Эффективные методы контроля знаний, умений и компетенций обучающихся
Эффективные методы контроля знаний, умений и компетенций обучающихся
Презентация поссвящена эффективности контроля знаний и умений на экзамене (квалификационном). Разработаны критерии оценки по которым оценивается в бальной системе общие и профессиональные компетенции, а также полученный продукт. Такая оценка позволяет более качественно оценивать знания и умения обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы контроля знаний, умений и компетенций обучающихся»
Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз-техникум» Тема доклада: «Эффективные методы контроля знаний, умений и компетенций обучающихся» Тема заседания УМО: «Проведение экзамена (квалификационного) »
Подготовила: З.В. Майфат, преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ КК«АЛХТ»
Цель доклада :
Совершенствование методики контроля качества обученности при подготовке и проведению экзамена (квалификационного)
Основные требования к процессу контроля и оценки образовательных результатов
В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется какпроцесссопоставления достигнутых результатовобучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.
Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля:
Контролирующая Обучающая
Диагностическая Прогностическая
Развивающая Ориентирующая
Информационная Сравнительная
Воспитательная и мотивирующая
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций
Виды контроля
1. Входной контроль— контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине, МДК.
2.Текущий контроль— непрерывно осуществляемое "отслеживание уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях;
3. Рубежный контроль— контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль— контроль знаний, умений, компетенций и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств.
5.Отсроченный контроль— контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот ср ок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Контроль качества результатов обучения включает:
- проверку,
- оценивание,
- накопление статистических данных, их анализ,
- выявление динамики, тенденций,
- прогнозирование дальнейшего развития событий
Проверка — составной компонент контроля, функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение преподавателем объективной информации о степени освоения учебного материала , своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности обучающегося, но и объема учебного труда последнего
Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В ведомостях успеваемости, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок.
Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся.
Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Очень важно при этом понимать, что оценка — это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы.
Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) • 100% ,
где О — оценка успеваемости (обученности, продуктивности),
Ф — фактический объем усвоенных знаний, умений;
П — полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
Как видно, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100% — полное усвоение информации и 0% — полное отсутствие такового.
Основные инструменты оценки, характерные для модульно-компетентностного обучения
1. Практические упражнения - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные профессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие (важные при оценивании общих компетенций). Оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте), или на способе выполнения (процессе) или на их комбинации.
2 .Задание - это упражнение на решение проблемы с ясными, конкретными условиями и ограниченным временем, выполняемое, как правило, по заданным параметрам и отличающееся от практического задания по демонстрации компетенций, которое проводится с целью комплексной оценки освоения отдельных действий или всего модуля
3.Ролевая игра – предлагаемая ситуация обучающемуся на которую он должен прореагировать, сыграв определенную роль (в деловой игре – профессиональную роль).
4.Журнал-дневник обучающихся ведет сам обучающийся. В нем содержится описание конкретного опыта обучения, выполненных заданий, освоенных умений, отношения к обучению. Форма журнала/дневника разрабатывается педагогом совместно с обучающимися таким образом, чтобы в нем максимально можно было собрать, зафиксировать, подтвердить факт освоения обучающимся профессиональных или общих компетенций .
5.Кейс-метод/описание ситуации - обучаемому дается задание проанализировать данную ситуацию, прийти к выводу, принять и объяснить решение, выбрать определенную стратегию/тактику действий в предложенной ситуации.
Эффективность контроля проверки освоения компетенций обучающихся на экзамене (квалификационном) во многом зависит от разработанных критериев оценки
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Выполнил (максимальное кол-во баллов)
1.1
1. Ход выполнения задания
Показатели оценки результата
1.2
Квалифика-
качественное выполнение в срок всех условий задания ОК2
5
ционный минимум
1.2.1
Не выполнил
рациональное распределение времени на выполнение задания: ОК2
2.Достигнуты ли цели, которые я ставил(а) перед экзаменом?
3.Что повлияло на результат?
4.Какие трудности возникли?
5.Каким образом преодолевались трудности?
6.Что мне удалось больше всего?
7.Над чем предстоит еще поработать?
8.Чтобы я исправил(а) бы в следующий раз, на следующем экзамене?
Анализ обученности при проведении экзамена (квалификационного) в гр. 33 по ПМ 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
3 обучающихся набрали от 90-100 баллов (отлично)
13 обучающихся набрали от 80-89 баллов (хорошо)
3 обучающихся набрали от 70-79 баллов (удовлетворительно
Среднее количество баллов 85 баллов
Обученность = О = (Ф/П) • 100% ,
85/100*100 = 85%
Анализ по результатам рефлексирования
Какие трудности возникли? - 15% допустили ошибки в расчетах
Над чем предстоит еще поработать – 20 % хотело бы более углубленного изучения программы 1С: Бухгалтерия
85% считают, что сдали экзамен квалификационный успешно
15% убеждены, что можно было лучше подготовиться
60% уверены, что никаких изменений в задания вносить не надо
0% считают что задания были невыполнимыми
Выводы:
Продолжить работу по повышению эффективности контроля качества обученности путем разработки кейс-заданий приближенных к реальной ситуации
Продолжить работу по разработке критериев оценки и проводить проверку по разработанным критериям оценки в баллах
Накапливать статистические данные, проводить анализ с целью прогнозирования и корректировки дальнейшего развития событий
Список источников
Лунев, В. В. Модульные программы, основанные на компетенциях концепция, разработка, реализация [Электронный ресурс] / В.В. Лунев. -- http://epo.ucoz.com – Режим доступа: http://epo.ucoz.com/publ/oglavlenie_knig/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/8-1-0-4, свободный. - март, 2012
Олейникова, О. Н. Модульные технологии. Проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьев, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.. –М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 20110. – 256 с.
Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
Блинов, В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) [Текст] / В.И. Блинов // Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2010.-№ 1(2).- С. 5-14.