kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ ДЕТЕЙ НА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На уроках ручного вязания учитель осуществляет коррекционную работу одновременно с обучением и воспитанием учащихся, т.к. эти процессы неразрывно связаны.

          На первых порах обучения детей приёмам ручного вязания проявляются такие нарушения в умственном и физическом развитии, которые резко тормозят процесс усвоения учебной программы. Это моторная скованность кистей рук, неловкость в движениях, неумение одновременно работать двумя руками. Ученики долго не могут различать образы лицевых и изнаночных петель, с трудом усваивают узоры из них. При изучении графических схем, условных обозначений петель ученики в связи с нарушением зрительной и пространственной ориентации испытывают затруднения в чтении схем, путают знаки, обозначения петель, ряды. Нарушения памяти проявляются в быстром забывании специальных терминов вязания, в воспроизведении плана работы над изделием. Нарушения грамматического строя речи, ограниченный словарный запас, сказывается в неумении правильно сформулировать ответ в идее логичных предложений. Ученики ограничиваются односложными  ответами, ожидают помощи со  стороны учителя. Поэтому основная цель коррекционной работы на уроках ручного вязания – это развитие у учащихся общетрудовых умений ( умений вязать спицами и крючком ) с одновременным исправлением недостатков в их умственном и физическом развитии.

 

 

          Вопросы коррекции учителя решает в единстве процессов обучения, воспитания и обязательно с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

          У каждого ребёнка свой дефект, в связи с этим и разное развитие, разный темп усвоения учебной программы. Многолетний опыт работы показывает, что всех учеников, обучающихся на уроках ручного вязания, можно условно разделить на 3 группы:

 

  1.    Ученик, не имеющие физических недостатков, обладающие моторной ловкостью, хорошо усваивающие теоретический материал, умеющие ориентироваться в пространстве. Они понимают схемы вязания, запоминают спецтерминологию, умеют работать по плану, могут анализировать свою работу, видят ошибки, исправляют их.

 

  1.    Ученики без физических нарушений, но в движениях наблюдается скованность, неловкость, у них замедленный темп работы. Они понимают инструкции, читают с помощью учителя схемы, знают условные обозначения. В самостоятельной работе допускают ошибки, которые не могут исправить самостоятельно.

 

  1.    Ученики, имеющие нарушения в координации движений. Они скованны, движения замедленны, затруднены, путают лево – правую стороны ( леворукие ). При вязании у них часто потеют руки, пальцы сильно сжимают спицы или крючок. Такие ученики, сосредоточив все внимание на движениях, забывают о схемах, об узорах, путают петли. Они требуют к себе постоянного контроля со стороны учителя. Задания получают более упрощённые и лёгкие, т.к. не соотносят условные знаки и петли.

 

  1.    Это очень сложные дети, имеющие грубые нарушения в интеллектуальном и физическом развитии ( ДЦП ). Они с огромным трудом учатся держать спицы, манипулировать ими, иногда до года. Есть ученики, которые не могут освоить технику вязания на спицах, осваивают только вязание крючком. Такие ученики часто не понимают усложнённые варианты задания,забывают условные обозначения, путаются в схемах. Для таких детей подбираются самые простые варианты заданий.

 

          Для осуществления индивидуальной коррекционной работы на каждую ученицу завожу индивидуальные карты, в которых отражаю особенности их трудовой деятельности, затруднения и их причины.

          Для достижения успехов в усвоении программного материала используются следующие методы и приёмы коррекционного обучения:

  1.   Обязательное использование в обучении вербальных и наглядных методов обучения ( яркие пособия, красочные и аккуратные образцы, чёткие схемы, доступные журналы, предметные карты ).
  2.    Практическую работу учеников необходимо контролировать, применяя метод максимального расчленения, т.е. после выполнения одного приёма ученик должен показать работу учителю, который анализирует правильность работы, совместно ошибки. Далее ученица выполняет следующий этап и представляет его учителю, т.е. ошибку лучше предотвратить, чем её исправлять. Лучше «Семь раз отмерить, чме один раз отрезать…». Постепенно ученицы учатся сами контролировать и оценивать свою работу.
  3.    Учёт индиидуальных особенностей при распределении работ, их сложности и объёма. Сильным ученицам работу нужно усложнять и привлекать к помощи слабым. Требования к разным группам учащихся должны быть разными.
  4.    Максимально использовать приёмы для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, устной речи.
  5.    Использовать разную систему поощрений ( поощрительные карточки, записи в дневниках, благодарности…  )

          Для успешного решения коррекционных задач на уроках ручного вязания учителю следует чётко представлять все этапы трудовой деятельности учеников и какие конкретно задачи решаются на каждом этапе.

  1. Этап восприятия – на данном этапе учителю необходимо правильно организовать процесс изучения нового материала. Весь предлагаемый детям материал должен быть осмыслен, быть доступен и предлагаться в интересной форме. Так как восприятие у учащихся с нарушениями интеллекта замедленное, недифференцированное, то на данном этапе большое значение придаётся чёткому, ясному, наглядному объяснению. Объём новых сведений должен соответствовать уровню возможностей учащихся и корректироваться по мере усвоения учениками учебного материала. При подготовке к уроку учителю надо точно определить, какие вербальные и наглядные методы на этапе восприятия нужны в зависимости от уровня развития у учащихся познавательных процессов. Чем активнее включаются учащиеся в учебный процесс на данном этапе, тем лучше и продуктивнее будет их дальнейшая практическая деятельность. Задачи коррекции восприятия решаются определением объёма и чёткости повторения того, что необходимо выполнить учащимся для усвоения ими нового материала, и как учитель сумеет донести до их сознания процесс предстоящей работы, провести анализ образца.
  2.    Этап осмысления – коррекционная задача учителя заключается в активизации мыслительных процессов школьников, в умении научить их логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Недостатки учащихся проявляются в слабости обобщений, отвлечений, замедленности и инертности мыслительных операций. Учителю необходимо учит детей умению анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать, конкретизировать и овладевать новыми понятиями, суждениями и умозаключениями. Это возможно на основе предметно – практической деятельности и продуманного применения наглядности. На этапе осмысления учителю вязания надо добиваться того, чтобы ученик не только понимал задание, но и мог объяснить, что он делает, как он делает, что он должен сделать.
  3.    На этапе закрепления знаний, умений и  навыков учитель ручного вязания должен добиваться от учащихся прочности усвоения знаний. У детей с нарушениями интеллекта, как правило, нарушены такие виды памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение. Учебный материал медленно запоминается и быстро забывается. Коррекционные задачи на данном этапе решаются посредством умело организованного повторения учебного материала и упражнений. Ученик должен самостоятельно и сознательно пользоваться усвоенным материалом, т.е. уметь его держать его в памяти.
  4.    На этапе применения полученных знаний, умений и навыков учитель должен научить детей применять на практике свои знания. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к знаниям, их настроение, влияет на качество и темп работы, способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес у уч-ся коррекционной  школы формируется с трудом. Они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются. Эти недостатки у детей видны как при изучении теоретического материала, так и в практической деятельности. Поэтому учитель в целях коррекционного воздействия должен подбирать для каждого ученика доступный объём знаний и объём практического задания.

          Учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. При организации коррекционной работы с уч-ся следует учитывать их эмоциональное состояние. Учитель должен выбирать такие задания, которые уч-ся смогут выполнить и в процессе работы поощряет их первую удачу. Переживаемая при этом радость удачи стимулирует ученика на преодоление новых трудностей, интерес к уроку может вызвать лишь такая работа, которая ученику понятна, доступна и выполнима.

          Таким образом, рассмотренные направления и методы коррекционной работы на основе индивидуального и дифференцированного подхода обязывают учителя к всестороннему изучению каждого ученика для успешной коррекции их психофизического развития.

Литература

  1. В.Г.Патракеев «Преподавание профессионального труда во вспомогательной школе», М.Просвещение,1991г.
  2. Н.П.Павлова «Коррекционные занятия по профессионально – трудовой ориентации во вспомогательной школе», М. Просвещение,1993г.
  3. С.Л.Мирский «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда», М. Просвещение,1992г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ ДЕТЕЙ НА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ »


На уроках ручного вязания учитель осуществляет коррекционную работу одновременно с обучением и воспитанием учащихся, т.к. эти процессы неразрывно связаны.

На первых порах обучения детей приёмам ручного вязания проявляются такие нарушения в умственном и физическом развитии, которые резко тормозят процесс усвоения учебной программы. Это моторная скованность кистей рук, неловкость в движениях, неумение одновременно работать двумя руками. Ученики долго не могут различать образы лицевых и изнаночных петель, с трудом усваивают узоры из них. При изучении графических схем, условных обозначений петель ученики в связи с нарушением зрительной и пространственной ориентации испытывают затруднения в чтении схем, путают знаки, обозначения петель, ряды. Нарушения памяти проявляются в быстром забывании специальных терминов вязания, в воспроизведении плана работы над изделием. Нарушения грамматического строя речи, ограниченный словарный запас, сказывается в неумении правильно сформулировать ответ в идее логичных предложений. Ученики ограничиваются односложными ответами, ожидают помощи со стороны учителя. Поэтому основная цель коррекционной работы на уроках ручного вязания – это развитие у учащихся общетрудовых умений ( умений вязать спицами и крючком ) с одновременным исправлением недостатков в их умственном и физическом развитии.



Вопросы коррекции учителя решает в единстве процессов обучения, воспитания и обязательно с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

У каждого ребёнка свой дефект, в связи с этим и разное развитие, разный темп усвоения учебной программы. Многолетний опыт работы показывает, что всех учеников, обучающихся на уроках ручного вязания, можно условно разделить на 3 группы:



  1. Ученик, не имеющие физических недостатков, обладающие моторной ловкостью, хорошо усваивающие теоретический материал, умеющие ориентироваться в пространстве. Они понимают схемы вязания, запоминают спецтерминологию, умеют работать по плану, могут анализировать свою работу, видят ошибки, исправляют их.



  1. Ученики без физических нарушений, но в движениях наблюдается скованность, неловкость, у них замедленный темп работы. Они понимают инструкции, читают с помощью учителя схемы, знают условные обозначения. В самостоятельной работе допускают ошибки, которые не могут исправить самостоятельно.



  1. Ученики, имеющие нарушения в координации движений. Они скованны, движения замедленны, затруднены, путают лево – правую стороны ( леворукие ). При вязании у них часто потеют руки, пальцы сильно сжимают спицы или крючок. Такие ученики, сосредоточив все внимание на движениях, забывают о схемах, об узорах, путают петли. Они требуют к себе постоянного контроля со стороны учителя. Задания получают более упрощённые и лёгкие, т.к. не соотносят условные знаки и петли.



  1. Это очень сложные дети, имеющие грубые нарушения в интеллектуальном и физическом развитии ( ДЦП ). Они с огромным трудом учатся держать спицы, манипулировать ими, иногда до года. Есть ученики, которые не могут освоить технику вязания на спицах, осваивают только вязание крючком. Такие ученики часто не понимают усложнённые варианты задания,забывают условные обозначения, путаются в схемах. Для таких детей подбираются самые простые варианты заданий.



Для осуществления индивидуальной коррекционной работы на каждую ученицу завожу индивидуальные карты, в которых отражаю особенности их трудовой деятельности, затруднения и их причины.

Для достижения успехов в усвоении программного материала используются следующие методы и приёмы коррекционного обучения:

  1. Обязательное использование в обучении вербальных и наглядных методов обучения ( яркие пособия, красочные и аккуратные образцы, чёткие схемы, доступные журналы, предметные карты ).

  2. Практическую работу учеников необходимо контролировать, применяя метод максимального расчленения, т.е. после выполнения одного приёма ученик должен показать работу учителю, который анализирует правильность работы, совместно ошибки. Далее ученица выполняет следующий этап и представляет его учителю, т.е. ошибку лучше предотвратить, чем её исправлять. Лучше «Семь раз отмерить, чме один раз отрезать…». Постепенно ученицы учатся сами контролировать и оценивать свою работу.

  3. Учёт индиидуальных особенностей при распределении работ, их сложности и объёма. Сильным ученицам работу нужно усложнять и привлекать к помощи слабым. Требования к разным группам учащихся должны быть разными.

  4. Максимально использовать приёмы для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, устной речи.

  5. Использовать разную систему поощрений ( поощрительные карточки, записи в дневниках, благодарности… )

Для успешного решения коррекционных задач на уроках ручного вязания учителю следует чётко представлять все этапы трудовой деятельности учеников и какие конкретно задачи решаются на каждом этапе.

  1. Этап восприятия – на данном этапе учителю необходимо правильно организовать процесс изучения нового материала. Весь предлагаемый детям материал должен быть осмыслен, быть доступен и предлагаться в интересной форме. Так как восприятие у учащихся с нарушениями интеллекта замедленное, недифференцированное, то на данном этапе большое значение придаётся чёткому, ясному, наглядному объяснению. Объём новых сведений должен соответствовать уровню возможностей учащихся и корректироваться по мере усвоения учениками учебного материала. При подготовке к уроку учителю надо точно определить, какие вербальные и наглядные методы на этапе восприятия нужны в зависимости от уровня развития у учащихся познавательных процессов. Чем активнее включаются учащиеся в учебный процесс на данном этапе, тем лучше и продуктивнее будет их дальнейшая практическая деятельность. Задачи коррекции восприятия решаются определением объёма и чёткости повторения того, что необходимо выполнить учащимся для усвоения ими нового материала, и как учитель сумеет донести до их сознания процесс предстоящей работы, провести анализ образца.

  2. Этап осмысления – коррекционная задача учителя заключается в активизации мыслительных процессов школьников, в умении научить их логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Недостатки учащихся проявляются в слабости обобщений, отвлечений, замедленности и инертности мыслительных операций. Учителю необходимо учит детей умению анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать, конкретизировать и овладевать новыми понятиями, суждениями и умозаключениями. Это возможно на основе предметно – практической деятельности и продуманного применения наглядности. На этапе осмысления учителю вязания надо добиваться того, чтобы ученик не только понимал задание, но и мог объяснить, что он делает, как он делает, что он должен сделать.

  3. На этапе закрепления знаний, умений и навыков учитель ручного вязания должен добиваться от учащихся прочности усвоения знаний. У детей с нарушениями интеллекта, как правило, нарушены такие виды памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение. Учебный материал медленно запоминается и быстро забывается. Коррекционные задачи на данном этапе решаются посредством умело организованного повторения учебного материала и упражнений. Ученик должен самостоятельно и сознательно пользоваться усвоенным материалом, т.е. уметь его держать его в памяти.

  4. На этапе применения полученных знаний, умений и навыков учитель должен научить детей применять на практике свои знания. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к знаниям, их настроение, влияет на качество и темп работы, способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес у уч-ся коррекционной школы формируется с трудом. Они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются. Эти недостатки у детей видны как при изучении теоретического материала, так и в практической деятельности. Поэтому учитель в целях коррекционного воздействия должен подбирать для каждого ученика доступный объём знаний и объём практического задания.

Учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. При организации коррекционной работы с уч-ся следует учитывать их эмоциональное состояние. Учитель должен выбирать такие задания, которые уч-ся смогут выполнить и в процессе работы поощряет их первую удачу. Переживаемая при этом радость удачи стимулирует ученика на преодоление новых трудностей, интерес к уроку может вызвать лишь такая работа, которая ученику понятна, доступна и выполнима.

Таким образом, рассмотренные направления и методы коррекционной работы на основе индивидуального и дифференцированного подхода обязывают учителя к всестороннему изучению каждого ученика для успешной коррекции их психофизического развития.

Литература

  1. В.Г.Патракеев «Преподавание профессионального труда во вспомогательной школе», М.Просвещение,1991г.

  2. Н.П.Павлова «Коррекционные занятия по профессионально – трудовой ориентации во вспомогательной школе», М. Просвещение,1993г.

  3. С.Л.Мирский «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда», М. Просвещение,1992г.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Солдатова Людмила Александровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137832


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства