Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Современный урок — урок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
nОтбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
nВыбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока »
Анализ современного урока
Анализ современного урока
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса
Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока
- полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока
Результативность . Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока
постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
применение активизирующих методов и средств обучения;
организация самодеятельности учащихся;
единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
организация оперативной обратной связи;
формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока
Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения.
Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Активизация познавательной деятельности учащихся
Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Уровни самоанализа урока
Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Система опережающих заданий, организация ролевой игры.
Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу
Методы обучения цели и задачи урока
Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Развитие познавательных интересов
Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Реализация педагогом воспитательной функции урока
Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу
Вариативность использования способов, приемов и средств
Обеспечена в соответствии с типом и видом урока
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа )
Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования
Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений
Совершенствование учебных умений и навыков :
Рассуждение
Изложение
Логика
Аргументированность
Методика проблемного обучения
Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Методикой исследовательского обучения
Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне.
Учитель овладевает исследовательскими методами.
Учебный процесс
На этом построен урок
Вопросы для самоконтроля
Для чего необходим учителю самоанализ урока?
Назовите основные требования к современному уроку.
По каким аспектам можно проводить анализ урока?
Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Литература
Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.
Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.
Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.
Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.
Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.
Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.