Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.01 по специальности 44.02.02»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления образования МО «Вельский муниципальный район»
_________________(Т.В. Рябова)
«____»_____________2018 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО
«Вельский индустриально-экономический колледж»
_______________ (Н.В.Орлов)
«____»____________2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребёнка и его физическоГО развитиЯ
для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Вельск
2018 г
Программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития»по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), Протокол Научно-методического совета от «22» ноября 2012 г. № 7, Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «14» декабря 2012 г. №9, регистрационный номер рецензии №723 от «24» ноября 2012 г.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Вельский индустриально-экономический колледж»
Разработчик:
Богдановская Н.А. ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
дошкольной педагогики
протокол № ____ от « » ________ 20___ года.
Председатель П(Ц)К ________ /Г.П.Сульжицкая/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
20
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития
Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
Кроме того, в ПМ.01 формируются следующие компетенции:
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовки по специальности 44.02.01 Дошкольное образование при наличии среднего профессиональногообразования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.
Уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др.
Необходимый опыт работы: дошкольное образовательное учреждение, должность «младший воспитатель»
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
– организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- гигиенических навыков и укрепление здоровья;
– организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
– организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
– взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
– диагностики результатов физического воспитания и развития;
– наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
– разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
– определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
– планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
– организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
– создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом; проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
– проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
– использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
– показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
– определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
– определять способы педагогической поддержки воспитанников;
– анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, праздники) в условиях физкультурных досугов, образовательного учреждения;
знать:
– теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
– особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, праздников), физкультурных досугов;
– теоретические основы режима дня;
– методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
– теоретические основы двигательной активности;
– основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
– методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
– особенности детского травматизма и его профилактику;
– требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
– требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
– наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
– особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
– основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
– особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
– теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
– методику проведения диагностики физического развития детей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1. 1.
Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2.
Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3.
Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4.
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1., ПК 1.4.,
Раздел 1. Теоретические и методические основы укрепления здоровья и физического развития детей раннего и дошкольного возраста
120
80
16
-
40
-
ПК 1.1.- 1.3.
Раздел 2.Технологические подходы к организации мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития
297
198
54
99
ПК 1.1.- 1.4.
Раздел 3. Основы техники выполнения физических упражнений.
138
92
92
46
ПК 1.1.- 1.4.
Учебная практика
72
ПК 1.1.- 1.4.
Производственная практика (по профилю специальности, итоговая концентрированная практика)
72
Всего:
555
370
162
–
185
–
72
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 01. Теоретические и методические основы укрепления здоровья и физического развития ребёнка раннего и дошкольного возраста
МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
120
Тема 1.1. Физическое воспитание и развитие детей как актуальная проблема современного дошкольного образования.
Содержание
2
2
2
2
2
2
1.
Значение физического воспитания и развития в сохранении и укреплении здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Сущность понятий «здоровье», компоненты здоровья, факторы здоровья, «образ жизни» «физическое воспитание», «физическое развитие».
Проблемы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста,
Факторы отрицательно действующие на здоровье ребёнка. Вредные привычки и их профилактика.
2.
Цель и задачи физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Факторы обеспечения физического воспитания и развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей в области оздоровления и физического развития и детей.
3
Тема 1.2. Физиологические
и психологические основы развития детей раннего и дошкольного возраста
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
2
2
2
1.
Анатомо-физиологические особенности развития
двигательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Особенности развития организма ребёнка. Формирование движений от рождения до 7 лет
Учёт анатомо-физиологических особенностей в оздоровительной работе с детьми. Морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей.
Педагогический и медицинский контроль здоровья, и психического благополучия детей
2
2.
Особенности психического развития ребёнка раннего и
дошкольного возраста.
Основные понятия: «наследственность»,
«психическое развитие», «режим дня».
Основные направления развития самосознания, воли, эмоциональной сферы.
Особенности поведения ребенка при психологическом
благополучии или неблагополучии Общение ребёнка со взрослым.
2
2
2
2
3.
Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Понятие «адаптация». Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в образовательном учреждении. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в адаптационный период.
Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей, методы проведения диагностики физического развития детей (соматоскопия, биометрия, антропометрия)
2
2
2
Практическое занятие №1
2
2
2
3
Составление таблицы «Сравнительный анализ особенностей физического развития детей раннего и дошкольного возраста».
Подготовка сообщения и выступление на тему: «Этапы адаптации, предупреждение явлений дезадаптации».
Подготовки памятки для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду».
Тема 1.3.
Теоретические и методические основы организации режима дня для детей раннего и дошкольного возраста
Содержание
1.
Современные требования к режиму дня в ДОУ с точки зрения современного законодательства и САНПиНов.
Гигиенические условия создания безопасной среды пребывания детей в ДОУ.Гигиенические требования к организации воспитательного процесса в ДОУ.
Закаливание как ведущий фактор становления здоровья ребёнка.
2
2
1
2.
Особенности методики планирования режимных моментов в ДОУ Методика планирования умывания, одевания, питания, дневного сна с детьми раннего и дошкольного возраста.
2
2
3.
Формирование у детей представлений о функционировании своего организма как естественной составляющей физической культуры. Ознакомление с клеткой организма, с кожным покровом,
со скелетом и работой мышц, с работой сердца и кровообращением,
с органами дыхания, с работой пищеварения, с работой мозга, нервной системы.
2
2
2
2
Практическое занятие №2
2
2
2
4
3
Составление модели организации режима дня разных возрастных группах ДОУ. Анализ различных моделей организации режима дня для детей раннего и дошкольного возраста.
Подбор традиционных и нетрадиционных методов закаливания организма детей раннего и дошкольного возраста. Планирование мероприятий по закаливанию.
Подготовка презентации: «Основы рационального питания детей раннего и дошкольного возраста»
Составление конспектов проведения режимных моментов умывания, одевания, питания, дневного сна с детьми раннего и дошкольного возраста
Тема 1.4. Детские болезни
и их профилактика
Содержание
2
2
2
2
2
2
2
1.
Характеристика наиболее распространенных детских болезней и их профилактика.
Болезни новорожденного.
Расстройства пищеварения и питания у детей.
Аллергические болезни и болезни вызываемы нарушением обмена веществ.
Болезни почек и мочевыводящих путей. Некоторые заболевания эндокринной системы у детей.
Нарушения ОДА. Болезни органов слуха и зрения.
Кожные болезни. Инфекционные болезни.
Создание условий по предупреждению нарушений у детей слухового, зрительного анализатора, ОДА.
2
Тема 1.5. Детский травматизм и его профилактика
Содержание
2
2
2
2
2
2
1.
Особенности детского травматизма и его профилактика.
Виды травм. Раны.
Перегревание (тепловой и солнечный удар). Ожоги.
Замерзание и переохлаждение. Оказание первой медицинской помощи. Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице (правила дорожного движения), в природе, с незнакомыми людьми.
3
2.
Требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Требования современных санитарных норм и правил к помещению ДОУ, организации воспитательно-образовательного процесса, к деятельности педагога.
3
Самостоятельная работа при изучении раздела
1. Подготовка рефератов и выступление по темам на выбор: «Современный образ жизни и здоровье человека», «Особенности влияния на здоровье человека физической культуры и спорта», др.
2.Разработка презентации по темам на выбор «Социальные болезни: наркомания, СПИД, алкоголизм, табакокурение».
3. Планирование профилактических мероприятий по предупреждению распространения заболеваний в ДОУ.
4. Разработка практических советов для родителей: «Предупреждение распространения инфекций».
5. Подготовка презентаций для родителей по вопросам предупреждения бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий, отравлений, ушибов, пожаров.
Подготовка сообщений и презентаций по темам: «Факторы, влияющие на здоровье человека», «Генетическое здоровье. Причины возникновения и признаки наследственных заболеваний», «Витамины и микроэлементы их роль в организме», «Региональные особенности питания» (на выбор).
Разработка тематики консультаций для родителей по направлению «Как обеспечить сохранение и укрепление здоровья и физического развития детей в семье»
Подготовка плана лектория для воспитателей: «Санитарно-просветительная работа с родителями».
40
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Анализ содержания электронного учебного пособия по темам: «Детские болезни», «Аллергические заболевания», «Травмы» и другие.
Отработка практических навыков оказания первой и неотложной помощи.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Анализ содержания электронного учебного пособия по темам: «Детские болезни», «Аллергические заболевания», «Травмы» и другие.
Отработка практических навыков оказания первой и неотложной помощи.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Производственная практика
Виды работ
Анализ выполнения педагогами и работниками ДОУ должностных инструкций по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и работников: руководитель физического воспитания, воспитатель, медик, социальный педагог, педагог-психолог, методист (наблюдение работы специалистов, знакомство с документацией, интервьюирование, анкетирование).
Изучение и анализ планов работы педагогов по организации, предупреждающих и укрепляющих здоровье мер, а также обеспечению безопасности детей и педагогов через
– наблюдение и анализ режима дня в различных возрастных группах ДОУ;
– знакомство с документацией ДОУ по диагностике и планированию оздоровительной работы с детьми;
– знакомство с медицинским кабинетом ДОУ. Заполнение ознакомительной карты;
– наблюдение и анализ закаливающих мероприятий в различных возрастных группах;
– заполнение карты организации мероприятий по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ;
– подготовку отчета о реализации в планах педагогов ДОУ образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».
Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 02. Технологические подходы к организации мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития
МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
297
Тема 2.1. Общие вопросы теории физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1.
Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры.
История возникновения теории физического воспитания.
Связь теории физического воспитания детей дошкольного возраста с другими науками.
Основные понятия и термины методики физического воспитания детей дошкольного возраста. .
Цель и задачи, принципы образования дошкольников в области физической культуры.
Средства физического воспитания дошкольников.
Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями со школьниками.
2
2.
Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Стандартизация образования дошкольников в области физической культуры.
Современные программы в области физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
2
3.
Особенности развития организма ребёнка.
Развитие произвольных движений, двигательной самостоятельности и творчества от рождения до 7 лет.
Учёт анатомо-физиологических особенностей детей и организации их двигательной деятельности.
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятия физическими упражнениями.
3
4.
Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников.
2
Практические занятия
6
1.
Подготовка таблицы со сравнительным анализом дидактических задач и содержания в области физического воспитания детей различных группах детского сада с опорой на одну из примерных основных образовательных программ дошкольного образования .
2.
Проектирование компонентов модели оптимальной среды полноценного физического развития ребенка от рождения до семи лет.
Тема 2.2. Основы обучения ребенка двигательным навыкам и умениям, в процессе физического воспитания.
Содержание
20
2
2
2
2
2
1.
Содержание обучения и характеристика методов обучения физическим упражнениям.
2
2.
Стадии формирования двигательного навыка.
3
3.
4
5.
Этапы обучения дошкольников физическим упражнениям.
Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Подготовка детей к обучению в школе в процессе занятий физическими упражнениями.
Практические занятия.
6
1.
Подготовка к семинару «Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательных навыков».
2.
Составление таблицы: «Сравнительно-сопоставительный анализ стадий формирования двигательного навыка, этапов обучения физическим упражнениям и использования методов обучения детей дошкольного возраста».
Тема 2.3. Методика обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Содержание
34
2
2
2
2
4
4
4
2
1.
Методика обучения движениям основной гимнастикидля детей дошкольного возраста:
строевые упражнения,
общеразвивающие упражнения
танцевальные упражнения,
основные движения.
3
2.
Методика организации и проведения подвижных игр с детьми раннего и дошкольного возраста:
Элементарные подвижные игры.
Спортивные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
3
3.
Спортивные упражнения и элементарный туризм.
Методика планирования и организация проведения с детьми дошкольного возраста.
Требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования
3
Практические занятия
12
1.
Разработка плана организации и проведения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений с детьми раннего и дошкольного возраста.
2.
Составление плана-конспекта проведения элементарных подвижных игр для детей различных возрастных групп.
Составить картотеку подвижных игр для детей различных возрастных групп.
3.
Подготовка и защита рефератов на тему: «Планирование и проведение обучения спортивным играм детей дошкольного возраста»
4.
Подготовка и защита рефератов на тему: «Планирование и проведение обучения спортивным упражнениям детей дошкольного возраста»
Тема 2.4. Методика организации различных форм работы по развитию двигательной деятельности с детьми в ДОУ
Содержание
60
2
6
4
4
2
4
4
4
2
4
4
4
6
2
6
2
1.
Физкультурные занятия – учебная форма работы по формированию навыков основных движений детей дошкольного возраста.
Значение Классификация.
Методика планирования и проведения различных форм физкультурных занятий.
3
2.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика,
прогулки,
закаливающие мероприятия.
3
3.
Активный отдых –
праздники,
досуг,
элементы туризма,
каникулы,
дни здоровья.
3
4.
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Методика организации двигательной активности детей в течение дня. Особенности физического воспитания и развития детей в разновозрастной группе
Контроль над организацией физического воспитания в ДОУ.
Планирование работы по физическому воспитанию и развитию ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Оборудование для работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
Практические занятия
30
1
Разработка планов-конспектов различных физкультурных занятий для различных возрастных групп и провести их в форме деловой игры.
2
Составление планов-конспектов и проведение традиционной и нетрадиционной утренней гимнастики для детей различных возрастных групп.
3
Подготовка вариантов сценария физкультурных досугов и праздников для детей дошкольного возраста с их презентацией в рамках деловой игры.
4
Анализ конспекта одной из форм работы по физическому воспитанию на выбор с разработкой рекомендаций по повышению ее эффективности.
5
Разработка перспективного плана организации каникул в рамках летнего оздоровительного сезона в ДОУ с оформлением в портфолио.
6
Подготовка картотеки оборудования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
Самостоятельная работа при изучении раздела
Выполнение и защита реферата с презентацией на тему: «Современные условия и исторические предпосылки развития физической культуры и спорта в России».
Составление списка источников методической литературы и периодических изданий на тему: «Методы и формы активизации двигательной самостоятельности и творчества дошкольников в условиях ДОУ».
Подготовка сообщений на темы: «Возрастные особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста», «Организация туристических походов с детьми дошкольного возраста», «Место физического воспитания в календарном плане воспитателя ДОУ» и др. (на выбор).
Подбор физических упражнений и подвижных игр для организации прогулок с детьми различных возрастных групп .
Анализ физкультурного развлечения на практике.
Подбор материалов для разработки консультации родителям по вопросам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Построение индивидуальной траектории физического развития ребенка-дошкольника.
Подбор диагностических методик для оценки и анализа уровня развития двигательной активности группы детей на практике.
Сравнительный анализ альтернативных программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Анализ статей и публикаций в Интернет, раскрывающих педагогический опыт дошкольных образовательных учреждений по вопросам физического воспитания на практике с подготовкой презентации об одном из них.
99
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление планов-конспектов и подготовка проведения: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик, сценариев досугов, физкультурных праздников и др. для детей различных возрастных групп ДОУ.
Учебная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ организации проведения двигательного режима в различных возрастных группах ДОУ.
Наблюдение и анализ организации и проведения различных мероприятий направленных на физическое развитие детей в ДОУ.
Знакомство с документацией и планированием воспитателя процесса по физическому воспитанию и развитию детей в ДОУ.
10
Раздел ПМ 03.Основы техники выполнения физических упражнений.
МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
92
Тема 3.1.
Гимнастика: строевые упражнения
Практические занятия
30
6
6
6
8
4
1.
Выполнение строевых упражнений. Способы построения, перестроения, повороты, смыкания и размыкания.
2.
Отработка техники выполнения строевых упражнений.
3.
Закрепление терминологии руководства выполнением строевых упражнений детьми дошкольного возраста различных возрастных групп.
4
Тренировка по отработке и закреплению навыков обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям средствами игр и игровых упражнений.
5
Организация предметной среды для выполнения строевых упражнений
Тема 3.2. Гимнастика: общеразвивающие упражнения
и танцевальные движения
Практические занятия
20
6
4
6
4
1.
Выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, на снарядах из разнообразных исходных положений (сидя, стоя, лежа) для тренировки функциональных возможностей организма человека.
2.
Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям.
3.
Освоение техники выполнения корригирующих упражнений для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста.
4.
Закрепление терминологии для эффективного руководства обучением детей танцевальным движениям, общеразвивающим и корригирующим упражнениям в различных возрастных групп.
Тема 3.3. Гимнастика: основные движения
Практические занятия
22
6
6
6
2
2
1.
Техника выполнения циклических движений и их разновидностей ходьба, бег, лазание
2.
Техника выполнения ациклических движений и их разновидностей прыжки, метание
3.
Техника выполнения смешанных движений и их разновидностей прыжки с разбега, метание с разбега, упражнения в равновесии
4.
Терминология руководства обучения основным движениям детей дошкольного возраста возрастных групп.
5.
Соблюдение техники безопасности при выполнении основных движений. Создание предметной среды для отработки у детей основных движений.
Тема 3.4. Подвижная игра как сложный вид двигательной деятельности
Практические занятия
20
6
6
8
1.
Проведение элементарных подвижных игр (сюжетных, бессюжетных, игровых заданий, игр-эстафет, аттракционов)
2.
Технология проведения подвижной игры в различных возрастных группах и терминологии руководства игрой в дошкольном возрасте.
3.
Проведение элементов спортивных игр с соблюдением требований техники безопасности (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, бадминтон и др.)
Самостоятельная работа при изучении раздела
Подготовка индивидуального маршрута двигательного самосовершенствования обучающихся на основе материалов самодиагностики.
46
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Отработка демонстрационной техники выполнения строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, основных и танцевальных движений.
Изготовление зрительных ориентиров для организации проведения строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений,
Изготовление атрибутов для проведения подвижных и спортивных игр.
1. Осуществить планирование и организацию проведения режимных процессов в различных возрастных группах.
2. Провести диагностику развития культурно-гигиенических навыков детей различных возрастных групп. Заполнить диагностические карты.
3. Спланировать и организовать проведение гигиенических мероприятий с детьми различных возрастных групп.
4. Провести соматоскопию (внешний осмотр) с детьми различных возрастных групп. Заполнить документацию о состоянии физического развития и осанки детей.
5. Предоставить на отчетном заседании практики опыт организации мероприятий по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста, особенностей их физического развития и здоровья (вид предоставления информации: видеоотчет, презентация, буклет, газета и др.)
Провести диагностику уровня физического развития и физической подготовленности детей различных возрастных группы, подготовить документацию по результатам. Сравнительный анализ и интерпретация.
Спланировать и организовать проведение целостного двигательного режима в течение дня с детьми в различных возрастных группах ДОУ.
Спланировать и провести мероприятия по физическому воспитанию в различных возрастных группах ДОУ.
На основе данных диагностики составить план индивидуальной здоровьесберегающей траектории физического развития для ребёнка дошкольного возраста.
Проведение методической работы по физическому воспитанию в ДОУ. (контроль, интерпретация, рекомендации, консультации).
Организация просветительской работы для родителей в области физического воспитания и оздоровления детей. Разработать рекомендательный план мероприятий по укреплению здоровья педагогического коллектива ДОУ(с использованием нетрадиционных методов оздоровления, различных гимнастик, методов саморегуляции).
Всего
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Анализ содержания электронного учебного пособия по темам: «Детские болезни», «Аллергические заболевания», «Травмы» и другие.
Отработка практических навыков оказания первой и неотложной помощи.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Производственная практика
Виды работ
Анализ выполнения педагогами и работниками ДОУ должностных инструкций по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и работников: руководитель физического воспитания, воспитатель, медик, социальный педагог, педагог-психолог, методист (наблюдение работы специалистов, знакомство с документацией, интервьюирование, анкетирование).
Изучение и анализ планов работы педагогов по организации, предупреждающих и укрепляющих здоровье мер, а также обеспечению безопасности детей и педагогов через
– наблюдение и анализ режима дня в различных возрастных группах ДОУ;
– знакомство с документацией ДОУ по диагностике и планированию оздоровительной работы с детьми;
– знакомство с медицинским кабинетом ДОУ. Заполнение ознакомительной карты;
– наблюдение и анализ закаливающих мероприятий в различных возрастных группах;
– заполнение карты организации мероприятий по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ;
– подготовку отчета о реализации в планах педагогов ДОУ образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».
8
Производственная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ организации проведения двигательного режима в различных возрастных группах ДОУ.
Наблюдение и анализ организации и проведения различных мероприятий направленных на физическое развитие детей в ДОУ.
Знакомство с документацией и планированием воспитателя процесса по физическому воспитанию и развитию детей в ДОУ.
10
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета предполагает:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (схемы, таблицы по физическому воспитания и развитию детей дошкольного возраста);
картотека подвижных игр для детей младшей группы;
Диагностическое оборудование для снятия антропометрических и биометрических данных состояния физического развития человека (ростомер, тонометр, секундомер, весы).
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, доска.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Филипповой С.О. (7-е изд., доп.) учебник – М.: «Академия», 2015.
2. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Практикум / Под ред. Филипповой С.О. (4-е изд., стер.) учебное пособие – М.: «Академия», 2014.
Интернет-ресурсы:
1.Детский сад. ру. Портал для родителей [Электронный ресурс] - Режим доступа – http://www.detskiysad.ru/index.html
2. Статьи Н.Н. Ефименко, руководителя АПЦ [Электронный ресурс] - Режим доступа – http://nik-kin2009.narod.ru/pages/articles/articles.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Для освоения профессионального модуля необходима организация, лекционных, семинарских и практических занятий предполагающих самостоятельную работу обучающихся и выполнение домашних заданий.
Для прохождения обучающимися производственной практики необходимо, чтобы базовое ДОУ было оснащено физкультурными уголками в группах, физкультурным залом, спортивной площадкой на улице, бассейном, медицинским кабинетом. Персонал учреждения должен быть укомплектован квалифицированными специалистами, в том числе медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию. Методический кабинет дошкольного учреждения должен быть оснащён современной методической, нормативной и справочной литературой в области физического воспитания и оздоровления детей раннего и дошкольного возраста.
Обязательным условием освоения профессионального модуля является предшествующее освоение учебных дисциплин ОП.01 Педагогика; ОП.02 Психология; ОП.03 «Безопасность жизнедеятельности»; ОП.04 «Возрастная анатомии, физиология и гигиена»; ОГСЭ.05 «Физическая культура»; ЕН.02 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
– разработка различных видов планирования (перспективное, календарное, тематическое) мероприятий направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в соответствии с требованиями;
– планирование режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливаний, физкультурных занятий, досуга и праздников в соответствии с требованиями к разработке планов по данным видам мероприятий;
– планирование работы по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы различных возрастных групп.
Собеседование,
отчет по учебной и производственной практикам, коллоквиум, реферат, творческие задания.
ПК 2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
– организация и проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) с учетом возрастных особенностей детей;
– создание педагогических условий проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
Собеседование,
отчет по учебной и производственной практике, коллоквиум, практические задания.
ПК 3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
– организация проведения режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей и санитарно-гигиенических норм;
– демонстрация детям физических упражнения, ритмических движения под музыку;
Собеседование,
отчет по учебной и производственной практике, коллоквиум, тестирование..
ПК 4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
– разработка планов наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
– Организация процесса адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
– владение методами диагностики результатов физического воспитания и развития;
– определение способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
Собеседование,
отчет по учебной и производственной практике, коллоквиум.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- осознание социальной роли педагога в современном обществе;
- обоснование собственного выбора педагогической профессии;
- проявление устойчивого интереса к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах, положительные результаты прохождения программы педагогической практики.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- рациональность планирования и организации собственной деятельности с учетом требований;
- выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач;
- оценивание эффективности и качества отбора методов для решения профессиональных задач.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- определение и оценка рисков профессиональной деятельности и способов их эффективной регуляции;
- целесообразность принятия решений в нестандартной ситуации;
- целесообразность принятия решений в нестандартных ситуациях.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- владение приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач профессиональной деятельности;
- осуществление анализа и оценки найденной информации с позиции профессионального и личностного развития;
- разработка программ и проектов профессионально-творческого саморазвития на основе отобранной информации;
- представление информации по решению профессиональных задач, программ и проектов профессионального и личностного роста.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- обоснованный выбор цели организации образовательной работы с обучающимися;
- проявление умения мотивировать деятельность обучающихся в соответствии с поставленной целью;
- владение способами организации деятельности детского коллектива;
- владение способами контроля деятельности учащихся;
- проявление чувства ответственности за качество образовательного процесса.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- проявление умения осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей;
- соответствие профессиональной деятельности условиям обновления содержания;
- использование в своей профессиональной деятельности новых технологий;
- представление в учебно-практической деятельности студента современных программ, методик обучения.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий, мероприятий с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
- проявление умения по планированию воспитательно-образовательной работы с введением здоровьесберегающих технологий;
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 11. Строить профес-сиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
- построение профессиональной деятельности с учетом регулирующих ее правовых норм;
- осознанное соблюдение правовых норм в своей профессиональной деятельности;
- соблюдение графика учебной и учебно-производственной деятельности.
. Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод
обучения
Деятельность обучающихся
Эффективность метода
Объяснительно-иллюстративное обучение
Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности
Низкая
Монологический метод
Наблюдение, слушание, запоминание;
мысленное участие в решении учебной проблемы;
выполнение действий по образцу
Низкая
Показательный метод
Слушание и наблюдение.
Восприятие образца поиска путей решения проблем.
Отработка умений постановки вопроса.
Низкая
Программированное обучение
Поэтапное освоение учебного материала с активным самоконтролем.
Удовлетвлетв
Алгоритмизированное обучение
Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности.
Удовлетвлетв
Диалоговый
метод
Активное участие в решении учебных проблем.
Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем.
Средняя
Алгоритмический метод
Восприятие инструктажа по выполнению задания.
Усвоение алгоритма и образца действий.
Выполнение задания
Средняя
Программированный метод
Восприятие инструктажа по усвоению учебного материала. Усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний.
Средняя
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий
Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя»
Средняя
Проблемный метод
Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач
Высокая
Эвристический
Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы;
Поиск путей решения проблем;
Выдвижение и обоснование гипотез;
Решение проблем
Высокая
Исследовательский метод
Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации.
Решение проблем
Высокая
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
Формы
контроля
Его назначение
Специфика
входной
определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала
устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
текущий
позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность
осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
промежуточная аттестация
оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции
осуществляется в форме дифференцированного зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменно на бумаге в форме тестирования). На выполнение работы предусмотрено увеличение времени на выполнение заданий дифференцированного зачета на 40 минут.
5.2.1. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
Тема
Содержание текущего контроля
успеваемости
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц
с ОВЗ
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
Тема
Содержание текущего контроля
успеваемости
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц
с ОВЗ
Проверка уровня освоенных умений и освоенных знаний по учебной дисциплина.
Осуществляется в форме дифференцированного зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменно на бумаге в форме тестирования)
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Заболевания
Способы создание безбарьерной среды
в ходе учебного занятия
ДЦП
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени
Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре
Заболевание кишечника болезнь Крона
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит
Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре
S-талассемия ср.ст.тяж
Освобождение от занятий по физической культуре
Сахарный диабет
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре