kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дистанционное обучение: актуальные вопросы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие эксперты видят в дистанционном обучении огромный потенциал. Но говорить о том, что оно может стать единственным возможным форматом образования преждевременно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение: актуальные вопросы»

Дистанционное обучение: актуальные вопросы

Дистанционное обучение: актуальные вопросы

2020 год стал своеобразной проверкой готовности системы образования к переменам. Глобальная ситуация с коронавирусной инфекцией обусловила необходимость внедрения дистанционного обучения. Образовательным учреждениям пришлось экстренно перейти на обучение в удаленном доступе. Такой стремительный переход проявил множество проблем, которые приходилось решать по ходу процесса.
  • 2020 год стал своеобразной проверкой готовности системы образования к переменам. Глобальная ситуация с коронавирусной инфекцией обусловила необходимость внедрения дистанционного обучения. Образовательным учреждениям пришлось экстренно перейти на обучение в удаленном доступе. Такой стремительный переход проявил множество проблем, которые приходилось решать по ходу процесса.
Дистанционные технологии проведения занятий, а точнее результаты такой работы вызвали большую дискуссию, по большей части негативного характера. Появились предложения и публикации, обосновывающие эффективность массового внедрения дистанционного обучения.
  • Дистанционные технологии проведения занятий, а точнее результаты такой работы вызвали большую дискуссию, по большей части негативного характера. Появились предложения и публикации, обосновывающие эффективность массового внедрения дистанционного обучения.
Поэтому сегодня особенно востребованы исследования использования технологий дистанционного обучения, опыта взаимодействия между участниками образовательного процесса, оптимизация организационно-содержательных и методических вопросов этой сферы.
  • Поэтому сегодня особенно востребованы исследования использования технологий дистанционного обучения, опыта взаимодействия между участниками образовательного процесса, оптимизация организационно-содержательных и методических вопросов этой сферы.
Что такое дистанционное обучение Дистанционное обучение – это способ получения образования, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Это процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии,  при этом сохраняются все  присущие обучению  компоненты – цели,  содержание, методы,  организационные формы,  средства обучения. Но  применяются специфические  технические средства –  интернет-технологии.

Что такое дистанционное обучение

  • Дистанционное обучение – это способ получения образования, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Это процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии,

при этом сохраняются все

присущие обучению

компоненты – цели,

содержание, методы,

организационные формы,

средства обучения. Но

применяются специфические

технические средства –

интернет-технологии.

В процессе дистанционного обучения студенты и школьники изучают материал, усваивают знания, умения и навыки в соответствии с программой обучения, проходят рубежные и промежуточные аттестации.
  • В процессе дистанционного обучения студенты и школьники изучают материал, усваивают знания, умения и навыки в соответствии с программой обучения, проходят рубежные и промежуточные аттестации.
Для дистанционного изучения материала должно быть подготовлено автоматизированное рабочее место, электронный образовательный процесс невозможен без применения компьютера, оснащённого веб-камерой, микрофоном и наушниками, устройствами ввода и вывода информации, или смартфона, планшета с доступом в Интернет.
  • Для дистанционного изучения материала должно быть подготовлено автоматизированное рабочее место, электронный образовательный процесс невозможен без применения компьютера, оснащённого веб-камерой, микрофоном и наушниками, устройствами ввода и вывода информации, или смартфона, планшета с доступом в Интернет.
«Дистанционное обучение» и «дистанционное образование».

«Дистанционное обучение» и «дистанционное образование».

В мировой практике дистанционное обучение развивается на протяжении нескольких столетий в Швеции в 1833 г. предлагалось получить знания через услуги почты; в 1840 г. в Англии обучали стенографическим навыкам через почтовую  переписку; в конце 40-х гг. ХХ в. в университетах США отмечали, что радио способствовало продвижению американского образования на 20 лет вперед; масштабное применение обучения на расстоянии связано с развитием спутниковых технологий в начале 60-х гг. прошлого века; в 1987 г. в США появилась Американская ассоциация  дистанционного обучения, ориентированная на людей  с физическими недостатками; в начале 1990-х гг. развитие волоконно-оптической связи  дало возможность расширить дистанционное обучение  до двустороннего, высококачественного аудио- и видеообмена. Массовое применение дистанционного обучения началось  в 80-х гг. ХХ в. и получило развитие во многих странах.

В мировой практике дистанционное обучение развивается на протяжении нескольких столетий

  • в Швеции в 1833 г. предлагалось получить знания через услуги почты;
  • в 1840 г. в Англии обучали стенографическим навыкам через почтовую

переписку;

  • в конце 40-х гг. ХХ в. в университетах США отмечали, что радио способствовало продвижению американского образования на 20 лет вперед;
  • масштабное применение обучения на расстоянии связано с развитием спутниковых технологий в начале 60-х гг. прошлого века;
  • в 1987 г. в США появилась Американская ассоциация

дистанционного обучения, ориентированная на людей

с физическими недостатками;

  • в начале 1990-х гг. развитие волоконно-оптической связи

дало возможность расширить дистанционное обучение

до двустороннего, высококачественного аудио- и видеообмена.

  • Массовое применение дистанционного обучения началось

в 80-х гг. ХХ в. и получило развитие во многих странах.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ

Несмотря на плюсы, дистанционное обучение имеет существенные недостатки: Из перечисленного видно, что количество возникающих проблем превышает возможные выгоды новой образовательной технологии.

Несмотря на плюсы, дистанционное обучение имеет существенные недостатки:

Из перечисленного видно, что количество возникающих проблем превышает возможные выгоды новой образовательной технологии.

Инструментарий дистанционного обучения В настоящее время предоставлено огромное количество систем дистанционного обучения, как в России, так и за рубежом. Каждая организация выбирает наиболее удобный вариант дистанционного обучения и настраивается единая информационно-образовательная среда. Образовательные платформы 1. «Coursera» 2. «Открытое образование» 3. «Лекториум» 4. «ПостНаука» 5. «Универсариум» 6. «Открытый университет» 7. «Яндекс.Практикум»

Инструментарий дистанционного обучения

  • В настоящее время предоставлено огромное количество систем дистанционного обучения, как в России, так и за рубежом. Каждая организация выбирает наиболее удобный вариант дистанционного обучения и настраивается единая информационно-образовательная среда.
  • Образовательные платформы
  • 1. «Coursera»
  • 2. «Открытое образование»
  • 3. «Лекториум»
  • 4. «ПостНаука»
  • 5. «Универсариум»
  • 6. «Открытый университет»
  • 7. «Яндекс.Практикум»

Системы дистанционного обучения описаны в специальной литературе, авторы детально заостряют внимание на целях их использования.

Системы дистанционного обучения описаны в специальной литературе, авторы детально заостряют внимание на целях их использования.

  • Skype — мессенджер для общения в реальном времени с помощью текстовых сообщений, аудио- и видеосвязи, конференций, передачи файлов.
  • Zoom это облачная платформа для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий.
  • YouTube это видеохостинг платформа, предоставляющая пользователям услуги хранения, доставки и показа видео.
  • WhаtsApp, Vibеr - мессенджеры, характеризующиеся простотой и доступностью.
Moodle   Популярная среда дистанционного обучения, позволяющая разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения.  Многие высшие учебные заведения используют Moodle.  Это позволяет студентам:

Moodle

Популярная среда дистанционного обучения, позволяющая разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения.

Многие высшие учебные заведения используют Moodle.

Это позволяет студентам:

  • посмотреть нужные материалы курса;
  • задать вопросы лично преподавателю или на форуме;
  • увидеть новости;
  • пройти тестирование;
  • разместить выполненное задание;
  • получить оповещение о проверке задания.
Преподаватели размещают на странице курса:  программу, таблицу рейтинг-плана; примерные вопросы для контроля; планы и тексты лекций; презентации; интересные работы студентов для  взаимного обучения; ссылки на видео и другие материалы.  Платформа поддерживает формат личной переписки преподавателя со студентами, общение на форуме, возможность разных объявлений, новостей с обязательной информацией о них всем участникам курса. Портал активно применяется для всероссийских и международных конференций, олимпиад, с его помощью организуются вебинары для учителей школ и родителей, курсы повышения квалификации работников образования.

Преподаватели размещают на странице курса:

  • программу, таблицу рейтинг-плана;
  • примерные вопросы для контроля;
  • планы и тексты лекций;
  • презентации;
  • интересные работы студентов для

взаимного обучения;

  • ссылки на видео и другие материалы.

Платформа поддерживает формат личной переписки преподавателя со студентами, общение на форуме, возможность разных объявлений, новостей с обязательной информацией о них всем участникам курса.

Портал активно применяется для всероссийских и международных конференций, олимпиад, с его помощью организуются вебинары для учителей школ и родителей, курсы повышения квалификации работников образования.

Другие формы дистанционного обучения

Другие формы дистанционного обучения

  • Видеолекции
  • Электронные рассылки
  • Чат-занятия 
  • Веб-занятия 
  • Аудиоконференции
Новые образовательные тренды

Новые образовательные тренды

  • Внезапный переход на активное дистанционное образование способствовал появлению новых образовательных тенденций
  • Тотальная цифровизация - внедрение современных технологий в сферу жизни образования;
Облачные сервисы : SkyDrive, Dropbox, Google Drive или Яндекс.Диск, благодаря которым стало возможным хранение большого количества информации, появился удобный сетевой доступ к информационным ресурсам; Массовые открытые онлайн-курсы
  • Облачные сервисы : SkyDrive, Dropbox, Google Drive или Яндекс.Диск, благодаря которым стало возможным хранение большого количества информации, появился удобный сетевой доступ к информационным ресурсам;
  • Массовые открытые онлайн-курсы – предоставляют доступ к актуальным образовательным данным для максимального количества людей, делают образовательный процесс более открытым, интерактивным и интересным, способствуют применению инновационных педагогических технологий
«Мобильное» обучение с использованием мобильных устройств : планшетов, смартфонов, ноутбуков, мини-компьютеров – обучающемуся предоставлено право самостоятельного выбора времени, места, темпа и средств обучения  Адаптивное обучение
  • «Мобильное» обучение с использованием мобильных устройств : планшетов, смартфонов, ноутбуков, мини-компьютеров – обучающемуся предоставлено право самостоятельного выбора времени, места, темпа и средств обучения

  • Адаптивное обучение – стремление подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые
Искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность
  • Искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность – технологии Virtual Reality и Augmented Reality позволяют погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты
Поведенческая аналитика  – методы анализа человеческого поведения используются для формирования личных траекторий обучения; Геймификация
  • Поведенческая аналитика – методы анализа человеческого поведения используются для формирования личных траекторий обучения;
  • Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений, помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление;
Интегральный подход  – междисциплинарное обучение, стремление изучить предмет с разных сторон;  Активная работа над проектами
  • Интегральный подход – междисциплинарное обучение, стремление изучить предмет с разных сторон;

  • Активная работа над проектами

теперь чаще дают групповые задания или проекты, приближают учащихся к реальной жизни, что ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе;

Изменение роли педагога в образовательном процессе  –  преподаватель лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.

  • Изменение роли педагога в образовательном процессе

преподаватель лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.

Перспективы дистанционного обучения Вопрос жизнеспособности традиционного образования сегодня довольно актуален. Все больше специалистов и чиновников предупреждают – классическое, традиционное обучение будет заменено современным, дистанционным, с использованием IT технологий и Интернет.

Перспективы дистанционного обучения

  • Вопрос жизнеспособности традиционного образования сегодня довольно актуален. Все больше специалистов и чиновников предупреждают – классическое, традиционное обучение будет заменено современным, дистанционным, с использованием IT технологий и Интернет.

  • Возможен и нужен ли массовый переход на дистанционное обучение на постоянной основе?
Цыгалов Ю.М. (доктор экономических наук, профессор) в статье «Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе» предлагает выделить две группы заинтересованных сторон: поставщики онлайн-образовательных технологий (государство, университеты, органы власти); потребители (социум, студенты, родители).  Для каждой из групп Цыгалов Ю.М. выделяет положительные и отрицательные эффекты , причем положительные видятся ему весьма сомнительными.

Цыгалов Ю.М. (доктор экономических наук, профессор) в статье «Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе» предлагает выделить две группы заинтересованных сторон:

  • поставщики онлайн-образовательных технологий (государство, университеты, органы власти);
  • потребители (социум, студенты, родители).

Для каждой из групп Цыгалов Ю.М. выделяет положительные и отрицательные эффекты , причем положительные видятся ему весьма сомнительными.

Сомнительная выгода:  возможность совмещать учебу с работой – студенты работают в ущерб получению знаний. возможность студенту самому определять траекторию развития – большинство студентов не могут определить нужное им направление развития: для этого не хватает знаний, навыков и компетенций. Недостатков больше:

Сомнительная выгода:

  • возможность совмещать учебу с работой – студенты работают в ущерб получению знаний.
  • возможность студенту самому определять траекторию развития – большинство студентов не могут определить нужное им направление развития: для этого не хватает знаний, навыков и компетенций.

Недостатков больше:

  • цифровая дезинформация – в сети много материалов по одной и той же проблеме, разобраться в которых сложно даже преподавателю.
  • Механизм идентификации и контроля до сих пор не разработан.
Итоги

Итоги

  • Продолжить образовательный процесс в экстренных условиях пандемии позволило дистанционное обучение. Многие эксперты видят в нем огромный потенциал. Но говорить о том, что дистанционное обучение может стать единственным возможным форматом образования преждевременно. Оно не сможет стать полноценной альтернативой традиционному образованию, доказавшему свою эффективность.
  • Гораздо рациональнее дополнить традиционное образование наиболее «рабочими» усовершенствованными методами онлайн-обучения. Это позволит реализовать возможности и достоинства и той и другой формы обучения.
  • Дистанционное образование должно развиваться параллельно с традиционными формами , применяться для повышения квалификации, самообразования, сопровождения обучающихся по индивидуальным планам, с особыми образовательными потребностями. Каким станет образование будущего, будет зависеть от многих факторов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дистанционное обучение: актуальные вопросы

Автор: Коваленко Светлана Алексеевна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Повышение квалификации в области дистанционного обучения  и образовательных технологий"
    ["seo_title"] => string(99) "povyshieniie-kvalifikatsii-v-oblasti-distantsionnogho-obuchieniia-i-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "268097"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450542925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-proghrammnogho-obiespiechieniia-virtual-noi-shkoly-v-distantsionnom-obrazovanii-dietiei-invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "155227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421252209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов  с применением дистанционных образовательных технологий "
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-mietodichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120019"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413569313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Пресс-релиз о проведении дистанционного курса повышения квалификации"
    ["seo_title"] => string(78) "priess_rieliz_o_proviedienii_distantsionnogho_kursa_povyshieniia_kvalifikatsii"
    ["file_id"] => string(6) "406835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491380866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства