Этапы современного урока в деятельностной парадигме
Этапы современного урока в деятельностной парадигме
Учитель на современном уроке
учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.;
Необходимо знать принципы построения урока, требования к современному уроку,примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Требования к современному уроку
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной.
Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этапы современного урока в деятельностной парадигме»
Этапы современного урока в деятельностной парадигме
Учитель математики МБОУ Колузаевской ООШ
Понамарева Л.А.
Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Каким должен быть современный урок? Вопрос уже почти риторический. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Учитель на современном уроке
учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Требования к современному уроку
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной.
Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Типы уроков
1)Уроки «открытия» нового знания;
2)Уроки отработки умений и рефлексии;
3)Уроки общеметодологической направленности;
4)Уроки развивающего контроля.
Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Этап мотивации к учебной деятельности
мотивация к учебной деятельности
«надо»
«могу»
«хочу»
Этап актуализации и пробного учебного действия
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Этап выявления места и причины затруднения
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Этап построения выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этап реализации построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Этап включения в систему знаний и повторения
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и пробного учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
Структура урока общеметодологической направленности
Этап мотивации;
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
Этап включения изученного в систему знаний;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Структура урока развивающего контроля
Этап проведения контрольной работы;
Этап мотивации (самоопределения);
Этап актуализации и самоконтроля;
Этап анализа контрольной работы;
Этап локализация индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап повторения и решения заданий творческого уровня;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Осуществление контроля
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Требования к уроку
Традиционный урок
Осуществление коррекции
Урок современного типа
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Итог урока
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Классификация рефлексии
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Проводить рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
Приём рефлексии «Смайлик»
Приём рефлексии «Букет настроения»
Приём рефлексии«Светофор»
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком , урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Приём рефлексии« Незаконченное предложение»
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
Приём рефлексии«Плюс-минус-интересно»
Плюс
Минус
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей
Интересно
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной
учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Приём рефлексии«Оцени себя на уроке»
Урок
Я на уроке
1. интересно
Итог
1. работал
2. скучно
2. отдыхал
1. понял материал
3.безразлично
2. узнал больше, чем знал
3.помогал другим
3.не понял
Приём рефлексии«Опросник»
Ученикам необходимо поставить знак «+» или «- »напротив каждого утверждения, выразив тем самым свое отношение к учебному процессу, предмету в целом, к изучаемой теме. Каждый преподаватель может составить «опросник» по своему усмотрению.
Приём рефлексии«Рюкзак»
•я научился составлять план текста и конспект;
•я запомнил формулу для нахождения дискриминанта;
•я разобрался в такой-то теме ;
•я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного.
Приём рефлексии«Мои ответы»
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
Приём рефлексии«Анкетирование»
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок для меня показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.