Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС в начальной школе»
Реализация ФГОС в начальной школе
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Эти требования заложены в Стандартах второго поколения. Три года назад наша школа активно включилась в изучение введения ФГОС, а затем и в его реализацию(участие в эксперименте). К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самих. Встал вопрос чему учить детей? Если раньше отдавали приоритет, чтобы научить читать, писать, считать учеников, то с позиции ФГОС – для того, чтобы они стали успешными в жизни нужно сформировать систему УУД.
Но для этого надо самому учителю научиться учиться, быть успешными и только тогда научить этому детей. Переосмыслив свою деятельность, у меня появилась необходимость тщательно изучить системно-деятельностный подход. Если раньше на уроке требовалось от учителя выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. И сразу же появились трудности. Хорошо бы, если все первоклассники имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе, но… Дети пришли в школу с низкой познавательной мотивацией (мотивация 50%), нуждались в помощи логопеда, психолога. Мне нужно было у них сформировать готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия и это стало главной целью моей педагогической деятельности.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, т.к., мы были первопроходцами, то все брала из Интернета и корректировала материал исходя из способностей своих учеников.
В УМК «Перспективная начальная школа», уже заложены возможности для реализации требований ФГОС второго поколения. Учебные задания заставляют ребёнка думать и мыслить неординарно, высказывать разные точки зрения на один и тот же вопрос, спорить с сюжетными героями и между собой. Ведь невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждать, сравнивать, творчески мыслить.Я стараюсь использовать на своих уроках приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.
Использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением (Отгадайте ,но для этого определите лишнюю запись, тогда и узнаете) , которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле?».
Организовать деятельность детей- это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подбирать материал и многое другое. Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению. Раньше основная задача по отношению к ученику, например: на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь учу поиску информации, её использованию. Развиваю у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. На уроках русского языка выполняют логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громкий, пшено. Ученики должны видеть много аспектов решения одной и той же задачи ( «громкий»- прил., «эскимо» - в этом слове три слога, а в остальных только два) Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся для обучения чтению в читательское умение, обеспечивающее самообучение. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю несколько примеров такой работы:
в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Главными целями введения этого метода являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Технология оценивания образовательных достижений представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС
-Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
-Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
-Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
-Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений»
- Когда ставить оценки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
- По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности: 1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
- Как определять итоговые оценки/отметки?
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (само и взаимооценка).При этом в первую очередь, отмечается положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации. Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решаетглавную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.