kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Портрет современного учителя в Новой школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Портрет современного учителя в Новой школе».

Современный учитель —

 гарант развития «Новой школы». 

Каждое утро, по дороге в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают Они: любопытная Катюша, всегда веселая Марина, застенчивый Вадим. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом мире, принимает всё новое и сам способен измениться. Это – Новый учитель. Каков же он – Новый современный учитель? Часто я слышу, что учителя сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё.  Да, я умею рисовать, готовить, сочинять стихи, красить стены… Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет… Президент   в национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», с которой можно познакомиться на сайте Министерства образования и науки РК, выделил следующие её основные направления: новые образовательные стандарты, поддержка талантов, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Ключевой фигурой Новой школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Поэтому более подробно остановимся на третьем пункте.

Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?

Во-первых, это внедрение системы моральных стимулов (распространение уже сложившихся конкурсов - Учитель года, Сердце отдаю детям; действие национального проекта Образование; расширение конкурсов на уровне субъектов РК

Во-вторых,  введение системы материальных стимулов (это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит, привлекать в школу молодых и талантливых преподавателей.);

В-третьих, совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров (обновлены квалификационные требования и характеристики учителей; директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей);
          В-четвертых, модернизация системы педагогического образования (педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов, может это поможет избежать в образовании «случайных людей», ведь, в странах с наиболее эффективной системой школьного образования на учительские специальности направляют только лучших выпускников школ);

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Портрет современного учителя в Новой школе» »



«Портрет современного учителя в Новой школе».

Современный учитель —

 гарант развития «Новой школы». 

Каждое утро, по дороге в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают Они: любопытная Катюша, всегда веселая Марина, застенчивый Вадим. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом мире, принимает всё новое и сам способен измениться. Это – Новый учитель. Каков же он – Новый современный учитель? Часто я слышу, что учителя сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё.  Да, я умею рисовать, готовить, сочинять стихи, красить стены… Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет… Президент в национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», с которой можно познакомиться на сайте Министерства образования и науки РК, выделил следующие её основные направления: новые образовательные стандарты, поддержка талантов, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Ключевой фигурой Новой школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Поэтому более подробно остановимся на третьем пункте.

Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?

Во-первых, это внедрение системы моральных стимулов (распространение уже сложившихся конкурсов - Учитель года, Сердце отдаю детям; действие национального проекта Образование; расширение конкурсов на уровне субъектов РК

Во-вторых,  введение системы материальных стимулов (это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит, привлекать в школу молодых и талантливых преподавателей.);

В-третьих, совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров (обновлены квалификационные требования и характеристики учителей; директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей);
          В-четвертых, модернизация системы педагогического образования (педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов, может это поможет избежать в образовании «случайных людей», ведь, в странах с наиболее эффективной системой школьного образования на учительские специальности направляют только лучших выпускников школ);

Ну и последнее, привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования (пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям – в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт). Причем, именно этот пункт программы вызвал больше всего дебатов в стране.

По мнению вышестоящих чиновников, посредством данных мероприятий, постепенно будет формироваться Новый учитель - творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый…  человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.

Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы  по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид. Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: 1. уравновешенность, 2. авторитет, сильная воля,  3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно, 4. приятная наружность, понимание своих учеников, 5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

В 1992 году на базе школ РК было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: талантливый (85 голосов), интересный в общении (81), справедливый в требованиях (80), понимающий (75), уважающий своих учеников (53), образованный (45), обладающий чувством юмора (40), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), красивый, добрый (23). Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги — 28-е!

В ходе изучения данной темы, я сформулировала для себя собственные критерии определения личности Современного учителя, которые включают в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики. И в этом мне помогли дети. Я опросила своих учеников: каким вы хотите видеть современного, учителя? И первые места ученики отдавали таким качествам как  доброта, внимательность, чувство юмора, такт.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.                                                                 3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом. Это профессионал-эрудит, знающий не только свой предмет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.                                                                                                                 4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам достойные условия жизни и работы. Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении  и самореализации.                                                                         6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите и будьте самокритичны.           7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. Сохраняйте в себе человечность. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников.                                                                                                           8. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам, самосовершенствуйся. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи, готовь к будущей динамичной жизни, чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком!                                                                                                                   10. Верьте в себя. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.

Проект только набирает силу, но уже сейчас темы: какой будет Новая школа и Новый учитель, являются самыми дискуссионными на страничках образовательных сайтов. Я лишь обозначу несколько проблем, а каково будет ваше мнение, выбор за вами.

Первая: Какой выпускник школы нужен сегодня, будет востребован государством?". Способна ли Новая школа, а соответственно, учитель,  воспитать конкурентоспособную личность?

Вторая: Готовы ли учителя войти в Новую школу? Что их там ждет? Проект подразумевает совсем иную организацию труда учителей, самого процесса обучения, а главное - переделку образа мышления педагога. "Базовые" знания превращаются в безразмерные. Из учителя хотят сделать продавца услуг, менеджера, управленца. Не все учителя способны (может по причине психологической, может – финансовой возможности) стать ИКТ-компетентными уже сегодня.

Третья: Насколько реально довести проект до логического завершения? В целом были озвучены лишь общие положения инновационной программы, которая на сегодняшний день требует конкретного содержательного наполнения.  В российских школах нет «ни инфраструктуры, ни соответствующих бюджетов» для того чтобы внедрить озвученные властью начинания.

Четвертая: Профессия учителя по-прежнему не престижная и малооплачиваемая, поэтому в школу идут не самые лучшие кадры страны. А теперь, когда в целях совершенствования профильного обучения, в Новую школу будут приглашаться люди, не имеющие базового педагогического образования, штат «случайных людей» будет только пополняться. И как это отразится на качестве образования, остается только догадываться.

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, как бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем. И именно на это нацелена инновационная образовательная инициатива «Наша Новая школа». А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально  преподносить материал.                                                                                                       Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.                                                                      И - искренний, индивидуальность.                                                                                     Т - тактичный, толерантный, терпеливый.                                                                           Е - естественный, единомышленник.                                                                                 Л - любящий детей, любящий свою работу.                                                                             Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!                                                         … и эта истина будет неподвластной времени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему: «Портрет современного учителя в Новой школе»

Автор: Ткаленко Татьяна Сергеевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Доклад "Использование на уроках различных видов ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-ispol-zovaniie-na-urokakh-razlichnykh-vidov-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "168906"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423317643"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Игры на уроках как средство обучения английскому языку "
    ["seo_title"] => string(62) "ighry-na-urokakh-kak-sriedstvo-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "216274"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432917070"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства