Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации
Выделяются две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
Для познавательных мотивов учения выделяются следующие уровни мотивов:
- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями
- учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний
- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:
- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности
- узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих
- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.
Изучая на протяжении ряда лет мотивацию учения среди школьников разных возрастных категорий, психологи пришли к следующим выводам. На уровне начальной школы и 5-8 классов преобладает мотивация познавательная. Ученики на вопрос о целях учения отвечают: «Хорошо учиться надо для того, чтобы больше знать и уметь».
Учащиеся старших классов и особенно на выпуске на первое место в ценности образования ставят овладение навыками будущей профессии, возможности карьерного роста и зарабатывания денег. Таким образом, мы видим постепенный крен в сторону социальной мотивации учения. (система стимулов)
Внешние (оценка) - внутренние (организация процесса обучения)
В основе принципа мотивации лежит единство познания и оценочной деятельности ( единство знания и отношения).
В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на
основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.
• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Но главное, что учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
А этого невозможно достичь без инновационного обучения.
Инновационная деятельность включает обновление содержания образования; работа по новым программам, новым учебникам, обеспечивается разноуровневое обучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Постоянно проводится отбор и переработка учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информативного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний. Совершенствуется структура урока, в системе проводится мониторинг личностного роста ученика.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников {познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.
Анкеты - объяснение учителя - самостоятельное добывание знаний.
Особая форма предъявления изучаемого материала, его содержательной стороны, влечет за собой не только усвоение знаний и умений по предмету, но и выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающих ее перевод на уровень продуктивного творчества.
На смену передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной учителем, и может быть технологическим или поисковым. В рамках каждой из моделей ведется уточнение инновационной направленности.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;
- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Исследовательская модель обучения. Урок-исследование, урок-проект.
Поисково-технологическая модель, построенная по законам инноватики, обеспечивает учителя педагогической технологией, которая в процессе обучения трансформируется в учебную технологию ученика.
Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание,
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельноси при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается 1) использованием различных источников добывания знаний, 2) видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его.
Процесс инновационного обучения направлен на формирование (к 8 - 9 классу) индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное.
В инновационном обучении активно используются различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, общение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную.
Инновационная методика позволяет подходить к каждому ученику как индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий.
2. Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебных возможностей, В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий..
6. При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие: 1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,
2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания,
3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры ( внешние - побуждения - и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса обучения, при которой конкуренцию выдерживают стимулы, связанные с поиском, "открытием" знаний. Поэтому становится возможным говорить о формировании на уроках исследованиях и уроках-дидактических играх мотивационной системы как целостного образования.