Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста"
Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста"
«Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью»
Л.Н.Толстой
Работая учителем начальных классов считаю необходимым использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в обучении детей младшего школьного возраста. Потому что именно в начальной школе нужно закладывать основы критического мышления школьников.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь –стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта
Прежде чем развивать критическое мышление у детей, я сама должна уметь критически мыслить. Данный модуль Программы предполагает развитие критического мышления не только у детей, но и учителя.
Развитие критического мышления вырабатывает такие качества, как: способность к самообучению, уверенность в себе, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, быть конкурентоспособным. Человек умеющий критически мыслить может оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для общества. Важную роль в становлении личности, привитие определенных навыков и умений играет школа. Будучи учителем, стремящимся идти в ногу со временем и желающим самосовершенствоваться, я оказалась на курсах - третьем базовом уровне. Обучаясь на курсах, развивая свое критическое мышление, которое связано с другими модулями Программы, училась использовать методы и стратегии модулей на различных этапах урока.
«Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом, а преобразователя, который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. В связи с этим изучение критического мышления как характеристики субъекта, как качество определенного способа саморегуляции.
Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель выступает как равный партнер, дает возможность раскрыться каждому ребенку, вырабатывает у детей умение мыслить и убеждает каждого ученика в его уникальности, вступает в сотрудничество с детьми.
Критическое мышление – это не критика или отрицание, непринятие чего либо вообще, а умение анализировать, делать выводы, оценивать. «Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо связующие мысли выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт, и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе или заключения образования» (Д.Дьюи)
Учитывая потребности учащихся на своих уроках, я использовала технологии критического мышления.
Чтобы изменить отношение детей к учебе, научить думать и мыслить критически, прежде всего должна была измениться я сама, изменить мое отношение к школьникам и их обучению. По окончании курсов я уже подошла с новыми взглядами, и учебному процессу в частности. Обучение критическому мышлению на уроке можно разделить на три стадии : стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии. На практике я старалась максимально применить модуль критического мышления. На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся побуждение интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения. Психологически настроив детей к самостоятельному определению темы урока, и ее значимости я использовала такие приемы и технологии критического мышления « Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Горячий стул», «Лови мяч». Важно показать на данном этапе значимость ответа каждого ребенка, чтобы вовлечь его в активную деятельность. Дети учатся сами определять тему,ставить цель, и определять критерии успеха. Ученики задумываются над, тем чему им нужно будет научиться на уроке, и как этого достичь. На стадии осмысления идет мотивация детей на работу, здесь же ранее полученные знания выводятся на уровень осознания, становятся базой для получения новых знаний. Для осмысления материала я использую приемы «Кластер», таблицу « Знаю, Хочу узнать, Узнал». Ученики учатся составлять кластеры, «Синквейн», постеры.
При проведении рефлексии учащиеся еще раз возвращаются к теме, обмениваются мнениями, размышляют над своими достижениями в изучении и усвоении материала, соотносят базу уже имеющихся знаний с полученными знаниями на уроке, оценивают собственную позицию о расширении полученных знаний. Лучшему осмыслению темы урока, запоминанию способствует проведенная на уроке рефлексия. Дети на стикерах пишут о том, что они знали, что узнали, что им было непонятным, оценивали свою работу на уроке, работу своих товарищей, и урок в целом. Чтобы оценка была объективной вместе с детьми составлены критерии оценивания, на которые дети опираются при оценивании. В качестве домашнего задания использовала прием «Рафт»
( написание текста по определенной теме)
Критическое мышление неразрывно связано со всеми модулями Программы. На уроках я стала использовать диалоговое обучение, это работа детей в парах и в группах. Наверное, для меня такая форма работы, как работа в парах или работа в группах, стало новым видом работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном, только на уроках трудового обучения. В настоящее время я увидела, что работа в группах позволяет учащимся сблизиться, учит терпимо относится друг другу, учит умению слушать и слышать собеседника, что в ходе групповой работе обсуждая ту или иную проблему, учащиеся могут прийти к единому мнению. Все это позволило направить учащихся самостоятельно конструировать учебный процесс, используя конкретные и реальные цели. Отслеживали направление своего развития и сами определяли конечный результат. Получив задание, дети обменивались своими знаниями, дискутировали, делали выводы, рисовали кластеры. В процессе диалога дети углубляли свои знания. Каждый осознавал свою значимость в группе. Чтобы достичь ожидаемых результатов, создавалась атмосфера доверия, уважение друг другу. Ученики постепенно становились главными действующими лицами на уроке, они учились наблюдать, сравнивать, обобщать, творчески подходить к решению любых вопросов.
Поначалу не все дети сразу включались в работу в группе, потому что привыкли получать определенную информацию традиционно, а не добывать ее самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями. Использование парной и групповой формы работы на уроке позволило учащимся получать знания самостоятельно. В процессе общения углубляли знания, что способствовало критическому мышлению. Детям нравилось общение друг с другом, командный дух сплотил учеников, они обменивались знаниями, достигали единой цели.
Использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» мне самой позволило критически подойти к уроку. Я стала придавать большое значение постановке вопросов от простых к сложным.Стала использовать разъяснительные вопросы, которые требовали от ученика объяснения и разъяснения, формулировки своего собственного мнения, такие как: Как вы думаете? Что вы думаете по поводу? Случалось ли вам? Хорошо ли это, так считаешь? На все вопросы дети отвечали односложными ответами, даже не могли аргументировать свои ответы, доказывать и оценивать. Я попыталась особое место в своей практике отвести для «вопросов», познакомила с различными видами вопросов, учила учеников задавать вопросы. Особое внимание уделяла на значимость проблемных и основополагающих вопросов. Я стала использовать в своей практике различные стратегии критического мышления побуждая детей к активным действиям, размышлениям. Вопросы разъяснительного характера составляли основу мозгового штурма и вызывали интерес к новой теме. Правильно заданный вопрос вовлекает учеников в работу и углубляет понимание изучаемого материала. Используя работу в парах или групповую работу в процессе совместного диалога, дети учились анализировать,высказывать свое мнение, не боятся быть услышанными, критиковать другого, находить ошибки, исправлять, приходить к общему мнению.
Изучение модуля «Обучение критическому мышлению» позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества, способствовать развитию самостоятельности у детей, навыков аргументирования, критически подойти к учебному процессу, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ.
Проведя серию последовательных уроков я пришла к выводу, что мои учащиеся находятся на стадии формирования развития критического мышления, при чем данное мышление развивается у всех учащихся по разному. Пришла к выводу, что мыслительная деятельность и постановка речи в моем классе находится не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой началу обучения. Основной задачей для меня на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. научить их задавать вопросы, иметь свое мнение, умение слушать и слышать,, уметь анализировать и оценивать свою работу. Обеспечить индивидуальную поддержку учащимся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.
Теперь я знаю, что в дальнейшем в своей практике, буду использовать различные приемы развития критического мышления на своих уроках, например «Корзину идей», « Дерево предсказаний» на стадии вызова, схему «Фишбоун», «Кубик Блума» для осмысления материала, на стадии рефлексии «Шесть шляп», написание Эссе. Буду обмениваться опытом с другими учителями – практиками и использовать их опыт в своей работе, найду в школе единомышленников, будем работать сообща, делиться опытом.
Думаю, что полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие поможет моим ученикам их адаптации в быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и новых технологий необходимо критически мыслить не только ученикам, но и их учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность может только критически мыслящий учитель
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" »
Шукурова Афиза Биналиевна
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа села
Ушконыр с дошкольным мини-
центром» Карасайский район
Статья
Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста
«Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью»
Л.Н.Толстой
Работая учителем начальных классов считаю необходимым использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в обучении детей младшего школьного возраста. Потому что именно в начальной школе нужно закладывать основы критического мышления школьников.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками , начиная с очень ранней стадии обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь –стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта
Прежде чем развивать критическое мышление у детей, я сама должна уметь критически мыслить. Данный модуль Программы предполагает развитие критического мышления не только у детей, но и учителя.
Развитие критического мышления вырабатывает такие качества, как: способность к самообучению, уверенность в себе, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, быть конкурентоспособным. Человек умеющий критически мыслить может оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для общества. Важную роль в становлении личности, привитие определенных навыков и умений играет школа. Будучи учителем , стремящимся идти в ногу со временем и желающим самосовершенствоваться, я оказалась на курсах - третьем базовом уровне. Обучаясь на курсах , развивая свое критическое мышление, которое связано с другими модулями Программы, училась использовать методы и стратегии модулей на различных этапах урока.
«Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом , а преобразователя , который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. В связи с этим изучение критического мышления как характеристики субъекта, как качество определенного способа саморегуляции.
Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель выступает как равный партнер, дает возможность раскрыться каждому ребенку, вырабатывает у детей умение мыслить и убеждает каждого ученика в его уникальности, вступает в сотрудничество с детьми.
Критическое мышление – это не критика или отрицание, непринятие чего либо вообще, а умение анализировать, делать выводы, оценивать . «Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо связующие мысли выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт , и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности , но уверенности, основанной на фактах, причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе или заключения образования» (Д.Дьюи)
Учитывая потребности учащихся на своих уроках, я использовала технологии критического мышления.
Чтобы изменить отношение детей к учебе, научить думать и мыслить критически , прежде всего должна была измениться я сама, изменить мое отношение к школьникам и их обучению. По окончании курсов я уже подошла с новыми взглядами, и учебному процессу в частности. Обучение критическому мышлению на уроке можно разделить на три стадии : стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии. На практике я старалась максимально применить модуль критического мышления . На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся побуждение интереса к получению новой информации , постановки учеником собственных целей обучения. Психологически настроив детей к самостоятельному определению темы урока, и ее значимости я использовала такие приемы и технологии критического мышления « Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Горячий стул», «Лови мяч». Важно показать на данном этапе значимость ответа каждого ребенка, чтобы вовлечь его в активную деятельность. Дети учатся сами определять тему,ставить цель, и определять критерии успеха. Ученики задумываются над, тем чему им нужно будет научиться на уроке , и как этого достичь. На стадии осмысления идет мотивация детей на работу, здесь же ранее полученные знания выводятся на уровень осознания , становятся базой для получения новых знаний. Для осмысления материала я использую приемы «Кластер», таблицу « Знаю, Хочу узнать , Узнал». Ученики учатся составлять кластеры, «Синквейн», постеры.
При проведении рефлексии учащиеся еще раз возвращаются к теме, обмениваются мнениями , размышляют над своими достижениями в изучении и усвоении материала, соотносят базу уже имеющихся знаний с полученными знаниями на уроке, оценивают собственную позицию о расширении полученных знаний. Лучшему осмыслению темы урока, запоминанию способствует проведенная на уроке рефлексия. Дети на стикерах пишут о том , что они знали, что узнали, что им было непонятным , оценивали свою работу на уроке, работу своих товарищей, и урок в целом. Чтобы оценка была объективной вместе с детьми составлены критерии оценивания, на которые дети опираются при оценивании. В качестве домашнего задания использовала прием «Рафт»
( написание текста по определенной теме)
Критическое мышление неразрывно связано со всеми модулями Программы. На уроках я стала использовать диалоговое обучение , это работа детей в парах и в группах. Наверное, для меня такая форма работы, как работа в парах или работа в группах, стало новым видом работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном , только на уроках трудового обучения. В настоящее время я увидела , что работа в группах позволяет учащимся сблизиться, учит терпимо относится друг другу, учит умению слушать и слышать собеседника, что в ходе групповой работе обсуждая ту или иную проблему , учащиеся могут прийти к единому мнению. Все это позволило направить учащихся самостоятельно конструировать учебный процесс, используя конкретные и реальные цели. Отслеживали направление своего развития и сами определяли конечный результат. Получив задание , дети обменивались своими знаниями, дискутировали, делали выводы, рисовали кластеры. В процессе диалога дети углубляли свои знания. Каждый осознавал свою значимость в группе. Чтобы достичь ожидаемых результатов , создавалась атмосфера доверия, уважение друг другу. Ученики постепенно становились главными действующими лицами на уроке, они учились наблюдать , сравнивать, обобщать , творчески подходить к решению любых вопросов.
Поначалу не все дети сразу включались в работу в группе, потому что привыкли получать определенную информацию традиционно, а не добывать ее самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями. Использование парной и групповой формы работы на уроке позволило учащимся получать знания самостоятельно. В процессе общения углубляли знания , что способствовало критическому мышлению. Детям нравилось общение друг с другом, командный дух сплотил учеников, они обменивались знаниями , достигали единой цели.
Использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» мне самой позволило критически подойти к уроку. Я стала придавать большое значение постановке вопросов от простых к сложным .Стала использовать разъяснительные вопросы, которые требовали от ученика объяснения и разъяснения, формулировки своего собственного мнения, такие как: Как вы думаете? Что вы думаете по поводу? Случалось ли вам? Хорошо ли это, так считаешь? На все вопросы дети отвечали односложными ответами, даже не могли аргументировать свои ответы, доказывать и оценивать. Я попыталась особое место в своей практике отвести для «вопросов» , познакомила с различными видами вопросов, учила учеников задавать вопросы. Особое внимание уделяла на значимость проблемных и основополагающих вопросов. Я стала использовать в своей практике различные стратегии критического мышления побуждая детей к активным действиям, размышлениям. Вопросы разъяснительного характера составляли основу мозгового штурма и вызывали интерес к новой теме. Правильно заданный вопрос вовлекает учеников в работу и углубляет понимание изучаемого материала . Используя работу в парах или групповую работу в процессе совместного диалога, дети учились анализировать ,высказывать свое мнение, не боятся быть услышанными, критиковать другого, находить ошибки, исправлять, приходить к общему мнению.
Изучение модуля «Обучение критическому мышлению» позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества , способствовать развитию самостоятельности у детей , навыков аргументирования , критически подойти к учебному процессу, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ.
Проведя серию последовательных уроков я пришла к выводу, что мои учащиеся находятся на стадии формирования развития критического мышления, при чем данное мышление развивается у всех учащихся по разному. Пришла к выводу , что мыслительная деятельность и постановка речи в моем классе находится не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой началу обучения. Основной задачей для меня на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить . научить их задавать вопросы, иметь свое мнение, умение слушать и слышать, , уметь анализировать и оценивать свою работу. Обеспечить индивидуальную поддержку учащимся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.
Теперь я знаю, что в дальнейшем в своей практике , буду использовать различные приемы развития критического мышления на своих уроках, например «Корзину идей», « Дерево предсказаний» на стадии вызова, схему «Фишбоун», «Кубик Блума» для осмысления материала, на стадии рефлексии «Шесть шляп» , написание Эссе. Буду обмениваться опытом с другими учителями – практиками и использовать их опыт в своей работе, найду в школе единомышленников, будем работать сообща, делиться опытом.
Думаю, что полученные в процессе обучения знания, умения и навыки , достигнутое умственное развитие поможет моим ученикам их адаптации в быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и новых технологий необходимо критически мыслить не только ученикам , но и их учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность может только критически мыслящий учитель