Анализ урока - это не только творческий, но и трудоемкий процесс.В методической литературе можно найти схемы анализа классических уроков. А как же провести анализ современного урока? Соответствует ли данный урок требованиям стандартов? В данной работе рассмотрены особенности анализа современного урока физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности анализа современного урока физики»
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИКИ
В основу обновленных государственных образовательных стандартов положены принципы системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходов.
В связи с этим меняется и анализ урока.
Основные пункты, которые принимают во внимание, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям Государственных стандартов, содержание урока, методика, психологические моменты.
Урок – это наиболее упорядоченный элемент в образовательном процессе и обладает достаточно чёткой структурой, обязательными компонентами которой являются:
этап мотивации и активного целеполагания,
этап реализации целей,
этап оценки достижения целей.
Эти этапы присутствуют в уроке любого типа.
Рассмотрим подробнее построение комплексного урока.Этот тип урока (комплекс от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность) должен заменить самый распространённый комбинированный в традиционной системе.
Этап мотивации и активного целеполагания может быть разделен на 2 подэтапа (как формулировка цели учащимися, так и самомотивация возможна и в середине современного урока и даже в его конце). Мотивация как поиск смысла (изучения материала) является ключевым моментом в учебном процессе, она обеспечивает возможность самостоятельного познания и усвоения учащимися материала урока, управляет процессом изучения «изнутри» (как цель - «снаружи»).
Лучшим мотивом может стать противоречие, стимулирующее формулировку и поиск решения проблемы. Но проблемность возможна не всегда, да и предлагаемая проблема не всем будет интересна. Тогда в смысловое поле можно включать информацию о профессиональной деятельности, отрывки литературных произведений и репродукции картин, пословицы и загадки, научно-популярную и историческую информацию и т. д. Иногда такое смысловое поле задаётся учителем (эффективная образовательная среда), иногда - создаётся по его заданию учащимися (мини-сообщения, личные наблюдения и пр.), оно может как предшествовать изучению нового, так и следовать за ним (отсроченная мотивация, в т. ч. в рамках задания на дом с последующим обсуждением).
Второй шаг – целеполагание. Формулирование основной обучающей цели происходит по просьбе учителя: 1) после этапа мотивации (с демонстрацией явления или представления его описания); 2) после формулировки определения явления или закономерности, выявления свойств и связей; 3) после выполнения практических заданий на формирование каких-либо способов деятельности (умений проводить эксперимент, решать задачи, планировать, строить предположения и пр.) в конце урока в ходе рефлексии. Здесь выбор за учителем, его сценарием урока. В отдельных редких случаях цель формулирует учитель. Акцент в целеполагании учащихся на формировании знаний и умений.При этом нужно избегать слов «изучать», «рассмотрим», «выяснить» и пр. применительно к явлениям и закономерностям - предпочтительнее более развёрнутые формулировки: «выявить основные особенности ...», «определили, что такое ...», «научились решать задачи на нахождение ...», «научиться записывать условия задачи, пользуясь графиком зависимости ...» «научились измерять ...», «научились строить модель.» и т. д.
В основной части урока предполагается изучение нового, его применение, включение в имеющиеся связи и пр. Её построение должно быть сценарным. Комплекс различных заданий должен позволить реализовать цели и замысел урока, способствовать продвижению учащихся в требуемом направлении. Целесообразна работа по группам, задания даются по-разному, но их суть – одна. Важно, что разнообразие ситуаций делает изучаемый материал полезным и интересным, т. е. происходит углублённая мотивация его изучения. Учащимся предлагаются задания типа: объясните причины ..., предложите гипотезу и проверьте на опыте ..., исследуйте процесс ..., предположите, почему... и т. п.
Другим вариантом реализации процесса формирования предметных знаний по теме может быть постановка и решение проблемы. Таким образом, в копилке учителя должны быть фрагменты сценариев данного этапа урока. Выводы учащихся могут иметь не слишком удачные формулировки, точные они осмыслят в домашней работе с учебником. Закрепление проводится на рассматриваемом материале (который представляют группы, либо он обсуждается после формулировки выводов по наблюдениям).
Основные рекомендации по реализации компонента урока «реализация образовательных целей» следующие: нелинейность, незамкнутость и динамичность данного этапа обеспечивается набором вариативных блоков для организации разных видов деятельности учащихся на уроке - по решению проблем, работе с информацией, поиску, формулировке гипотез; выполнения расчётов и пр.
Опытный учитель легко варьирует их непосредственно на уроке, начинающий - продумывает заранее, причём к каждому виду деятельности необходим комплекс разноплановых и разноуровневых заданий.Сам ход основного этапа организован по-новому: он более свободен, учитель выступает в роли организатора, модератора самостоятельной деятельности учащихся.
Этап оценки достижения образовательных целей может быть более или менее выраженным. В первом случае он чётко обозначен, подготовлены специальные задания (вопросы) для взаимооценки, самооценки, рефлексии деятельности, возможно использование проверочных заданий (не репродуктивные, лучше открытого типа, т. е. со свободным ответом - рассуждениями, обоснованием, созданием модели и пр.). Например, «оцените возможность использования одного из вида пластмасс (1020 кг/м3) в качестве плота, кратко поясните» (не назван вид воды - чистая или морская). Во втором случае контроль и оценка осуществляется непосредственно в ходе урока по результатам выполнения и осмысления тех заданий, которые выполнялись на предыдущих этапах. Целесообразно сохранять рефлексию в сочетании с подведением итогов урока.
Основные рекомендации к данному этапу: на этапе постановки целей (учителем) определяется место и способы проверки, критерии оценки (пока нет достаточно чётких методически обоснованных рекомендаций, лучше использовать простые - выполнил / выполнил частично / не выполнил), подбираются/разрабатываются задания, краткосрочные, но требующие обдумывания и развёрнутого ответа.
При анализе урока следует обратить внимание:
- сформулированы ли цели через образовательные результаты;
- как подобраны виды деятельности учащихся, отдается ли приоритет активной самостоятельной работе;
- подобран ли комплекс разных ситуаций (заданий) в соответствии с планируемыми видами деятельности;
- на правила: первичная рассматриваемая ситуация должна быть неожиданной, интересной, далее при выборе учитываются возможности учащихся - предпочтительнее решение проблем, исследование, дискуссия, а также групповая работа с последующим обсуждением; для физики - использование опытов, моделей, практических заданий;
- контроль и оценка результатов планируется заранее, подбираются задания и способы их представления; участие в оценке учащихся обязательно, как и её учёт;
- после проведения урока обязательна рефлексия учителем своих действий, оценка достижения целей.