"Использование технологии критического мышления в начальной школе"
"Использование технологии критического мышления в начальной школе"
Цель теории критического мышления - это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе,но и в обычной жизни. Критическое мышление имеет три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.
Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование технологии критического мышления в начальной школе" »
Использование технологии
критического мышления
в начальной школе
Бородина О.И.
учитель начальных классов
ОСШ №16 им. Ш.Уалиханова
с. Достык
Толебийский район
Цель теории критического мышления
–развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).
Задачи теории критического мышления
Формирование нового стиля мышления.
Развитие базовых качеств личности.
- Развитие аналитического, критического
мышления.
Актуальностью теории критического мышления является:
проводить уроки в оптимальном режиме;
высокий уровень работоспособности учащихся;
усвоение знаний в процессе
постоянного поиска.
Технология КМ направлена на развитие ученика:
Оценочность.
Открытость новым идеям.
Собственное мнение.
Рефлексия собственных суждений.
Роль учителя в ТКМ :
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
В основе ТКМ лежит базовая модель:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Приемы технологии РКМ
Верные, неверные высказывания
Игра «Верите ли вы?»
Дерево предсказаний
Корзина идей
Кластер
Инсерт
Таблица ЗХУ
Толстые и тонкие вопросы
Синквейн
Кластер
Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы. Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер «Свойства воздуха»
ПРОЗРАЧНЫЙ
КИСЛОРОД ПОДДЕРЖИВАЕТ ГОРЕНИЕ
БЕСЦВЕТНЫЙ
Свойства воздуха
НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ЗАПОЛНЯЕТ ВСЕ ВОКРУГ
ЛЕГЧЕ ВОДЫ
НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или
думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить
более подробные сведения по данному вопросу.
Инсерт
Приём «Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятия, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать. В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
«Синквейн»
Вода
Чистая, прозрачная.
Течет, бежит, льется.
Она нужна всему живому.
Жизнь!
Османов Шамиль, 2 „Б"класс
Дружба
Настоящая, верная.
Уважать, доверять, помогать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
Исева Джейран, 2 „Б"класс
Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений.
Рефлексия
Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМ.
Благодарю за внимание!
Желаю педагогического
поиска
в изучении
новых технологий
и реализации
инновационных
методических
приемов
на уроках!
Интернет – ресурсы:
Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново