Урок английского языка в системно-деятельностном подходе
Урок английского языка в системно-деятельностном подходе
Урок английского языка по теме "Олимпийские игры" 7 класс УМК "Enjoy English" Биболетова, разработанный в системно-деятельностном подходе.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняется личный смысл своей деятельности. Обычно свой урок я начинаю с цели и задач урока, которые говорю ребятам. В данном случае урок я начала с вопросов о том, что необходимо делать, чтобы быть здоровым, что нужно делать, чтобы держать себя в форме, выполняют ли ребята утреннюю зарядку, занимаются ли в спортивных секциях, какой любимый вид спорта, смотрели ли они Олимпийские игры в Сочи, какие виды спорта входят в зимние Олимпийские игры, какие в летние и т.д. Таким образом на данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, происходит активизация учащихся для того, чтобы вызвать интерес, способствовать тому, чтобы они начали вспоминать информацию, обсуждавшуюся на предыдущих уроках в рамках темы "Sport and Game". (Принцип деятельности)
Следующее требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки, по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. Учащимся предлагается сыграть в игру, в которой необходимо выбрать карточку с названием вида спорта, входящего в олимпийские игры, показать сначала его без слов, чтобы одноклассники могли угадать, а затем самостоятельно или по алгоритму (записанному на доске) рассказать об этом спорте. Затем учащиеся самостоятельно формулируют цели и тему урока, а также учащимся предлагается выбрать виды деятельности для достижения цели урока.
С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности) В процессе этой работы дети должны испытать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющее их искать выход из проблемной ситуации. На своём уроке я создала несколько таких проблемных ситуаций. Предложила ребятам прослушать текст аудирования, самостоятельно выделить новые слова и ответить на вопросы по содержанию. Таким образом данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Другая проблемная ситуация возникла у ребят при работе с текстом об Олимпийских играх. Учащиеся вступают в контакт с новой информацией в виде текста, информация о спортивной жизни Великобритании. Им предлагается найти ответы на вопросы к тексту. Отрабатывается навык поискового чтения. Активно участвуя в данном виде речевой деятельности, появляется возможность для формирования навыка чтения с полным пониманием, что в дальнейшем дает возможность провести сравнительно-классификационный анализ при организации рефлексивного осмысления прочитанного материала.
Необходимым этапом урока, построенного в системно-деятельностной парадигме является этап реализации построенного проекта, на котором учащиеся корректируют свои ошибки в самостоятельной работе, происходит первичное закрепление знаний. На данном уроке, используя вопросы к тексту, предложенные мной, учащиеся имеют возможность отработать изученный текстовый материал. Им необходимо подготовить краткий пересказ текста по вопросам. Развернутый план ответа позволяет спрогнозировать содержание, удерживать внимание и классифицировать информацию, тренирует умение выбирать из текста главную мысль, позволяет аргументировать свою позицию. На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, а затем – выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определённых, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моём уроке. Ребятам предлагалось самостоятельно на индивидуальных карточках прочитать предложения и вставить глагол в нужной форме. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха (Принцип психологического комфорта), способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия ("учение" - "ученик", "ученик" - "класс", "ученик" - "учебная группа", "ученик" - "учитель" и др.) Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моём уроке проходила фронтальная работа, индивидуальная и парная. На этапе урока Включение знаний в систему и повторение ребята работают в парах и вместе выполняют упражнение в рабочей тетради, совершенствуя лексические навыки и навыки чтения и письма. При выполнении самостоятельной работы в парах “сильный” ученик может при необходимости оказать помощь “слабому ” ученику.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовало сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся (Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении. На моём уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные формы. На моём уроке творческим заданием стало домашнее задание на последующие 4 урока. Ребятам предлагалось разбиться на пары и дома самостоятельно подготовить проект "Наши олимпийские игры". Через 4 урока они должны были предоставить презентацию и рассказать о своих олимпийских играх по плану, который получил каждый ученик.
Также творческим заданием было домашнее задание на следующий урок по выбору для желающих.
Ещё одним важным критерием для проведения урока в системно-деятельностной парадигме является рефлексия деятельности учащихся. На своих уроках, также как и на этом учащимся предлагается продолжить несколько предложений. Таким образом сделать вывод что получилось, над чем нужно ещё поработать, что было трудным. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок английского языка в системно-деятельностном подходе »
Урок английского языка в 7 классе
по теме: “Олимпийские игры”
Выполнила
Олейник Наталья Викторовна
учитель английского языка
МАОУСОШ п.Волгино
Боровичского района
Новгородской области
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2015
Тема урока: Олимпийские игры.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о страноведческой информации по теме: олимпийские игры и их истории;
Развивающая: развивать представления учащихся о проведении олимпийских игр и их истории. Развивать навык чтения, диалогической речи и работы с вопросами. Развивать коммуникативные умения и навыки;
Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; формировать умения участвовать в коллективной познавательной деятельности, умение обобщать и анализировать.
Задачи урока:
Формирование коммуникативной компетенции – функциональное использование базовых коммуникативных навыков (развитие навыков поисково-информативного чтения, развитие навыков монологической речи с опорой на схему).
Формирование социокультурной компетенции – расширение объема знаний об олимпийских играх, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты в области спорта.
Формирование учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих использовать приобретенные знания в межпредметной коммуникации.
Методы и методические приёмы: проблемный, частично поисковый, наглядный.
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с планом проекта.
Литература для учащихся: УМК «Enjoy English 7» учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений России М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой (Обнинск: Титул, 2010).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД.
Good afternoon, boys and girls. It’s lovely day today, isn’t it? How are you? Who can tell me what day it is today? Have you done morning exercises this morning? What should you do to look great? etc.
Знания материала с сегодняшнего урока вам понадобятся для завершающего контрольного урока по данной теме.
- To be attentively.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, происходит активизация учащихся для того, чтобы вызвать интерес, способствовать тому, чтобы они начали вспоминать информацию, обсуждавшуюся на предыдущих роках в рамках темы «Sport and Games».
3.Актуализация знаний. Целепологание. Развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Choose the word, show the kind of sport, ask your classmates what sport is it and tell the class about this sport (учащимся предлагается выбрать карточку, где написаны названия видов спорта (входящие в олимпийские игры), показать движениями этот вид спорта классу, попросить угадать, а затем рассказать об этом спорте)
What are we going to speak about? (учащиеся формулируют тему урока) What should we do to speak well about sport? (учащиеся выбирают виды деятельности для достижения цели урока)
1) Practice words 2) Make up dialogues about sport 3) Listen to the text and do exercises 4) Learn new words and grammar rules 5) Read 6) Speak 7) Do the test 8) Draw pictures 9) Play games
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных и регулятивных УУД.
Аудирование
(учащиеся слушают текст, узнают на слух новые слова и отвечают на вопросы по его содержанию)
Let’s listen to the text and answer some questions
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
5.Построение проекта выхода из затруднений. Развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Чтение текста об Олимпийских Играх
(в тексте встречаются вновь изученные слова)
Read the text
OLYMPIC GAMES
At the end of the 19th century a Frenchman called Baron Pierre de Coubertin decided to try to revive the Olympic Games. At that time, Europe was divided by wars. Coubertin thought that the Olympic Games could help to keep peace. He described the Olympic spirit in the following words: “The important thing is not winning, but taking part”.
At first, nobody was interested his idea. But Coubertin formed the International Olympic Committee and on 5th April 1896 the Olympic Games began again.
In 1913, Coubertin founded an emblem of five rings. They became the symbol of the Olympic Games. These five rings represent five parts of the world: Europe, America, Australia, Africa and Asia.
Since then the Olympic Games have become the most important sports event in the world. They are held once every 4 years. The greatest wish for all the sportsmen is to win a medal, or simply to take part in the Olympic Games
Учащиеся вступают в контакт с новой информацией в виде текста, информация о спортивной жизни Великобритании. Им предлагается найти ответы на вопросы к тексту. Отрабатывается навык поискового чтения. Активно участвуя в данном виде речевой деятельности, появляется возможность для формирования навыка чтения с полным пониманием, что в дальнейшем дает возможность провести сравнительно-классификационный анализ при организации рефлексивного осмысления прочитанного материала.
6. Физкультминутка
I see that you are tired. Let’s have a rest.
7.Этап реализации построенного проекта. Первичное закрепление знаний. Развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Краткийпересказтекстаповопросам
Read the text about Olympic Games, be ready to retell it.
(Вопросы к тексту на экране)
Answer the following questions.
Why did Coubertin decide to revive the Olympic Games at the end of the 19th century?
What words did describe the Olympic spirit?
When did the Olympic Games begin again?
What has become a symbol of the Olympic Games? What does this symbol mean?
Are the Olympic Games popular now?
Используя вопросы к тексту, предложенные учителем, учащиеся имеют возможность отработать изученный текстовый материал. Развернутый план ответа позволяет спрогнозировать содержание, удерживать внимание и классифицировать информацию, тренирует умение выбирать из текста главную мысль, позволяет аргументировать свою позицию. На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, а затем – выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
(Выполняем упражнение и сверяем с эталоном на экране)
Read the sentences and fill in the gaps with the correct form ofverbs.
1. The first Olympic Games (be) _______________in Greece in 776 BC.
2. The sportsmen (come)______________ from different parts of Greece.
3. The modern Olympic Games (begin) ______________________in 1896.
4. The last Winter Olympic Games (be) _____________in Canada in 2010.
5. The future Olympic Games (be) ________________in Sochi in 2014.
6. We hope our sportsmen (be) _____________the winners in 2014.
7. Now we (build) ____________ a big ice stadium in Adler.
8. Every year a lot of people (come) __________to ski in Krasnaya Polyana.
9. We (be) _______ glad to see how many people do winter sports in Sochi.
Check yourself:
1. The first Olympic Games were in Greece in 776 BC.
2. The sportsmen came from different parts of Greece.
3. The modern Olympic Games began in 1896.
4. The last Winter Olympic Games were in Canada in 2010.
5. The future Olympic Games will be in Sochi in 2014.
6. We hope our sportsmen will be the winners in 2014.
7. Now we are building a big ice stadium in Adler.
8. Every year a lot of people come to ski in Krasnaya Polyana
9. We are glad to see how many people do winter sports in Sochi.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшуюпознавательную деятельность.
9. Включение знаний в систему и повторение. Развитие познавательных УУД.
The next task for you is exercise 1, page 77 in your workbook. It’s your turn to work in pairs and make up sentences what sports would you include in the programme of the competition. Explain why.
На данном этапе уроке ребята работают в парах и вместе выполняют упражнение в рабочей тетради, совершенствуя лексические навыки и навыки чтения и письма. При выполнении самостоятельной работы в парах “сильный” ученик может при необходимости оказать помощь “слабому ” ученику.
10.Рефлексия деятельности. Развитие познавательных и регулятивных УУД.
На экране появляется слайд с началом нескольких предложений, которые дети должны продолжить.
Now I know …
I understood …
I can …
It was difficult …
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
11. Домашнее задание
1. Первое домашнее задание для всех. Предлагаю вам самостоятельно дома подготовить в парах проект “Наши олимпийские игры”. На уроке защиты проектов (через 4 урока), вы должны будете предоставить презентацию и рассказать о своих олимпийских играх по следующему плану:
Дата проведения (the date)
Уастники (the participants)
Девиз (the motto)
Эмблема (the emblem)
Талисманы (the mascots)
Спортивная программа (the sports programme)
Культурная программа (the cultural programme)
2. К следующему уроку задание для всех: s.b. page 122 ex. 21,22