kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Современный урок — урок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. 

Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
nОтбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
nВыбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока »

Анализ современного урока

Анализ современного урока

Анализ современного урока

Анализ современного урока

  • Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
  • Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса

Общие закономерности учебного процесса

  • Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
  • Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
  • Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
  • Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
  • Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
  • Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
  • Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока

Типы анализа урока

  • - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
  • краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
  • комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
  • аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
  • Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
  • Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока

Общие критерии анализа урока

  • Результативность . Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока

Основные пути повышения эффективности урока

  • постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
  • оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
  • применение активизирующих методов и средств обучения;
  • организация самодеятельности учащихся;
  • единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
  • организация оперативной обратной связи;
  • формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
  • интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока

Структура урока

  • Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения.
  • Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Активизация познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся

  • Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
  • Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Уровни самоанализа урока

Уровни самоанализа урока

  • Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  • Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  • Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  • Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока

Самоанализ урока

  • Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока

Основные требования к анализу урока

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков
Самоанализ урока

Самоанализ урока

  • Оценка общей структуры урока
  • Соблюдение основных принципов дидактики
  • Реализация основной дидактической цели урока
  • Воспитание в процессе урока.
  • Осуществление развития учащихся в процессе обучения
  • Работа учителя на уроке
  • Работа учащихся на уроке
Диагностическая карта Умение педагога формулировать цель, основные задачи 1. Анализ дидактических категорий

Диагностическая карта

  • Умение педагога формулировать цель, основные задачи

1. Анализ дидактических категорий

Цели:

Цели:

  • Обучающая : систематизировать знания
  • Развивающая : способствовать формированию коммуникативных навыков
Средства обучения Отбор:

Средства обучения

Отбор:

  • Словесные,
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • частично -поисковые.
  • Методы контроля, самоконтроля
  • адекватных целей
  • методов,
  • приемов,
  • средств обучения
  • (Дидактическая обработка материала)
Самостоятельная творческая деятельность учащихся

Самостоятельная творческая деятельность учащихся

  • Система опережающих заданий, организация ролевой игры.
  • Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу
Методы обучения цели и задачи урока

Методы обучения цели и задачи урока

  • Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Развитие  познавательных интересов

Развитие познавательных интересов

  • Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Реализация педагогом воспитательной функции урока

Реализация педагогом воспитательной функции урока

  • Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу
Вариативность использования способов, приемов и средств

Вариативность использования способов, приемов и средств

  • Обеспечена в соответствии с типом и видом урока
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа )

Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа )

  • Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования

Обучение умениям самообразования

  • Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений  Совершенствование учебных умений и навыков : Рассуждение Изложение Логика Аргументированность

Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений

Совершенствование учебных умений и навыков :

Рассуждение

Изложение

Логика

Аргументированность

Методика проблемного обучения

Методика проблемного обучения

  • Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Методикой исследовательского обучения

Методикой исследовательского обучения

  • Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне.
  • Учитель овладевает исследовательскими методами.
Учебный процесс

Учебный процесс

  • На этом построен урок
Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

  • Для чего необходим учителю самоанализ урока?
  • Назовите основные требования к современному уроку.
  • По каким аспектам можно проводить анализ урока?
  • Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Литература

Литература

  • Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.
  • Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.
  • Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.
  • Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.
  • Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.
  • Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.
  • Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ современного урока

Автор: Тхамокова Инна Хачимовна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Особенности анализа современного урока физики"
    ["seo_title"] => string(45) "osobennosti_analiza_sovremennogo_uroka_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "483651"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541435777"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Брошюра "Анализ современного урока""
    ["seo_title"] => string(35) "broshiura_analiz_sovremennogo_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "621139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671614094"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Анализ современного урока"
    ["seo_title"] => string(25) "analiz_sovremennogo_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "574747"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614839810"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока» "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-mietodichieskiie-triebovaniia-k-korriektsionnoi-napravliennosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "135033"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416845484"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-triebovaniia-k-sovriemiennomu-uroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "244924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446031598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства