kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение особенности памяти у детей с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение особенности памяти у детей с нарушением интеллекта »

СОГБОУ « Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интерна VII- VIII видов»   Изучение особенности памяти у детей с нарушением интеллекта. Выполнила: Судакова Светлана Евгеньевна. Смоленск 2014

СОГБОУ « Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа -интерна VII- VIII видов»

Изучение особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.

Выполнила: Судакова Светлана Евгеньевна.

Смоленск 2014

Что такое ПАМЯТЬ? ПАМЯТЬ  – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта ПАМЯТЬ – это наша способность запомнить то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспомнить, т.е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запомнилось.

Что такое ПАМЯТЬ?

ПАМЯТЬ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта

ПАМЯТЬ – это наша способность запомнить то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспомнить, т.е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запомнилось.

Классификация видов памяти По характеру  целей  деятельности В соответствии  с характером  запоминаемого материала По продолжи - тельности  сохранения информации По сенсорной  модальности

Классификация

видов

памяти

По характеру

целей

деятельности

В соответствии

с характером

запоминаемого

материала

По

продолжи -

тельности

сохранения

информации

По сенсорной

модальности

По характеру целей деятельности: Непроизвольная (означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий);

По характеру целей деятельности:

  • Непроизвольная (означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий);

  • Произвольная (подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель).
В соответствии с характером запоминаемого материала :

В соответствии с характером запоминаемого материала :

  • Образная - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. 
  • Двигательная (моторная) - запоминание и сохранение многообразных сложных движений;
  • Эмоциональная – память на пережитые чувства.
  • Словесно- логическая – память на смысл изложения.
По сенсорной модальности память подразделяется на:

По сенсорной модальности память подразделяется на:

  • Зрительную (связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов);
  • Слуховую ( это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки);
  • Осязательную ( на ощущения, получаемые с поверхности кожи) ;
  • Обонятельную (память на запахи);
  • Вкусовую ( на вкусовые ощущения).
По продолжительности сохранения информации:

По продолжительности сохранения информации:

  • Мгновенную (удерживает большое количество информации, но на очень короткое время);
  • Кратковременную (информация удерживается в течение достаточно длительного времени – пока человек сознательно обращает на неё внимание);
  • Долговременную (объем её практически безграничен; запоминание информации происходит путем смысловой обработки материала)
Свойства памяти:

Свойства памяти:

  • Объём;
  • Прочность;
  • Точность;
  • Организованность
Процессы памяти:

Процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.
Дети с нарушением интеллекта - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Дети с нарушением интеллекта -

это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Проблемами памяти учащихся с нарушением интеллекта занимались:  -Лев Семёнович Выготский;  -Леонид Владимирович Занков;  -Григорий Митрофанович Дульнев;  -  Хананий Самсонович Замский   и другие.

Проблемами памяти учащихся с нарушением интеллекта занимались: -Лев Семёнович Выготский; -Леонид Владимирович Занков; -Григорий Митрофанович Дульнев; - Хананий Самсонович Замский и другие.

Особенности памяти детей с нарушением интеллекта: Неспособность к целенаправленному запоминанию; Замедленный темп усвоения нового материала; Низкий объем памяти (объем равен 3-4 объектам); Слабость произвольной памяти; Низкая точность воспроизведения; Сниженная способность к логическому запоминанию; Преобладание непроизвольного запоминания.

Особенности памяти детей с нарушением интеллекта:

  • Неспособность к целенаправленному запоминанию;
  • Замедленный темп усвоения нового материала;
  • Низкий объем памяти (объем равен 3-4 объектам);
  • Слабость произвольной памяти;
  • Низкая точность воспроизведения;
  • Сниженная способность к логическому запоминанию;
  • Преобладание непроизвольного запоминания.

Причины снижения памяти у детей с нарушением интеллекта: Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей и их непрочность;  Ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала детьми отличается крайней неточностью;

Причины снижения памяти у детей с нарушением интеллекта:

  • Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей и их непрочность;

  • Ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала детьми отличается крайней неточностью;

Причины снижения памяти у детей с нарушением интеллекта: Временное внешнее торможение корковой деятельности;

Причины снижения памяти у детей с нарушением интеллекта:

  • Временное внешнее торможение корковой деятельности;

  • Фрагментарность восприятия, плохое понимание воспринимаемого материала приводит к затруднению запоминания внутренних логических связей и отношений.
Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.  Методика предложена А.Р. Лурия.  НАЗНАЧЕНИЕ:  Оценка состояния слуховой памяти. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :  Набор из 10 не связанных между собой логически слов.  ЛЕС, БРАТ, ВОДА, ХЛЕБ, ОКНО, МЁД, КОНЬ, ДОМ, ЯЙЦО, ДРУГ.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.

Методика предложена А.Р. Лурия.

НАЗНАЧЕНИЕ: Оценка состояния слуховой памяти.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ : Набор из 10 не связанных между собой логически слов.

ЛЕС, БРАТ, ВОДА, ХЛЕБ, ОКНО, МЁД, КОНЬ, ДОМ, ЯЙЦО, ДРУГ.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.  ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:   Первое объяснение:  «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу, сразу же повтори слова, которые запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет».  Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:

Первое объяснение:

«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу, сразу же повтори слова, которые запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.  ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:   Второе объяснение:  «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их- и те, которые называл(ла), и те, которые в первый раз пропустил(ла), - все вместе, в любом порядке».  Экспериментатор снова ставит крестики под словами, который воспроизвел испытуемый.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:

Второе объяснение:

«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их- и те, которые называл(ла), и те, которые в первый раз пропустил(ла), - все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, который воспроизвел испытуемый.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.  ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:  После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова ( без напоминания).  Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова ( без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.  РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:  На каждом этапе исследования заполняется протокол.  Подсчитывается общее количество слов, которое воспроизвел испытуемый при каждой попытке.

Изучение слуховой памяти у детей с нарушением интеллекта.

РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

На каждом этапе исследования заполняется протокол.

Подсчитывается общее количество слов, которое воспроизвел испытуемый при каждой попытке.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.  НАЗНАЧЕНИЕ:  Определение объема зрительной непроизвольной и произвольной памяти .  СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :  Наборы по 10 карточек.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.

НАЗНАЧЕНИЕ: Определение объема зрительной непроизвольной и произвольной памяти .

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ : Наборы по 10 карточек.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта. 1. Изучение зрительной непроизвольной памяти.  Процедура проведения:  Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду)  Инструкция:   «Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно на них посмотри». Затем предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.   РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: За каждое правильное воспроизведение выставляется по 1 баллу.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.

1. Изучение зрительной непроизвольной памяти.

Процедура проведения:

Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду)

Инструкция:

«Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно на них посмотри». Затем предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: За каждое правильное воспроизведение выставляется по 1 баллу.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.  2. Изучение зрительной произвольной памяти.  Процедура проведения:  Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду)  Инструкция:   « Сейчас я буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано ».  Затем предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.   РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: За каждое правильное воспроизведение выставляется по 1 баллу.

Изучение зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.

2. Изучение зрительной произвольной памяти.

Процедура проведения:

Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду)

Инструкция:

« Сейчас я буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано ».

Затем предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: За каждое правильное воспроизведение выставляется по 1 баллу.

Данные диагностического исследования памяти учащихся 3 класса  №  Ф. И. учащегося 1 Зрительная  Андрей 2 Слуховая  Игорь 7 из 10 3 4  Владимир 9 из10 6 из 10 Уровень раз-я 6 из 10  Оксана Средн. 9 из 10 Зрит.-выс. у Слух.- ср. у 5 из 10 7 из 10 6 из 10 Зрит.-выс. у Слух.- низ. у  средний

Данные диагностического исследования памяти учащихся 3 класса

Ф. И. учащегося

1

Зрительная

Андрей

2

Слуховая

Игорь

7 из 10

3

4

Владимир

9 из10

6 из 10

Уровень раз-я

6 из 10

Оксана

Средн.

9 из 10

Зрит.-выс. у

Слух.- ср. у

5 из 10

7 из 10

6 из 10

Зрит.-выс. у

Слух.- низ. у

средний

Данные диагностического исследования памяти учащихся 3 класса Заключение:  в ходе диагностического обследования выявлены следующие особенности памяти учащихся: преобладающим типом памяти (у всех учащихся) является зрительная, слуховая память развита слабее и нуждается в целенаправленном, дополнительном развитии. По времени сохранения информации – память кратковременная. Запоминание непроизвольное (у всех учащихся класса).

Данные диагностического исследования памяти учащихся 3 класса

Заключение: в ходе диагностического обследования выявлены следующие особенности памяти учащихся: преобладающим типом памяти (у всех учащихся) является зрительная, слуховая память развита слабее и нуждается в целенаправленном, дополнительном развитии. По времени сохранения информации – память кратковременная. Запоминание непроизвольное (у всех учащихся класса).

При своевременной и систематической коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта можно развить достаточный уровень памяти, необходимый для их дальнейшего успешного овладения программным материалом.  При работе необходимо тесное взаимодействие учителя, психолога, логопеда, дефектолога. Только таким образом можно добиться лучших результатов.

При своевременной и систематической коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта можно развить достаточный уровень памяти, необходимый для их дальнейшего успешного овладения программным материалом. При работе необходимо тесное взаимодействие учителя, психолога, логопеда, дефектолога. Только таким образом можно добиться лучших результатов.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Повторяй за мной   Берем карандаш, стучим по столу определенное количество раз и просим ребенка повторить.

Повторяй за мной

Берем карандаш, стучим по столу определенное количество раз и просим ребенка повторить.

Снежный ком   Задание: дети стоят кружком. Один из детей называет первое слово и передает следующему ребенку мяч ( цветок, свечу, колокольчик, камень, ракушку…). Следующий ребенок повторяет первое слово и произносит свое, новое. Также передает мяч следующему за ним ребенку. Третий ребенок произносит уже два слова и добавляет свое и так далее: каждый ребенок повторяет все предыдущие слова и добавляет новое.

Снежный ком

Задание: дети стоят кружком. Один из детей называет первое слово и передает следующему ребенку мяч ( цветок, свечу, колокольчик, камень, ракушку…). Следующий ребенок повторяет первое слово и произносит свое, новое. Также передает мяч следующему за ним ребенку. Третий ребенок произносит уже два слова и добавляет свое и так далее: каждый ребенок повторяет все предыдущие слова и добавляет новое.

Слушаем и рисуем   Предложите детям послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.   Матрешек будем рисовать:  Раз, два, три, четыре, пять.  Всех больше первая матрешка:  Зеленый сарафан, кокошник.  А за ней сестра – вторая,  В желтом платье выступает.  Третья меньше второй:  Сарафанчик голубой.  У четвертой матрешки  Рост поменьше немножко,  Сарафанчик синий, Яркий и красивый.  Пятая матрешка –  В красненькой одежке.  Всех запомнить постарайся,  За рисунок принимайся!

Слушаем и рисуем

Предложите детям послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.

Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник. А за ней сестра – вторая, В желтом платье выступает. Третья меньше второй: Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки Рост поменьше немножко, Сарафанчик синий, Яркий и красивый. Пятая матрешка – В красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, За рисунок принимайся!

ПАМЯТЬ  - самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.

ПАМЯТЬ - самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.

Список литературы Алексеев А. А. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А. А. Алексеева, А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.   Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника – М., 1987.  Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков – КАРИ, 2011г.

Список литературы

  • Алексеев А. А. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А. А. Алексеева, А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.
  • Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника – М., 1987.

  • Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков – КАРИ, 2011г.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изучение особенности памяти у детей с нарушением интеллекта

Автор: Судакова Светлана Евгеньевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-pri-obuchienii-doshkol-nikov-s-narushieniiami-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "284002"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453909456"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ ДЕТЕЙ НА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ "
    ["seo_title"] => string(106) "korriektsionnoie-vozdieistviie-obuchieniia-ruchnomu-viazaniiu-dietiei-na-ikh-psikhofizichieskoie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "137832"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417439093"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(96) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864765"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(97) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu1"
    ["file_id"] => string(6) "283628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства