kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

 

 

 

         Выделяются две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

            Для познавательных мотивов учения выделяются следующие уровни мотивов:

 

  1. широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями
  2. учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний
  3. мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.

 

Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:

 

  1. широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности
  2. узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих
  3. мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

 

 

 

          Изучая на протяжении ряда лет мотивацию учения среди школьников разных возрастных категорий, психологи пришли к следующим выводам. На уровне начальной школы и 5-8 классов преобладает мотивация познавательная. Ученики на вопрос о целях учения отвечают: «Хорошо учиться надо для того, чтобы больше знать и уметь».

          Учащиеся старших классов и особенно на выпуске на первое место в ценности образования ставят овладение навыками будущей профессии, возможности карьерного роста и зарабатывания денег. Таким образом, мы видим постепенный крен в сторону социальной мотивации учения. (система стимулов)

 

Внешние (оценка)  -  внутренние  (организация процесса обучения)

         

             В основе принципа мотивации лежит единство познания и оценочной деятельности ( единство знания и отношения).

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

            - построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на    

               основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

 

       

• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:

1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Но главное, что учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

 

А этого невозможно достичь без инновационного обучения.

 

         Инновационная деятельность включает обновление содержания образования; работа по новым программам, новым учебникам, обеспечивается разноуровневое обучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Постоянно проводится отбор и переработка учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информативного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний. Совершенствуется структура урока, в системе проводится мониторинг личностного роста ученика.

Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников {познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.

 

 Анкеты  - объяснение учителя  -  самостоятельное добывание знаний.

Особая форма предъявления изучаемого материала, его содержательной стороны, влечет за собой не только усвоение знаний и умений по предмету, но и выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающих ее перевод на уровень продуктивного творчества.

На смену передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной учителем, и может быть технологическим или поисковым. В рамках каждой из моделей ведется уточнение инновационной направленности.

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

 

 

Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.

 

Исследовательская модель обучения. Урок-исследование, урок-проект.

 

 

Поисково-технологическая модель, построенная по законам инноватики, обеспечивает учителя педагогической технологией, которая в  процессе  обучения  трансформируется  в учебную технологию ученика.

Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание,

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельноси при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается 1) использованием различных источников добывания знаний, 2) видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его.

Процесс инновационного обучения направлен на формирование (к 8 - 9 классу) индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное.

В инновационном обучении активно используются различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, общение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную.

Инновационная методика позволяет подходить к каждому ученику как индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий.

2. Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебных возможностей, В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий..

6. При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие: 1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,

2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания,

3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры ( внешние - побуждения - и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса обучения, при которой конкуренцию выдерживают стимулы, связанные с поиском, "открытием" знаний. Поэтому становится возможным говорить о формировании на уроках исследованиях и уроках-дидактических играх мотивационной системы как целостного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. »

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

Познавательные – направлены на содержание учебного предмета Социальные – направлены на другого человека в ходе учебного процесса
  • Познавательные – направлены на содержание учебного предмета
  • Социальные – направлены на другого человека в ходе учебного процесса
Широкие – ориентация на овладение новыми знаниями. Учебно-познавательные – ориентация на усвоение способов добывания знаний. Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
  • Широкие – ориентация на овладение новыми знаниями.
  • Учебно-познавательные – ориентация на усвоение способов добывания знаний.
  • Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
Широкие – мотивы долга и ответственности. Узкие – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих. Мотивы социального сотрудничества – взаимодействие с другими людьми
  • Широкие – мотивы долга и ответственности.
  • Узкие – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих.
  • Мотивы социального сотрудничества – взаимодействие с другими людьми
Формирование мотивации учения

Формирование мотивации учения

    Учитель должен решать следующие педагогические задачи

    Учитель должен решать следующие педагогические задачи

    • 1) управлять вниманием учащихся;
    • 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
    • 3) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
    • 4) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
    • 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
    • 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
    уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
    • уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
      Подготовительный этап
      • Подготовительный этап

      - За две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы.

      - Определяется форма работы на уроке:

      общая, групповая, индивидуальная.

      - Определяется вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат и т.д.)

      Проведение урока-исследования

      Проведение урока-исследования

      • Определение задач, мотивация учащихся.
      • Постановка проблемы.
      • Определение темы и цели исследования.
      • Выдвижение рабочей гипотезы.
      • Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
      • Формулирование выводов по результатам исследования.
      • Подведение итогов урока.
      Компоненты познавательной мотивации

      Компоненты познавательной мотивации

      • Мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна.
      • Цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном ему процессе познания.
      • Возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Всем учителям

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: Прочее

      Скачать
      Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации.

      Автор: Смбулян Лолита Грантовна

      Дата: 23.06.2014

      Номер свидетельства: 107961

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#865 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
          ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
          ["file_id"] => string(6) "118934"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1413295873"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#887 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
          ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
          ["file_id"] => string(6) "368510"
          ["category_seo"] => string(6) "corect"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1481482313"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#865 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
          ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
          ["file_id"] => string(6) "232141"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1442758847"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#887 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(262) "Использование технологии развития критического мышления чтения и письма как средство развития познавательной активности младших школьников"
          ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_tiekhnologhii_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_chtieniia_i_p"
          ["file_id"] => string(6) "427512"
          ["category_seo"] => string(10) "literatura"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1504781198"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#865 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(205) "Интерактивные игровые технологии как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
          ["seo_title"] => string(80) "interaktivnye_igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnogo_interesa"
          ["file_id"] => string(6) "578238"
          ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1618478155"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      Распродажа видеоуроков!
      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства