kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Схемы самоанализа уроков педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

несколько схем самоанализа уроков на выбор педагогам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Схемы самоанализа уроков педагогов»

СХЕМЫ САМОАНАЛИЗА УРОКОВ


Самоанализ урока (по Т.А. Ильиной)

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.






СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

  • программных требований;

  • содержание материалов;

  • необходимого уровня знаний и умений учащихся;

  • места урока в системе уроков по данной теме;

  • подготовленности класса;

  • возможностей самого учителя;

  • прогнозов на конечный результат обучения.

  • Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

  • Степень достижения поставленной цели.

  1. Анализ структуры и организации урока

  • Соответствие структуры урока его цели и типу.

  • Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

  • Целесообразность распределения времени по этапам урока.

  • Рациональность использования оборудования кабинета.

  • Научная организация труда учителя и учащихся.

  • Организация начала и конца урока.

  • Оптимальный темп ведения урока.

  • Наличие плана и степень его выполнения.

  1. Анализ содержания урока

  • Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  • Логичность изложения.

  • Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).

  • Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

  • Выделение ведущих идей по данной теме.

  • Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

  • Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

  • Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

  • Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

-темы урока;

-цели урока;

-возможностей класса;

-возможностей самого учителя;

-учебно-материальной базы.

  • Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

  • Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

  • Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

  • Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

  • Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

  • Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)

  • Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

  1. Анализ работы учащихся на уроке

  • Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

  • Интерес к теме или к уроку.

  • Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

  • Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

  • Наличие навыков самоконтроля.

  • Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

  • Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

  • Культура межличностных отношений.

  • Реакция на оценку учителя.

  1. Анализ домашнего задания

  • Методы и приемы проверки домашнего задания.

  • Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

  • Объем домашнего задания (чем определяется).

  • Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

  • Посильность домашнего задания для всех учащихся.

  • Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

  • Методика задания на дом, инструктаж.

  • Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»).

  1. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

  • Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность ля работы мелом, для закрепления наглядности).

  • Соответствие мебели возрасту учащихся.

  • Уровень освещенности, чистота помещения.

  • Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

  • Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

  • Режим проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

  • Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

  • Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

  • Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

  1. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

  • Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

  • Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

  • Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

  • Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления).

  • Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

  • Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

  • Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

  • Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.


Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя










СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА (по М.М. Поташнику)

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке: образовательные,  воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

  5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

  10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

  11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?
















Самоанализ урока (по Л.А. Куришкиной)


        1. Определение учащимися темы, цели, способа действия и самоконтроля, т.е формирование всех компонентов учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.\

        2. Умение разрешать учебные ситуации, в которых будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных.

        3. Включение в предметную среду урока средств интерактивного характера.

        4. Осуществление учебной деятельности, направленной на сознательное, активное присвоение социального опыта учащимся.

        5. Наличие системы учебных ситуаций, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, при которой формируются УУД.

        6. Создание личностно-ориентированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей системно-деятельностный подход.

        7. Элементы содержания предметной среды, необходимые для развития УУД в учебных ситуациях: дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятельной работы;

средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ;

самоконтроль для определения уровня выполнения заданий;

оценивание собственного продвижения и развития в процессе самостоятельной деятельности;

система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме (ссылки на ресурсы, шире раскрывающие изучаемые понятия, рекомендуемые источники информации).

8.Осуществление рефлексии обучающихся

9. Домашнее задание уровнего характера.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Схемы самоанализа уроков педагогов

Автор: Каминская Ольга Николаевна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка семинара, тема "Конструирование урока в контексте ФГОС СПО""
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskaia-razrabotka-sieminara-tiema-konstruirovaniie-uroka-v-kontiekstie-fgos-spo"
    ["file_id"] => string(6) "281856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453614700"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок биологии в 5 классе " Путешествие в мир клетки ""
    ["seo_title"] => string(48) "urokbiologhiiv5klassieputieshiestviievmirklietki"
    ["file_id"] => string(6) "313692"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459523189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект занятия "Божья коровка крючком""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_zaniatiia_bozhia_korovka_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "532371"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576568879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему "Профессионально-важные качества и успешность профессионального труда" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-profiessional-no-vazhnyie-kachiestva-i-uspieshnost-profiessional-nogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "181704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425386667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства