Формирование УУД через применение активных форм и методов обучения
Формирование УУД через применение активных форм и методов обучения
Формирование универсальных учебных действий через применение активных форм обучения в начальной школе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам:
умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Известно, что человек запоминает только :
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.
70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.
И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: только 10% людей способны учиться с книгой в руках.
Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы традиционного обучения в школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому:
своими поступками,
реальными делами,
всеми органами чувств,
т.е. способы познания у разных людей разные.
И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Именно поэтому в своей работе я стараюсь использовать активные формы и методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через применение активных форм и методов обучения »
Российская Федерация
Костромская область
Буйский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Формирование универсальных учебных действий
через применение активных форм обучения.
Мурчкова Ксения Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Боровской основной школы.
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Формирование УУД
Обеспечивают:
умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
запоминание
вовлечённость учащихся
в процесс познания
По результатам исследований.
!
10% то, что
читаем
Восприятие
слов.
словесная
20% то, что слышим
расшифровка
Иллюстрация.
30% то, что
видим
визуальная
расшифровка
50% то, что
видим и
слышим
Фильмы, выставки, экскурсии.
70%то, что
восприятие
говорим
и
участие
Участие в дискуссиях.
Имитация
участия в реальном процессе.
90% то, что
деятельность
говорим и
делаем
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ:
- между теоретическими знаниями учащихся и умением их применять на практике в жизни;
- между наличными, имеющимися, укрепившимися у учащихся навыками и новыми требованиями, например при смене учителя, при переходе из начальных классов в среднее звено, при переходе в другую школу и т.д.;
- в методах обучения: руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся;
- между единым одинаковым темпом работы класса и большим различием в способностях и трудолюбии учащихся.
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
СТИМУ
ЛИРУЮТ
развитие мыслительных способностей учащихся,
развитие интереса к учебной деятельности и творчества.
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод проблемного обучения
Метод проектного обучения
Интерактивные методы
Игровые методы
Проблемное обучение
ПОИСКОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс познания
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯЯ И УЧЕНИКОВ
Успешность
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
побуждающий диалог
противоречие
Конкретные вопросы
различные точки зрения
явления с различных позиций
Проблемные исследовательские задания и задачи
Примеры проблемных ситуаций
И.С. Тургенев «Муму»
В деревне
В городе
Пахал землю
Косил траву
Воды привезти
тяжёлая работа
Молотил зерно
Дров наколоть
лёгкая работа
Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?
Двор подмести
Познавательные умения:
осуществляют поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ, синтез, устанавливают аналогии.
ВЫВОД:Использование на уроках проблемной ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательных интересов в процессе овладения знаниями.
Коммуникативные:
овладевают монологической и диалогической формой коммуникации
Регулятивные умения:
дети принимают учебную задачу, планируют свои действия.
Личностные:
формулируют своё мнение и позицию, стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
представляет собой развитие идей проблемного обучения.
особенность - наличие значимой социальной или личной проблемы ученика
требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
Цель проектного обучения
Овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Типы проектов
По количеству участников:
По доминирующему в проекте методу:
По продолжительности проведения:
Исследовательские
личностные;
краткосрочными;
Информационные
парные;
средней продолжительности;
Творческие
групповые.
долгосрочные.
Игровые
Практические
ПРОЕКТЫ
ВЫВОД: (благодаря методу проектного обучения)
Повышается мотивация к изучению предмета;
Наблюдается активность участия родителей в учебном процессе.
Стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД
Основан
на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.
Ведущий метод
общение
Организационная форма
обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.
Ведущие признаки
Многоголосье;
Диалог;
Мыследеятельность;
Смыслотворчество;
Свобода выбора;
Создание ситуации успеха;
Рефлексия.
Рефлексия
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Дерево успеха
Букет настроения
Дерево чувств
Эти методы обучения помогают мне:
сделать процесс обучения более осмысленным,
логически завершенным,
эмоционально положительно окрашенным,
и как следствие – более эффективным.
Использование интерактивных методов позволяет мне:
развивать у учащихся такие качества личности, как
волю,
активность,
доброжелательность,
умение взаимодействовать друг с другом,
доказывать свое мнение и принимать мнение других.
Игровые методы
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.
Основное отличие педагогической игры от игрывообще состоит в том, что она обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.