kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

-Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы философии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая тетрадь по дисциплине "Основы философии" предназначена для студентов и преподавателей среднего профессионального образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«-Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы философии"»

ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»










Е.Я. Прудникова

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ























Екатеринбург

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Философия относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

В данной рабочей тетради студенту предлагается выполнить задания по основным разделам дисциплины «Основы философии».

При выполнении теоретических заданий студент должен продемонстрировать знание и понимание сущности основных философских категорий. В результате выполнения творческих заданий студент должен проявить умение самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, должен задуматься над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, жизнь, творчество, вера? Каким должен быть современный культурный человек? Что значит быть личностью?































ТЕМА 1. Философия, ее смысл и функции

1. Заполните таблицу (впишите научные определения):


Мировоззрение –

это



Философия –

это



Гуманизм –

это




2. Установите соответствие с помощью стрелок:


Онтология

Ценность

Антропология

Бытие

Гносеология

Человек

Аксиология

Знание


3. К какому виду мировоззрения можно отнести перечисленные ниже произведения (впишите номера произведений во второй столбец):

1) «Библия», 2) М.Лермонтов «Герой нашего времени», 3) А. Эйнштейн «Теория относительности», 4) «Упанишады», 5) О.Шпенглер «Закат Европы», 6) К.Малевич «Черный квадрат», 7) Э.Фромм «Искусство любить», 8) Теорема Пифагора о прямоугольном треугольнике.


Научное мировоззрение


Художественное мировоззрение


Философское мировоззрение


Религиозное мировоззрение



4. К какому виду Вы можете отнести свое мировоззрение? Почему?

5. Составьте и кратко поясните (аргументируйте) Ваше определение философии.

ФИЛОСОФИЯ — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

потому что:

1) ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3) _____________________________________________________________________________

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ


Впишите имя соответствующего философа во второй столбец таблицы. Предлагаемые имена: В. Ленин, Аристотель, Ф. Ницше, Сократ, И. Ильин, В. Вернадский, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель, К. Циолковский, Платон, З. Фрейд, Р. Декарт, Конфуций, В. Соловьев, Демокрит, О. Шпенглер, Эпикур, М. Ломоносов, М. Хайдеггер.

Характеристики

Имя философа

Русский религиозный мыслитель (1853-1900). Основной идеей его религиозной философии была идея: София – Душа Мира. Основные работы: «Смысл любви», «Оправдание добра».


Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист (384-322 до н.э.), основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона. Основал в Афинах собственную школу (ликей). Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «Политика».


Древнекитайский мыслитель (ок.551-479 до н.э.), основатель конфуцианства. С его именем связывают формулировку «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желал бы себе».


Древнегреческий философ (428-348 до н.э.), ученик Сократа, представитель объективного идеализма. Разработал учение об идеальном государстве. Основные сочинения: «Апология Сократа», «Софист», «Парменид», «Государство».


Немецкий философ (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Выдвинул «критическую философию», основная проблема которой – проблема разума и анализ его возможностей. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».


Австрийский психиатр (1856-1939), основоположник психоанализа. Основные работы: «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудовлетворенность культурой», «Я и ОНО».


Представитель русского космизма (1857-1935), «отец российской космонавтики». Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.


Немецкий философ (1770-1831), объективный идеалист. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».


Русский религиозный философ (1882-1954). Основной пафос работ – поиск путей совершенствования человека и человечества, их духовного обновления. Основные философские сочинения: «Аксиомы религиозного опыта», «Путь духовного обновления», «Наши задачи».


Немецкий философ (1880-1936), представитель философии жизни. Вывел идею множественности и локальности культур. Основной труд: «Закат Европы».



II. ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ

I. Установите соответствие с помощью стрелок:


«Человек – это творение высших божественных сил»



Креационизм


«Человек – результат естественного развития природы»



Эволюционизм


С какой теорией происхождения человека Вы согласны и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


II. Прочитайте предложенные ниже афоризмы о смысле жизни.


О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ


1). Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один человек несчастный. Цель жизни – благоденствие и счастье всего человечества. (Я. Больяй)

2). Жить – значит действовать. (А. Франс)

3). Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать. ( Демокрит)

4). Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье. (С. Н. Сергеев-Ценский)

5). Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький)

6). Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание. (Сенека)

7). Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. (И. Кант)

8). Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Р. Роллан)

9). Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. (О. Уайльд)

10). Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Г. Короленко)


С каким афоризмом Вы согласны более всего и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


С каким афоризмом Вы не согласны и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

III. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


IV. Заполните второй столбец, раскройте научное содержание следующих терминов:

Сознание



– это

Диалектика



– это

Бессознательное



– это

Познание



– это

Истина



– это


V. Впишите соответствующие термины во второй столбец:


ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов – это



Вывод нового знания из ранее установленного знания – это



Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета в совокупности всех его сторон – это


Мысль, являющаяся утверждением или отрицанием наличия какой-либо ситуации в действительности – это


Целостный образ предмета в сознании человека, воздействовавшего на его органы чувств в прошлом – это


Результат мысленного обобщения всех признаков предмета – это




VI. Заполните таблицу, вписав соответствующие методы познания: анализ, наблюдение, эксперимент, обобщение, индукция, опрос.


Теоретические методы

Эмпирические методы











VII. Согласны ли Вы с позицией материализма? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



VIII. Согласны ли Вы с позицией идеализма? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



IX. Согласны ли Вы с утверждением, что развитие проявляется в виде любых изменений? Почему? Приведите конкретные примеры любого изменения и развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________










III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ


I. Прочитайте предложенные ниже афоризмы о добре и зле.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ


1). Лучшее в добрых делах – это желание их утаить. (Б. Паскаль)

2). Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – уничтожать жизнь, вредить жизни. (А. Швейцер)

3). Зло есть грубейшая форма невежества. (Н. К. Рерих)

4). На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром – дело отважного. (Туркменская пословица)

5). Наказание делающим зло состоит в том, чтобы ответным добром заставить их устыдиться своих дел. (Индийское изречение)


С каким афоризмом Вы согласны более всего и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


С каким афоризмом Вы не согласны и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



II. Прочитайте фрагменты «Из письма к сыну» И. Ильина.


«Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви… Ты пишешь мне: «О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать никого: кто пробудит ее в черствых сердцах?» Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль.

Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. … Ребенок применяется к матери – потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребенок ищет своего отца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит его ответно; он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Это голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с братьями и сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослою любовью к «ней» (или соответственно она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это «пробуждение природы» в подлинное «посещение Божие» и приять его как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей той любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей? Как же обойтись без любви? Чем заменить ее? Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при ее отсутствии?

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою. Нельзя жить всем, что он несет; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет, ибо он погибнет во всесмешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личность. Выбирающая же сила есть любовь: это она предпочитает, приемлет, прилепляется, ценит, бережет, домогается и блюдет верность… Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им. Как страшна жизнь человека, лишенного этого дара! В какую пустыню, в какую пошлость превращается его жизнь!

И еще: я понимаю твое предложение «лучше о любви не говорить». Это верно: надо жить ею, а не говорить о ней. Но вот посмотри: в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь – поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямой проповедью ненависти у других. Злоба стала доктриною. А это значит, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту.

Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политик и из воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по своей глубине и по своему размаху.

Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение. И как нетерпеливо я буду ждать теперь твоего письма с подтверждением этого».



Проанализируйте данный текст, ответив на вопросы:


1). Какую основную проблему выделяет автор?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



2). В каких словах выражается главная идея философа (его позиция)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


3). Какие аргументы приводит И. Ильин в пользу своей позиции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


4). Согласны ли Вы с позицией автора? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


III. Раскройте следующие понятия:

1). Культура – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2). Цивилизация – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3). Можно ли отождествить явления культуры и цивилизации? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

IV. Какими качествами должен обладать культурный человек? Изобразите портрет культурного человека в виде схемы.











V. Назовите 3 основные функции искусства.

Какую роль играют творчество и искусство в Вашей жизни?

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________



VI. К какому типу культуры можно отнести перечисленные ниже произведения (впишите номера произведений во второй столбец):


1) Д. Донцова «Иван Подушкин», 2) В.А.Моцарт «Реквием», 3) Л.Толстой «Война и мир», 4) песни поп-группы «Руки вверх», 5) корпоративная культура фирмы, 6) культура хиппи, 7) И.Шишкин «Утро в сосновом бору», 8) рекламный плакат фирмы «NIKE».


Массовая культура


Элитарная культура


Субкультура






РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ


1. Раскройте сущность основных сфер общества. Приведите примеры социальных институтов.


Сфера общества

Характеристики

Основные социальные

институты

Материально-экономическая

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в поддержании своей жизни.

Производство, рынок,

сфера услуг, деньги.

Социальная





Политическая





Духовная







2. Назовите ценности гражданского общества:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________


3. Правы ли те, кто утверждает, что творцами истории являются только самые выдающиеся, великие личности? Кто или что, по Вашему мнению, творит, направляет исторический процесс?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Сформулируйте «Золотое правило нравственности». Не потеряло ли это правило актуальность в современном мире?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________




КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ


  1. Пифагор:

А) древнегреческий философ, отвергший материальные блага

Б) древнегреческий философ, впервые назвавший философию философией

В) древнегреческий философ, который целью философии считал самопознание

2. Способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль называется:

А) познанием

Б) самосознанием

В) сознанием

3. Философское мировоззрение основывается на:

А) вере в существование сверхъестественных сил

Б) художественных образах

В) достоверных научных фактах

Г) логических размышлениях

4. Деятельность по получению, хранению и развитию знания – это

А) познание

Б) самосознание

В) сознание

5. Сущность человека есть продукт общественных отношений. Данное понимание сущности человека относится:

А) к рационалистическому подходу

Б) к космическому подходу

В) к социоцентрическому подходу

6. В какой концепции истории выражена идея закона истории?

А) в античной концепции истории

Б) в христианской концепции истории

В) в рационалистической концепции истории

Г) в теории локальных культур и цивилизаций

7. Подход, при котором признается ведущая роль разума:

А) гуманизм

Б) прагматизм

В) рационализм

8. В основе какой философской концепции лежат принципы ценности личности и человеколюбия?

А) гуманизма

Б) рационализма

В) прагматизма

9. Философское учение, утверждающее, что материальное, физическое, природное первично, а идеальное, духовное, психическое вторично:

А) идеализм
Б) материализм

10. Красота и Гармония – это

А) мировоззренческие ценности

Б) нравственные ценности

В) эстетические ценности

11. Назовите философа – материалиста:

А) Ломоносов М.В.

Б) Толстой Л.Н.

В) Флоренский П.А.

12. Материальное обустройство жизни человека, мир техники и комфорта:

А) история

Б) культура

В) религия

Г) цивилизация

13. Назовите основную идею русского космизма:

А) человек должен завоевать космос

Б) человек подчинен космосу

В) человек и космос взаимосвязаны

14. Основной вопрос философии – это отношение

А) «человек – человек»

Б) «человек – природа»

В) «человек – общество»

Г) «человек – мир»

15. В переводе с греческого языка слово «философия» обозначает:

А) любовь к миру

Б) любовь к мудрости

В) любовь к человеку

16. В чем выражается специфика современных глобальных проблем?

А) в естественном развитии природы

Б) в космическом масштабе

В) в угрозе жизни человека

17. Диалектика – это учение

А) о человеке

Б) о развитии

В) о познании

18. Философское учение, утверждающее, что идеальное, духовное, психическое первично, а материальное, физическое, природное вторично:

А) идеализм
Б) материализм

19. Что такое агностицизм?

А) учение, признающее сотворение мира богом

Б) учение, отрицающее возможность истинного познания действительности

В) учение, утверждающее возможность познания мира в целом

20. Эсхатология – это учение

А) об истории

Б) о конце истории

В) о прогрессе истории



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
-Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы философии"

Автор: Прудникова Елена Яковлевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-tietrad-po-distsiplinie-filosofiia-dlia-spietsial-nostiei-spo"
    ["file_id"] => string(6) "110872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406719000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование информационной компетентности о внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-informatsionnoi-kompietientnosti-o-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "221924"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435670941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства