Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная математика"»
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ___
от «__» _______ 2020г.
Руководитель ШМО
Метелькова Е.В. __________
(подпись)
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ №1»
Протокол № ____
от «__» ______2020г.
Зам. директора по УВР
Гаврилова М.А. __________
(подпись)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ______
от «___» ______2020г.
Директор
МБОУ «СОШ №1»
Масловская Т.В. _______
(подпись)
Рабочая программа
Специального курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика», базовый уровень
для учащихся 1-х классов
2020 - 2021 учебный год
Составитель:
Ярошенко Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «СОШ № 1»
БРАТСК, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Учебно-тематический план
Класс - 1
Количество часов - 17
№
Темы
Количество часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
2
Как предметы можно измерять на глаз.
1
1
3
Сравнение фигур.
1
1
4
Игра «Задумай число».
1
1
5
Математическая газета.
1
1
6
Загадочные слова.
1
1
7
Весёлые задачки.
1
1
8
Любимые фигуры.
1
1
9
Экскурсия.
1
1
10
Викторина.
1
1
11
Равно, больше или меньше ?
1
1
12
Весёлые числа.
1
1
13
Развитие глазомера.
1
1
14
Загадки
1
1
15
Задача-смекалка. Задача-шутка
1
1
16
Задача-шутка. Игра «Задумай число»
1
1
17
Наши итоги.
1
1
Итого
17
17
II. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
III. Содержание учебного курса.
Вводное занятие.
Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься ,в этом кружке и как будем работать).
Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».
Как предметы можно измерять на глаз.
Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.
Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .
Сравнение фигур.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.
Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».
4.Игра «Задумай число».
Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру.
Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.
Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).
5.Математическая газета.
Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).
7.Весёлые задачки.
Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
8.Любимые фигуры.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
9.Экскурсия.
Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашем кружке. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).
Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».
10.Викторина.
Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
11.Равно, больше или меньше?
Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.
Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.
12.Весёлые числа.
Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».
Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Игра «Задумай число».
13.Развитие глазомера.
Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».
Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число».
14-17..Наши итоги.
Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных и сообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр изученных ранее.
IV. Результаты освоения учебного курса.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
V. Календарно - тематическое планирование.
(1 класс, 2 полугодие)
Календарные сроки
№ урока
Раздел /Тема
Форма
Планируемые виды деятельности учащихся
1
Вводное занятие.
презентация
Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи 1
2
Как предметы можно измерять на глаз.
игра
Работа в парах и по группам; дидактические игры;
3
Сравнение фигур.
практикум
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.
4
Игра «Задумай число».
практикум
Работа в парах и по группам; Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.
5
Математическая газета.
Мозговой штурм
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.
6
Загадочные слова.
практикум
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи. Вырабатывают план действий.
7
Весёлые задачки.
презентация
Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация.
Выбирают тему коллекции, подбирают необходимую информацию из различных источников.
Оформляют коллекцию или презентацию коллекции. Самооценка деятельности по данной теме.
8
Любимые фигуры.
исследование
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют результаты. Отчитываются об результатах эксперимента. Самооценка
9
Экскурсия.
презентация
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости 10дополнительную информацию, ус11танавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.
10
Викторина.
практикум
Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация. Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования.
11
Равно, больше или меньше ?
практикум
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.
12
Весёлые числа.
практикум
Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация. Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Формулируют задачи Вырабатывают план действий. Проводят исследования.
13
Развитие глазомера.
игра
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют
14
Загадки
практикум
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют
15
Задача-смекалка. Задача-шутка
практикум
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют
16
Задача-шутка. Игра «Задумай число»
беседа
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют
17
Наши итоги.
презентация
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.