Многие эксперты видят в дистанционном обучении огромный потенциал. Но говорить о том, что оно может стать единственным возможным форматом образования преждевременно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение: актуальные вопросы»
Дистанционное обучение: актуальные вопросы
2020 год стал своеобразной проверкой готовности системы образования к переменам. Глобальная ситуация с коронавирусной инфекцией обусловила необходимость внедрения дистанционного обучения. Образовательным учреждениям пришлось экстренно перейти на обучение в удаленном доступе. Такой стремительный переход проявил множество проблем, которые приходилось решать по ходу процесса.
Дистанционные технологии проведения занятий, а точнее результаты такой работы вызвали большую дискуссию, по большей части негативного характера. Появились предложения и публикации, обосновывающие эффективность массового внедрения дистанционного обучения.
Поэтому сегодня особенно востребованы исследования использования технологий дистанционного обучения, опыта взаимодействия между участниками образовательного процесса, оптимизация организационно-содержательных и методических вопросов этой сферы.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение – это способ получения образования, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Это процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии,
при этом сохраняются все
присущие обучению
компоненты – цели,
содержание, методы,
организационные формы,
средства обучения. Но
применяются специфические
технические средства –
интернет-технологии.
В процессе дистанционного обучения студенты и школьники изучают материал, усваивают знания, умения и навыки в соответствии с программой обучения, проходят рубежные и промежуточные аттестации.
Для дистанционного изучения материала должно быть подготовлено автоматизированное рабочее место, электронный образовательный процесс невозможен без применения компьютера, оснащённого веб-камерой, микрофоном и наушниками, устройствами ввода и вывода информации, или смартфона, планшета с доступом в Интернет.
«Дистанционное обучение» и «дистанционное образование».
В мировой практике дистанционное обучение развивается на протяжении нескольких столетий
в Швеции в 1833 г. предлагалось получить знания через услуги почты;
в 1840 г. в Англии обучали стенографическим навыкам через почтовую
переписку;
в конце 40-х гг. ХХ в. в университетах США отмечали, что радио способствовало продвижению американского образования на 20 лет вперед;
масштабное применение обучения на расстоянии связано с развитием спутниковых технологий в начале 60-х гг. прошлого века;
в 1987 г. в США появилась Американская ассоциация
дистанционного обучения, ориентированная на людей
с физическими недостатками;
в начале 1990-х гг. развитие волоконно-оптической связи
дало возможность расширить дистанционное обучение
до двустороннего, высококачественного аудио- и видеообмена.
Массовое применение дистанционного обучения началось
в 80-х гг. ХХ в. и получило развитие во многих странах.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ
Несмотря на плюсы, дистанционное обучение имеет существенные недостатки:
Из перечисленного видно, что количество возникающих проблем превышает возможные выгоды новой образовательной технологии.
Инструментарий дистанционного обучения
В настоящее время предоставлено огромное количество систем дистанционного обучения, как в России, так и за рубежом. Каждая организация выбирает наиболее удобный вариант дистанционного обучения и настраивается единая информационно-образовательная среда.
Образовательные платформы
1. «Coursera»
2. «Открытое образование»
3. «Лекториум»
4. «ПостНаука»
5. «Универсариум»
6. «Открытый университет»
7. «Яндекс.Практикум»
Системы дистанционного обучения описаны в специальной литературе, авторы детально заостряют внимание на целях их использования.
Skype — мессенджер для общения в реальном времени с помощью текстовых сообщений, аудио- и видеосвязи, конференций, передачи файлов.
Zoom– это облачная платформа для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий.
YouTube– это видеохостинг платформа, предоставляющая пользователям услуги хранения, доставки и показа видео.
WhаtsApp, Vibеr - мессенджеры, характеризующиеся простотой и доступностью.
Moodle
Популярная среда дистанционного обучения, позволяющая разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения.
Многие высшие учебные заведения используют Moodle.
Это позволяет студентам:
посмотреть нужные материалы курса;
задать вопросы лично преподавателю или на форуме;
увидеть новости;
пройти тестирование;
разместить выполненное задание;
получить оповещение о проверке задания.
Преподаватели размещают на странице курса:
программу, таблицу рейтинг-плана;
примерные вопросы для контроля;
планы и тексты лекций;
презентации;
интересные работы студентов для
взаимного обучения;
ссылки на видео и другие материалы.
Платформа поддерживает формат личной переписки преподавателя со студентами, общение на форуме, возможность разных объявлений, новостей с обязательной информацией о них всем участникам курса.
Портал активно применяется для всероссийских и международных конференций, олимпиад, с его помощью организуются вебинары для учителей школ и родителей, курсы повышения квалификации работников образования.
Другие формы дистанционного обучения
Видеолекции
Электронные рассылки
Чат-занятия
Веб-занятия
Аудиоконференции
Новые образовательные тренды
Внезапный переход на активное дистанционное образование способствовал появлению новых образовательных тенденций
Тотальная цифровизация - внедрение современных технологий в сферу жизни образования;
Облачные сервисы: SkyDrive, Dropbox, Google Drive или Яндекс.Диск, благодаря которым стало возможным хранение большого количества информации, появился удобный сетевой доступ к информационным ресурсам;
Массовые открытые онлайн-курсы – предоставляют доступ к актуальным образовательным данным для максимального количества людей, делают образовательный процесс более открытым, интерактивным и интересным, способствуют применению инновационных педагогических технологий
«Мобильное» обучение с использованием мобильных устройств: планшетов, смартфонов, ноутбуков, мини-компьютеров – обучающемуся предоставлено право самостоятельного выбора времени, места, темпа и средств обучения
Адаптивное обучение – стремление подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые
Искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность – технологии Virtual Reality и Augmented Reality позволяют погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты
Поведенческая аналитика – методы анализа человеческого поведения используются для формирования личных траекторий обучения;
Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений, помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление;
Интегральный подход – междисциплинарное обучение, стремление изучить предмет с разных сторон;
Активная работа над проектами –
теперь чаще дают групповые задания или проекты, приближают учащихся к реальной жизни, что ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе;
Изменение роли педагога в образовательном процессе –
преподаватель лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.
Перспективы дистанционного обучения
Вопрос жизнеспособности традиционного образования сегодня довольно актуален. Все больше специалистов и чиновников предупреждают – классическое, традиционное обучение будет заменено современным, дистанционным, с использованием IT технологий и Интернет.
Возможен и нужен ли массовый переход на дистанционное обучение на постоянной основе?
Цыгалов Ю.М. (доктор экономических наук, профессор) в статье «Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе» предлагает выделить две группы заинтересованных сторон:
поставщики онлайн-образовательных технологий (государство, университеты, органы власти);
потребители (социум, студенты, родители).
Для каждой из групп Цыгалов Ю.М. выделяет положительные и отрицательные эффекты , причем положительные видятся ему весьма сомнительными.
Сомнительная выгода:
возможность совмещать учебу с работой – студенты работают в ущерб получению знаний.
возможность студенту самому определять траекторию развития – большинство студентов не могут определить нужное им направление развития: для этого не хватает знаний, навыков и компетенций.
Недостатков больше:
цифровая дезинформация – в сети много материалов по одной и той же проблеме, разобраться в которых сложно даже преподавателю.
Механизм идентификации и контроля до сих пор не разработан.
Итоги
Продолжить образовательный процесс в экстренных условиях пандемии позволило дистанционное обучение. Многие эксперты видят в нем огромный потенциал. Но говорить о том, что дистанционное обучение может стать единственным возможным форматом образования преждевременно. Оно не сможет стать полноценной альтернативой традиционному образованию, доказавшему свою эффективность.
Гораздо рациональнее дополнить традиционное образование наиболее «рабочими» усовершенствованными методами онлайн-обучения. Это позволит реализовать возможности и достоинства и той и другой формы обучения.
Дистанционное образование должно развиваться параллельно с традиционными формами , применяться для повышения квалификации, самообразования, сопровождения обучающихся по индивидуальным планам, с особыми образовательными потребностями. Каким станет образование будущего, будет зависеть от многих факторов.