Диагностическая деятельность учителя – дефектолога
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта коснулось всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, обучающихся.
Специалист, работающий в условиях реализации ФГОС, должен перестраивать содержание своей деятельности исходя из новых задач Стандарта. Работая в одной парадигме с учителем класса, школьный специалист модернизирует подходы коррекционно-педагогического обучения, оптимизирует виды и формы проведения занятий, ориентируется на формирование соответствующих компетенций.
Диагностическая работа учителя - дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик:
- Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
- Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998
Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):
- комплексности,
- целостности,
- всесторонности,
- системности,
- динамичности.
Диагностическая деятельность учителя – дефектолога решает разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября.
Отслеживаются параметры:
- общая осведомленность;
- зрительное восприятие;
- ориентировка во времени;
- ориентировка в пространстве;
- сформированность учебных навыков.
По его результатам происходит зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Учителем - дефектологом оформляется протокол обследования, составляется план индивидуальной работы, в соответствии с выявленными дефектами и программой обучения учащегося.
Динамическое изучение учащихся. Проводится дефектологом с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Динамическое изучение проводится два раза в год (январь – май). Результаты динамического изучения учащихся отражаются в карте индивидуального развития ребенка в виде оценивания срезов знаний.
Критерии оценки:
0 баллов – умение (навык) не сформировано;
1 балл – умение (навык) сформировано частично;
2 балла – умение (навык) полностью сформировано.
В конце учебного года, после проведенной коррекционной работы, суммируются все данные и подсчитывается уровень сформированности знаний, умений и навыков каждого учащегося, на основании чего делается сводная ведомость всех детей, состоящих на учете у учителя – дефектолога.
Что позволяет оценить динамику развития учащихся и эффективность работы педагога.
Таким образом, диагностическая работа учителя–дефектолога обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении и психофизическом развитии; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-дефектолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.