность;
  • зрительное восприятие;
  • ориентировка во времени;
  • ориентировка в пространстве;
  • сформированность учебных навыков.

 По его результатам происходит  зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Учителем - дефектологом оформляется протокол обследования, составляется  план индивидуальной  работы, в соответствии с выявленными дефектами и программой обучения учащегося.

Динамическое изучение учащихся. Проводится дефектологом  с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.  Динамическое изучение проводится два  раза в год (январь – май). Результаты динамического изучения учащихся отражаются в карте индивидуального развития ребенка в виде оценивания  срезов знаний.

Критерии оценки:

0 баллов – умение (навык) не сформировано;

1 балл – умение (навык) сформировано частично;

2 балла – умение (навык) полностью сформировано.

В конце учебного года, после проведенной коррекционной работы, суммируются все данные и  подсчитывается уровень сформированности знаний, умений и навыков каждого учащегося, на основании  чего делается сводная ведомость всех   детей, состоящих на учете у учителя – дефектолога.

Что позволяет оценить  динамику развития учащихся и эффективность работы педагога.

Таким образом, диагностическая работа  учителя–дефектолога обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении и  психофизическом развитии; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-дефектолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая деятельность учителя -дефектолога »

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта коснулось всех участников образовательного процесса –  педагогов, родителей, обучающихся.

Специалист, работающий в условиях реализации ФГОС, должен перестраивать содержание своей деятельности исходя из новых задач Стандарта. Работая в одной парадигме с учителем класса, школьный специалист модернизирует подходы коррекционно-педагогического обучения, оптимизирует виды и формы проведения занятий, ориентируется на формирование соответствующих компетенций.

Диагностическая работа учителя - дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик:

  • Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

  • Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):

  • комплексности,

  • целостности,

  • всесторонности,

  • системности,

  • динамичности.

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога решает разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября.

Отслеживаются параметры:

  • общая осведомленность;

  • зрительное восприятие;

  • ориентировка во времени;

  • ориентировка в пространстве;

  • сформированность учебных навыков.

По его результатам происходит зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Учителем - дефектологом оформляется протокол обследования, составляется план индивидуальной работы, в соответствии с выявленными дефектами и программой обучения учащегося.

Динамическое изучение учащихся. Проводится дефектологом с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Динамическое изучение проводится два раза в год (январь – май). Результаты динамического изучения учащихся отражаются в карте индивидуального развития ребенка в виде оценивания срезов знаний.

Критерии оценки:

0 баллов – умение (навык) не сформировано;

1 балл – умение (навык) сформировано частично;

2 балла – умение (навык) полностью сформировано.

В конце учебного года, после проведенной коррекционной работы, суммируются все данные и подсчитывается уровень сформированности знаний, умений и навыков каждого учащегося, на основании чего делается сводная ведомость всех детей, состоящих на учете у учителя – дефектолога.

Что позволяет оценить динамику развития учащихся и эффективность работы педагога.

Таким образом, диагностическая работа учителя–дефектолога обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении и психофизическом развитии; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-дефектолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Диагностическая деятельность учителя -дефектолога

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект коррекционно -развивающего занятия "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiektkorriektsionnorazvivaiushchieghozaniatiiaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "328615"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463669859"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Цикл занятий по теме "Глагол" для учащихся 4 класса"
    ["seo_title"] => string(53) "tsiklzaniatiipotiemieglagholdliauchashchikhsia4klassa"
    ["file_id"] => string(6) "328616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463669974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по разделу "Аппликация" старшая группа "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-razdielu-applikatsiia-starshaia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "243066"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445615478"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по разделу "Конструирование" старшая группа ЗПР "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-razdielu-konstruirovaniie-starshaia-ghruppa-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "243078"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445616980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства