Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Урок английского языка по теме "Олимпийские игры" 7 класс УМК "Enjoy English" Биболетова, разработанный в системно-деятельностном подходе.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняется личный смысл своей деятельности. Обычно свой урок я начинаю с цели и задач урока, которые говорю ребятам. В данном случае урок я начала с вопросов о том, что необходимо делать, чтобы быть здоровым, что нужно делать, чтобы держать себя в форме, выполняют ли ребята утреннюю зарядку, занимаются ли в спортивных секциях, какой любимый вид спорта, смотрели ли они Олимпийские игры в Сочи, какие виды спорта входят в зимние Олимпийские игры, какие в летние и т.д. Таким образом на данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, происходит активизация учащихся для того, чтобы вызвать интерес, способствовать тому, чтобы они начали вспоминать информацию, обсуждавшуюся на предыдущих уроках в рамках темы "Sport and Game". (Принцип деятельности)
Следующее требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки, по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. Учащимся предлагается сыграть в игру, в которой необходимо выбрать карточку с названием вида спорта, входящего в олимпийские игры, показать сначала его без слов, чтобы одноклассники могли угадать, а затем самостоятельно или по алгоритму (записанному на доске) рассказать об этом спорте. Затем учащиеся самостоятельно формулируют цели и тему урока, а также учащимся предлагается выбрать виды деятельности для достижения цели урока.
С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности) В процессе этой работы дети должны испытать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющее их искать выход из проблемной ситуации. На своём уроке я создала несколько таких проблемных ситуаций. Предложила ребятам прослушать текст аудирования, самостоятельно выделить новые слова и ответить на вопросы по содержанию. Таким образом данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Другая проблемная ситуация возникла у ребят при работе с текстом об Олимпийских играх. Учащиеся вступают в контакт с новой информацией в виде текста, информация о спортивной жизни Великобритании. Им предлагается найти ответы на вопросы к тексту. Отрабатывается навык поискового чтения. Активно участвуя в данном виде речевой деятельности, появляется возможность для формирования навыка чтения с полным пониманием, что в дальнейшем дает возможность провести сравнительно-классификационный анализ при организации рефлексивного осмысления прочитанного материала.
Необходимым этапом урока, построенного в системно-деятельностной парадигме является этап реализации построенного проекта, на котором учащиеся корректируют свои ошибки в самостоятельной работе, происходит первичное закрепление знаний. На данном уроке, используя вопросы к тексту, предложенные мной, учащиеся имеют возможность отработать изученный текстовый материал. Им необходимо подготовить краткий пересказ текста по вопросам. Развернутый план ответа позволяет спрогнозировать содержание, удерживать внимание и классифицировать информацию, тренирует умение выбирать из текста главную мысль, позволяет аргументировать свою позицию. На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, а затем – выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определённых, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моём уроке. Ребятам предлагалось самостоятельно на индивидуальных карточках прочитать предложения и вставить глагол в нужной форме. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха (Принцип психологического комфорта), способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия ("учение" - "ученик", "ученик" - "класс", "ученик" - "учебная группа", "ученик" - "учитель" и др.) Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моём уроке проходила фронтальная работа, индивидуальная и парная. На этапе урока Включение знаний в систему и повторение ребята работают в парах и вместе выполняют упражнение в рабочей тетради, совершенствуя лексические навыки и навыки чтения и письма. При выполнении самостоятельной работы в парах “сильный” ученик может при необходимости оказать помощь “слабому ” ученику.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовало сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся (Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении. На моём уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные формы. На моём уроке творческим заданием стало домашнее задание на последующие 4 урока. Ребятам предлагалось разбиться на пары и дома самостоятельно подготовить проект "Наши олимпийские игры". Через 4 урока они должны были предоставить презентацию и рассказать о своих олимпийских играх по плану, который получил каждый ученик.
Также творческим заданием было домашнее задание на следующий урок по выбору для желающих.
Ещё одним важным критерием для проведения урока в системно-деятельностной парадигме является рефлексия деятельности учащихся. На своих уроках, также как и на этом учащимся предлагается продолжить несколько предложений. Таким образом сделать вывод что получилось, над чем нужно ещё поработать, что было трудным. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт