kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

 

 

 

         Выделяются две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

            Для познавательных мотивов учения выделяются следующие уровни мотивов:

 

  1. широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями
  2. учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний
  3. мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.

 

Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:

 

  1. широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности
  2. узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих
  3. мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

 

 

 

          Изучая на протяжении ряда лет мотивацию учения среди школьников разных возрастных категорий, психологи пришли к следующим выводам. На уровне начальной школы и 5-8 классов преобладает мотивация познавательная. Ученики на вопрос о целях учения отвечают: «Хорошо учиться надо для того, чтобы больше знать и уметь».

          Учащиеся старших классов и особенно на выпуске на первое место в ценности образования ставят овладение навыками будущей профессии, возможности карьерного роста и зарабатывания денег. Таким образом, мы видим постепенный крен в сторону социальной мотивации учения. (система стимулов)

 

Внешние (оценка)  -  внутренние  (организация процесса обучения)

         

             В основе принципа мотивации лежит единство познания и оценочной деятельности ( единство знания и отношения).

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

            - построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на    

               основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

 

       

• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:

1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Но главное, что учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

 

А этого невозможно достичь без инновационного обучения.

 

         Инновационная деятельность включает обновление содержания образования; работа по новым программам, новым учебникам, обеспечивается разноуровневое обучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Постоянно проводится отбор и переработка учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информативного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний. Совершенствуется структура урока, в системе проводится мониторинг личностного роста ученика.

Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников {познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.

 

 Анкеты  - объяснение учителя  -  самостоятельное добывание знаний.

Особая форма предъявления изучаемого материала, его содержательной стороны, влечет за собой не только усвоение знаний и умений по предмету, но и выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающих ее перевод на уровень продуктивного творчества.

На смену передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной учителем, и может быть технологическим или поисковым. В рамках каждой из моделей ведется уточнение инновационной направленности.

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

 

 

Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.

 

Исследовательская модель обучения. Урок-исследование, урок-проект.

 

 

Поисково-технологическая модель, построенная по законам инноватики, обеспечивает учителя педагогической технологией, которая в  процессе  обучения  трансформируется  в учебную технологию ученика.

Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание,

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельноси при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается 1) использованием различных источников добывания знаний, 2) видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его.

Процесс инновационного обучения направлен на формирование (к 8 - 9 классу) индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное.

В инновационном обучении активно используются различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, общение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную.

Инновационная методика позволяет подходить к каждому ученику как индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий.

2. Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебных возможностей, В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий..

6. При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие: 1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,

2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания,

3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры ( внешние - побуждения - и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса обучения, при которой конкуренцию выдерживают стимулы, связанные с поиском, "открытием" знаний. Поэтому становится возможным говорить о формировании на уроках исследованиях и уроках-дидактических играх мотивационной системы как целостного образования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. »

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации

Познавательные – направлены на содержание учебного предмета Социальные – направлены на другого человека в ходе учебного процесса
  • Познавательные – направлены на содержание учебного предмета
  • Социальные – направлены на другого человека в ходе учебного процесса
Широкие – ориентация на овладение новыми знаниями. Учебно-познавательные – ориентация на усвоение способов добывания знаний. Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
  • Широкие – ориентация на овладение новыми знаниями.
  • Учебно-познавательные – ориентация на усвоение способов добывания знаний.
  • Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
Широкие – мотивы долга и ответственности. Узкие – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих. Мотивы социального сотрудничества – взаимодействие с другими людьми
  • Широкие – мотивы долга и ответственности.
  • Узкие – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих.
  • Мотивы социального сотрудничества – взаимодействие с другими людьми
Формирование мотивации учения

Формирование мотивации учения

    Учитель должен решать следующие педагогические задачи

    Учитель должен решать следующие педагогические задачи

    • 1) управлять вниманием учащихся;
    • 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
    • 3) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
    • 4) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
    • 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
    • 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
    уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
    • уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
      Подготовительный этап
      • Подготовительный этап

      - За две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы.

      - Определяется форма работы на уроке:

      общая, групповая, индивидуальная.

      - Определяется вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат и т.д.)

      Проведение урока-исследования

      Проведение урока-исследования

      • Определение задач, мотивация учащихся.
      • Постановка проблемы.
      • Определение темы и цели исследования.
      • Выдвижение рабочей гипотезы.
      • Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
      • Формулирование выводов по результатам исследования.
      • Подведение итогов урока.
      Компоненты познавательной мотивации

      Компоненты познавательной мотивации

      • Мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна.
      • Цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном ему процессе познания.
      • Возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Всем учителям

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: Прочее

      Скачать
      Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации.

      Автор: Смбулян Лолита Грантовна

      Дата: 23.06.2014

      Номер свидетельства: 107961

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
          ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
          ["file_id"] => string(6) "118934"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1413295873"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#885 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
          ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
          ["file_id"] => string(6) "368510"
          ["category_seo"] => string(6) "corect"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1481482313"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
          ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
          ["file_id"] => string(6) "232141"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1442758847"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#885 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(262) "Использование технологии развития критического мышления чтения и письма как средство развития познавательной активности младших школьников"
          ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_tiekhnologhii_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_chtieniia_i_p"
          ["file_id"] => string(6) "427512"
          ["category_seo"] => string(10) "literatura"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1504781198"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
          ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
          ["file_id"] => string(6) "300591"
          ["category_seo"] => string(10) "matematika"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1456761021"
        }
      }
      

      ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
      Личный сайт учителя
      Получите в подарок сайт учителя


      Распродажа видеоуроков!
      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства