Просмотр содержимого документа
«-Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы философии"»
ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»
Е.Я. Прудникова
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Екатеринбург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
В данной рабочей тетради студенту предлагается выполнить задания по основным разделам дисциплины «Основы философии».
При выполнении теоретических заданий студент должен продемонстрировать знание и понимание сущности основных философских категорий. В результате выполнения творческих заданий студент должен проявить умение самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, должен задуматься над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, жизнь, творчество, вера? Каким должен быть современный культурный человек? Что значит быть личностью?
ТЕМА 1. Философия, ее смысл и функции
1. Заполните таблицу (впишите научные определения):
Мировоззрение –
это
Философия –
это
Гуманизм –
это
2. Установите соответствие с помощью стрелок:
Онтология
Ценность
Антропология
Бытие
Гносеология
Человек
Аксиология
Знание
3. К какому виду мировоззрения можно отнести перечисленные ниже произведения (впишите номера произведений во второй столбец):
4. К какому виду Вы можете отнести свое мировоззрение? Почему?
5. Составьте и кратко поясните (аргументируйте) Ваше определение философии.
ФИЛОСОФИЯ — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впишите имя соответствующего философа во второй столбец таблицы. Предлагаемые имена: В. Ленин, Аристотель, Ф. Ницше, Сократ, И. Ильин, В. Вернадский, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель, К. Циолковский, Платон, З. Фрейд, Р. Декарт, Конфуций, В. Соловьев, Демокрит, О. Шпенглер, Эпикур, М. Ломоносов, М. Хайдеггер.
Характеристики
Имя философа
Русский религиозный мыслитель (1853-1900). Основной идеей его религиозной философии была идея: София – Душа Мира. Основные работы: «Смысл любви», «Оправдание добра».
Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист (384-322 до н.э.), основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона. Основал в Афинах собственную школу (ликей). Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «Политика».
Древнекитайский мыслитель (ок.551-479 до н.э.), основатель конфуцианства. С его именем связывают формулировку «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желал бы себе».
Древнегреческий философ (428-348 до н.э.), ученик Сократа, представитель объективного идеализма. Разработал учение об идеальном государстве. Основные сочинения: «Апология Сократа», «Софист», «Парменид», «Государство».
Немецкий философ (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Выдвинул «критическую философию», основная проблема которой – проблема разума и анализ его возможностей. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Австрийский психиатр (1856-1939), основоположник психоанализа. Основные работы: «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудовлетворенность культурой», «Я и ОНО».
Представитель русского космизма (1857-1935), «отец российской космонавтики». Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Немецкий философ (1770-1831), объективный идеалист. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».
Русский религиозный философ (1882-1954). Основной пафос работ – поиск путей совершенствования человека и человечества, их духовного обновления. Основные философские сочинения: «Аксиомы религиозного опыта», «Путь духовного обновления», «Наши задачи».
Немецкий философ (1880-1936), представитель философии жизни. Вывел идею множественности и локальности культур. Основной труд: «Закат Европы».
II. ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ
I. Установите соответствие с помощью стрелок:
«Человек – это творение высших божественных сил»
Креационизм
«Человек – результат естественного развития природы»
Эволюционизм
С какой теорией происхождения человека Вы согласны и почему?
II. Прочитайте предложенные ниже афоризмы о смысле жизни.
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
1). Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один человек несчастный. Цель жизни – благоденствие и счастье всего человечества. (Я. Больяй)
2). Жить – значит действовать. (А. Франс)
3). Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать. ( Демокрит)
4). Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье. (С. Н. Сергеев-Ценский)
5). Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький)
6). Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание. (Сенека)
7). Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. (И. Кант)
8). Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Р. Роллан)
9). Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. (О. Уайльд)
10). Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Г. Короленко)
С каким афоризмом Вы согласны более всего и почему?
III. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности?
II. Прочитайте фрагменты «Из письма к сыну» И. Ильина.
«Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви… Ты пишешь мне: «О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать никого: кто пробудит ее в черствых сердцах?» Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль.
Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. … Ребенок применяется к матери – потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребенок ищет своего отца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит его ответно; он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Это голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с братьями и сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослою любовью к «ней» (или соответственно она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это «пробуждение природы» в подлинное «посещение Божие» и приять его как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей той любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей? Как же обойтись без любви? Чем заменить ее? Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при ее отсутствии?
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою. Нельзя жить всем, что он несет; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет, ибо он погибнет во всесмешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личность. Выбирающая же сила есть любовь: это она предпочитает, приемлет, прилепляется, ценит, бережет, домогается и блюдет верность… Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им. Как страшна жизнь человека, лишенного этого дара! В какую пустыню, в какую пошлость превращается его жизнь!
И еще: я понимаю твое предложение «лучше о любви не говорить». Это верно: надо жить ею, а не говорить о ней. Но вот посмотри: в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь – поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямой проповедью ненависти у других. Злоба стала доктриною. А это значит, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту.
Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политик и из воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по своей глубине и по своему размаху.
Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение. И как нетерпеливо я буду ждать теперь твоего письма с подтверждением этого».
1). Культура – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Правы ли те, кто утверждает, что творцами истории являются только самые выдающиеся, великие личности? Кто или что, по Вашему мнению, творит, направляет исторический процесс?