Рабочая программа элективного курса "Индивидуальная проектная деятельность" в 10 классе
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальная проектная деятельность" в 10 классе
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальная исследовательская деятельность" в 10 классе поможет учителям в освоении новых педагогических технологий: организации и содержании проектной деятельности учащихся".Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников;
развивать творческие способности, проектные и исследовательские навыки учащихся, повышать социальный статус знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Индивидуальная проектная деятельность" в 10 классе»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальная исследовательская деятельность» для 10 класса разработанана основании следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральный компонент ГОС ( 2004);
-Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Новокасторенская СОШ».
Рабочая программа разработана на основании авторской программы курса «Индивидуальная исследовательская деятельность» ( Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С.Мартынова,Л.В.Зуева/ Под ред. Б.А. Татьянкина.- М.: 5 за знания,2007)
Цели курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников;
развивать творческие способности, проектные и исследовательские навыки учащихся, повышать социальный статус знаний.
Задачи:
-познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
-научить учащихся работать с различными источниками информации;
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;
-организовывать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей ;
-совершенствовать надпредметные знания, умения и навыки обучаемых:
обучение методике ведения научного исследования;
создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации.
Основное содержание учебного курса
I. Введение ( 3часа)
Цели, задачи и содержание курса обучения.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект..
II. Методология научного творчества ( 6 часов)
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.
III. Этапы работы в рамках научного исследования ( 17 часов)
1. Выбор темы.
2. Составление плана научно-исследовательской работы.
3. Работа с научной литературой.
4. Работа с понятийным аппаратом.
5. Опытно-экспериментальная работа.
IV. Оформление исследовательской работы ( 3 часа)
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
V. Представление результатов научно-исследовательской работы ( 5 часов)
Психологический аспект готовности к выступлению.
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на конец учебного года
Обучающиеся должны
Знать :
понятийный аппарат для ведения научной работы
сущность и виды научно-исследовательской работы;
методы и принципы исследования;
требования к написанию и оформлению реферата
Уметь:
работать с разными источниками;
определять объект и предмет, методы исследования;
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть:
методами обработки информации из различных источников;
методами решения экспериментальных задач;
методами рационального запоминания;
навыками публичных выступлений.
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
личностным саморазвитием.
Описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика,2009.
2.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся.-М.,2001.
3.Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.
4.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/под ред. А.М.Кондакова,А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
5.Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.- с.93-119
6.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М., 2001.
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»
8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
9. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001
10. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.:Просвещение,2014..
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
,количество
часов
Тема ,
количество
часов
Практическая часть программы
1
Введение
Понятие исследовательской работы
2
Виды исследовательских работ
3
Работа в Интернете
4
Методология научного творчества
Основные понятия научно-исследовательской работы
5
Общая схема научного исследования
6
Методы научного познания
7
Способы применения логических законов и правил
8
Методы поиска информации
9
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
10
Этапы работы в рамках научного исследования
Анализ потребностей
Работа над проектом
11
Выбор темы
12
Составление плана исследовательской деятельности
13
Защита составленного плана
14
Изучение литературы по избранной теме
15
Изучение литературы по избранной теме
16
Изучение литературы по избранной теме
17
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
18
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
19
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
20
Работа с понятийным аппаратом
21
Работа с понятийным аппаратом
22
Работа с понятийным аппаратом
23
Опытно -экспериментальная деятельность
24
Опытно -экспериментальная деятельность
25
Обработка полученного материала
26
Обработка полученного материала
27
Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы
28
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы
29
Черновик исследования
30
Представление результатов научно-исследовательской работы
Ошибки в исследованиях
31
Психологический аспект готовности к выступлению
32
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии
33
Защита исследований перед аудиторией
Защита проектов
34
Защита исследований перед аудиторией
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Вид
контроля
Дата проведения
По плану
По
факту
1
Понятие исследовательской работы
Изучение нового материала
Текущий
2
Виды исследовательских работ
Изучение нового материала
Текущий
3
Работа в Интернете
Изучение нового материала
Текущий
4
Основные понятия научно-исследовательской работы
Изучение нового материала
Текущий
5
Общая схема научного исследования
Изучение нового материала
Текущий
6
Методы научного познания
Изучение нового материала
Текущий
7
Способы применения логических законов и правил
Изучение нового материала
Текущий
8
Методы поиска информации
Изучение нового материала
Текущий
9
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
Изучение нового материала
Текущий
10
Анализ потребностей
Изучение нового материала
Текущий
11
Выбор темы
Изучение нового материала
Текущий
12
Составление плана исследовательской деятельности
Практикум
Текущий
13
Защита составленного плана
Практикум
Текущий
14
Изучение литературы по избранной теме
Практикум
Текущий
15
Изучение литературы по избранной теме
Практикум
Текущий
16
Изучение литературы по избранной теме
Практикум
Текущий
17
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
Практикум
Текущий
18
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
Практикум
Текущий
19
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках
Практикум
Текущий
20
Работа с понятийным аппаратом
Практикум
Текущий
21
Работа с понятийным аппаратом
Практикум
Текущий
22
Работа с понятийным аппаратом
Практикум
Текущий
23
Опытно -экспериментальная деятельность
Практикум
Текущий
24
Опытно -экспериментальная деятельность
Практикум
Текущий
25
Обработка полученного материала
Практикум
Текущий
26
Обработка полученного материала
Практикум
Текущий
27
Структура содержания исследовательской работы
Изучение нового материала
Текущий
28
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы
Изучение нового материала
Текущий
29
Черновик исследования
Практикум
Текущий
30
Ошибки в исследованиях
Практикум
Текущий
31
Психологический аспект готовности к выступлению
Практикум
32
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии