Рабочая программа по математике 1 класс (УМК"Перспективная начальная школа")
Рабочая программа по математике 1 класс (УМК"Перспективная начальная школа")
Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятии, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
Освоение начальных математических знаний - формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами:
вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов);
понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели);
работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений;
проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критического мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов:
памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей;
формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1 класс (УМК"Перспективная начальная школа")»
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального образования и авторской программы А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой «Программа по математике» в (сборник «Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам, 1-4 классы, в двух частях»: Москва, Академкнига/Учебник, 2014).
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятии, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
Освоение начальных математических знаний - формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами:
вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов);
понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели);
работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений;
проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критического мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов:
памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей;
формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса); целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса).
Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.
Особенностью изучения арифметических действий является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом: в 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
- прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
- внутренняя и внешняя области относительно границы,
- многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
- симметричные фигуры.
Линия изучения величин начинается уже в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.
Во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа алгоритмической») является центральной данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.
Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:
по действиям (по шагам) с пояснениями;
в виде числового выражения, но без пояснений;
в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-и класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов: 132 ч – в 1 классе (33 учебные недели, 4 часа в неделю).
Результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные:
освоение знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Содержание учебного предмета «Математика»
Числа и величины
Числа и цифры.
Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т.д. Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки ,Величины
Сравнение предметов по некоторой величине без её измерения : выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, старше - моложе, тяжелее - легче. Отношение «дороже - дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше - позже, продолжительность ( длиннее - короче по времени ). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.
Арифметические действия
Сложение и вычитание.
Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и её значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4, 5 на основе их состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и сё значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. 11рибавление суммы к числу. Способ сложения по частям па основе удобных сла1аемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых. Сложение и вычитание длин.
Текстовые задачи
Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.
Признаки предметов. Расположение предметов. Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего (если они существуют). Геометрические фигуры и их свойства.
Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Симметричные фигуры.
Геометрические величины
Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше - ближе» и «длиннее - короче».
Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение длин на основе их измерения.
Работа с данными. Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия над однозначными числами.
Программа формирования УУД, система заданий, ориентированных на формирование УУД.
Формирование личностных УУД: обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Формирование регулятивных УУД: обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Формирование коммуникативных УУД: обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Формирование познавательных УУД: обучающиеся научатся или получат возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений.
Тематическое планирование
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащегося
Предметные
УУД
Признаки предметов. Расположение в окружающем пространстве (5 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
День Знаний. Урок - игра на тему: «Здравствуй, школа!» Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур).
Урок - сказка на тему: «Этот разноцветный мир». Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур).
Урок - путешествие на тему: «Одинаковые и разные по форме». Сравнение предметов по размерам и форме.
Урок - игра: «Слева, справа, вверху, внизу». Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (слева и справа, вверху и внизу).
Игра - соревнование на тему: «Над, под, левее, правее, между». Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.
Прямые и кривые. Распознавание и название геометрической фигуры: точка, линия (прямая и кривая).
Урок - игра на тему: «Кто впереди?» Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: впереди и позади.
Точки. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (прямая и кривая).
Отрезки и дуги. Распознавание и изображение геометрических фигур: отрезок и дуга.
Урок - путешествие: «Чудеса на дороге». Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Урок - игра: «Мы едем, едем, едем». Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: налево и направо.
Урок - представление на тему: «Чудеса на школьном дворе». Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: вверх и вниз.
Больше, меньше, одинаковые. Сравнение предметов по размерам и форме.
Урок-соревнование «Кто первый?». Первый и последний. Понятия. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Урок - игра «Кто за мной?» Следующий и предшествующий. Понятия. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Познавательная игра на тему: «Один или несколько».
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.
Самостоятельная работа №1
Обучающиеся должны
знать/понимать:
структуру учебника, условные обозначения
понятия «прямые, кривые, точка, отрезок, дуга»
термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»
уметь:
определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы
ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве распознавать круг, треугольник, прямоугольник
пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок сравнивать предметы по форме, размеру
Личностные:
-ориентироваться на успех в учебе;
-сохранять интерес к учебной деятельности;
-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу;
- ориентироваться в нравственном содержании поступков
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-следовать точной инструкции;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-определять свою готовность к уроку по условным обозначениям учебника;
-следовать дисциплинарным традициям.
Познавательные:
-освоить приемы работы с учебником;
-научиться работать с несколькими источниками информации (учебник, тетрадь);
- научиться моделировать, т.е. выделять существенные признаки объектов;
предметы по величине (размеру): больше, меньше, такой же.
Моделировать
разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Исследовать
предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать
свойства геометрических фигур.
Сравнивать
геометрические фигуры по форме.
Классифицировать
(объединять в группы)
геометрические
фигуры.
Работать с информацией:
находить, обобщать и
представлять данные
(с помощью учителя).
Числа 0, 1 и 2 (12 часов)
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Один и несколько. Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Число и цифра 1. Порядок следования чисел при счёте. Математический диктант по теме: «Счёт предметов». Урок - игра «Посчитаем».
Урок - игра «Приключения точки». Пересекающиеся линии и точка пересечения. Распознавание и изображение геометрических фигур.
Урок-соревнование на тему: «Один лишний». Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Один и ни одного. Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур).
Число и цифра 0. Его получение и обозначение.
Урок-сказка «Приключения нуля». Самостоятельная
работа по теме: «Число и цифра 0» (10 мин.)
Непересекающиеся линии. Распознавание и
изображение геометрических фигур. Использование
чертёжных инструментов для выполнения построений.
Урок - игра на тему: «Мы покупатели». Пара
предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Урок - игра «Посчитаем». Число и цифра 2. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от 0 до 10.
Больше, меньше, поровну. Отношения «равно»,
«больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Урок
соревнование «У кого больше».
Сравнение и упорядочение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте). Урок - путешествие в страну Соревнования.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
термины «один и несколько», «число и цифра»
понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»
пустое множество, число и цифру 0
расположение линий на плоскости
уметь:
писать цифры 1,2,0
составлять пары;
сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками ,
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Личностные:
ориентироваться на успех в учебе;
сохранять интерес к учебной деятельности;
проявлять интерес к успехам товарищей
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
следовать точной инструкции учителя;
адекватно воспринимать оценку учителя;
выполнять задания по алгоритму из трех шагов;
следовать дисциплинарным традициям.
Познавательные:
освоить приемы работы с учебником;
работать с источниками информации (знакомство с новым знаком-помощником «Выполни задание в тетради для самостоятельной работы № 1, с. 20»)
овладеть приемами классификации по заданным признакам;
овладеть приемами сравнения;
формировать логическое мышление
Коммуникативные:
оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Сравнивать числа.
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой
последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу.
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Характеризовать
явления и события с использованием чисел.
Исследовать
предметы
окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать
свойства
геометрических фигур.
Классифицировать
(объединять в группы)
геометрические
фигуры.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя).
Числа 3, 4 и 5 (12 часов)
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Урок - игра «Весёлые задачи». Число и цифра 3. Чтение
и запись чисел от 0 до 10.
Урок - соревнование «Кто больше?» Число и цифра 3. Счёт предметов. Порядок следования
Распознавание и изображение геометрической фигуры: ломаная линия (замкнутая и незамкнутая). Математический диктант по теме: «Счёт предметов».
Замкнутые и незамкнутые линии. Распознавание и изображение геометрической фигуры: ломаная: (замкнутая и незамкнутая).
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: внутри, вне, на границе.
Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения.
Замкнутая линия и многоугольник. Распознавание и изображение геометрических фигур.
Число и цифра 4. Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Сравнение и упорядочение чисел.
Число и цифра 4. Чтение и запись чисел от 0 до 10. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения.
Сравнение и упорядочение событий по времени: раньше, позже. Самостоятельная работа по теме: «Число и цифра 3. Число и цифра 4». (10 мин.)
Части суток и времена года. Время. Единицы времени: сутки.
Число и цифра 5. Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Число и цифра 5. Порядок следования чисел при счёте. Сравнение и упорядочение чисел.
Обучающиеся должны знать/понимать:
термины «ломаная»,
«замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»
понятия «раньше, позже»
части суток и времена года
уметь:
писать цифры 3, 4, 5 строить ломаную, замкнутую линии;
сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками ,
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов, сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Личностные:
ориентироваться на успех в учебе;
сохранять интерес к учебной деятельности;
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу;
ориентироваться в нравственном содержании поступков
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
следовать точной инструкции учителя;
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
следовать дисциплинарным традициям.
Познавательные:
осуществлять поиск информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках.
Коммуникативные:
уметь распределять обязанности в паре, в малой группе
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу.
Сравнивать числа.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел.
Исследовать предметы
окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства
геометрических фигур.
Классифицировать
(объединять в группы)
геометрические
фигуры.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя).
Сложение (17 часов)
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Сложение и знак «+». Понятие о сложении как операции над числами.
Сложение и знак «+».
Слагаемые и сумма. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Слагаемые и значение суммы. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Проверочная работа по теме: «Сложение».
Работа над ошибками. Установление пространственных отношений: выше и ниже.
Прибавление числа 1. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. Арифметические действия с числом 1.
Число и цифра 6. Сложение и знак «+».
Сравнение предметов по размерам: шире и уже.
Прибавление числа 2. Приём вычислений: прибавление числа по частям. Сложение и знак «+».
Число и цифра 7. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Установление пространственных отношений с помощью сравнения: дальше и ближе.
Прибавление числа 3. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Число и цифра 8. Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте. Математический диктант по теме: «Сложение».
Сравнение предметов по размерам: длиннее и короче.
Прибавление числа 4. Сложение и знак «+». Приём вычислений: прибавление числа по частям.
Число и цифра 9. Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Все цифры. Чтение и запись чисел от 0 до 10. Самостоятельная работа по теме: «Сложение». (10 мин.)
Обучающиеся должны знать/ понимать:
смысл действия сложения и соответствующую терминологию;
число и цифру 6, 7, 8, 9 и их состав;
понятия «ближе, дальше»;
«длиннее, короче»
уметь:
писать цифры 6, 7, 8, 9
ориентироваться на плоскости, используя термины «выше, ниже»
складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4
сравнивать предметы по ширине
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Личностные:
ориентироваться на
успех в учебе;
сохранять интерес к учебной деятельности;
проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи товарищу;
ориентироваться в нравственном содержании поступков
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
следовать точной инструкции учителя; осуществлять самопроверку на основе использования схем и рисунков
Познавательные:
моделировать сложение чисел с помощью схем;
формирование логического мышления на основании использования отношения «если ..., то ...»
Коммуникативные:
осуществлять взаимоконтроль.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации,
иллюстрирующие
арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения).
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой
последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу.
Характеризовать
явления и события с использованием чисел.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя).
Сложение и вычитание (30 часов)
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Однозначные числа. Сравнение и упорядочение чисел.
Прибавление числа 5. Сложение и знак «+». Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Число 10 и один десяток. Числа однозначные, двузначные. Классы и разряды.
Счёт до десяти. Чтение и запись чисел от 0 до 10. Проверочная работа по теме: «Сложение».
Работа над ошибками. Счёт десятками. Порядок следования чисел при счёте. Классы и разряды.
Вычитание. Знак «—».
Вычитание. Знак «—».
Разность и её значение. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Уменьшаемое и вычитаемое. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Вычитание числа 1 .Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Арифметические действия с числом 1.
Вычитание по одному. Арифметические действия с числом 1.
Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание». (10 мин.)
Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях: перестановка слагаемых в сумме.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях: перестановка слагаемых в сумме.
Измеряй и сравнивай. Сравнение длин отрезков на глаз, наложением. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание».
Работа над ошибками. Отрезок. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Единицы длины: сантиметр.
Отрезок. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Единицы длины: сантиметр.
Сложение чисел. Сложение числа 1 с однозначными числами. Таблица сложения. Порядок следования чисел при счёте.
Вычитание предшествующего числа. Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Десяток и единицы. Классы и разряды. Счёт предметов.
Классы и разряды. Разряд единиц и разряд десятков. Двузначные числа.
Сложение числа 2 с однозначными числами. Таблица сложения. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Распознавание и изображение геометрических фигур: прямого угла. Математический диктант по теме: «Сложение чисел».
Сложение числа 3 с однозначными числами. Таблица сложения. Числовое выражение.
Старше и моложе. Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, прямого угла.
Сложение числа 4 с однозначными числами. Таблица сложения. Числовое выражение.
Продолжительность. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях: группировка слагаемых в сумме. Скобки. Порядок действий.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях: группировка слагаемых в сумме. Самостоятельная работа по теме: «Группировка слагаемых в сумме». (10 мин.)
Обучающиеся должны знать/ понимать:
все числа и цифры, состав чисел
понятие «однозначное число»
понятие «десяток» уметь:
прибавлять число 5
писать число 10
Обучающиеся должны знать/ понимать:
смысл действия вычитания
термины «вычитание, разность»
переместительное свойство 1 сложения
единицу длины - сантиметр уметь:
прибавлять число 5
писать число 10 выполнять вычитание и записывать результат вычитать число 1 из любого числа в пределах 10 измерять длину предметов в сантиметрах
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
состав двузначных чисел;
понятие пересечение под прямым углом;
порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия
уметь:
складывать числа 1, 2, 3, 4 с однозначными числами;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Личностные:
ориентироваться на успех в учебе;
сохранять интерес к учебной деятельности;
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу
ориентироваться в нравственном содержании поступков
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
следовать точной инструкции учителя;
осуществлять контроль своих результатов на основе использования образцов, схем и рисунков
Познавательные:
моделирование схем аддитивного состава числа;
выявление математических закономерностей на основе иллюстраций учебника в процессе устного объяснения учителя.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимоконтроль.
Личностные:
ориентироваться на успех в учебе;
сохранять интерес к учебной деятельности;
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу;
ориентироваться в нравственном содержании
поступков
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу%
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат деятельности;
следовать инструкции
Познавательные:
моделирование схем аддитивного состава числа;
выявление математических закономерностей на основе иллюстраций учебника в процессе устного объяснения учителя;
проводить сравнение,
сериацию, классификацию по разным признакам;
строить рассуждения об объекте, обобщать
(выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные:
допускать существование
различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе;
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
проявлять интерес к новому учебному материалу;
развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат деятельности;
следовать инструкции
Познавательные:
моделировать схемы аддитивного состава числа;
выявление математических закономерностей на основе иллюстрации учебника в процессе устного объяснения учителя;
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным признакам;
осуществлять поиск нужной информации;
использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме
Коммуникативные:
осуществлять взаимоконтроль.
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу.
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения).
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Исследовать предметы
окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать
свойства геометрических фигур.
Классифицировать
(объединять в группы)
геометрические
фигуры.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя).
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Использовать
различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий).
Сравнивать разные способы вычислений.
Исследовать предметы
окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур.
Классифицировать
(объединять в группы) геометрические фигуры.
Величины и их измерения (11 часов)
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Задача. Условие и требование. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на рисунок.
Задача. Условие и требование. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на рисунок.
Задачи и загадки. Проверочная работа по теме: «Решение текстовых задач арифметическим способом. Группировка слагаемых в сумме».
Работа над ошибками. Сложение с числом 10. Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Разрядные слагаемые. Классы и разряды. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Прибавление числа к сумме. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Поразрядное сложение единиц. Группировка слагаемых в сумме. Классы и разряды.
Задача. Нахождение и запись решения. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы.
Задача. Нахождение и запись решения. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы.
Задача. Вычисление и запись ответа. Задача. Нахождение и запись решения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Задача. Вычисление и запись
ответа. Задача. Нахождение и запись решения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Таблица сложения (32 часа)
Прибавление числа к сумме. Использование свойств арифметических действий в вычислениях: группировка слагаемых в сумме).
Прибавление по частям. Группировка слагаемых в сумме.
Сложение числа 5 с однозначными числами. Устное сложение и вычитание чисел.
Четырёхугольники и прямоугольники. Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла, многоугольников.
Прибавление суммы к сумме. Группировка слагаемых в сумме.
Сложение числа 6 с однозначными числами. Группировка слагаемых в сумме.
Сложение числа 7 с однозначными числами. Группировка слагаемых в сумме.
Вычитание однозначных чисел из 10. Таблица сложения.
Взаимосвязь арифметических действий.
Вычитание разрядного слагаемого. Самостоятельная работа по теме: «Вычитание однозначных чисел из 10». (10 мин.)
Сложение числа 8 с однозначными числами. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов. Таблица сложения.
Сложение числа 9 с однозначными числами. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий.
Больше на некоторое число. Отношение «больше на...: Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Итоговая комплексная работа.
Работа над ошибками. Меньше на некоторое число. Отношения «больше на...», «меньше на ...»
Использование свойств арифметических действий в вычислениях: вычитание числа из суммы. Таблица сложения.
Поразрядное вычитание единиц. Устное сложение и вычитание чисел.
На сколько больше? На сколько меньше? Отношения «больше на...», «меньше на ...». Решение текстовых задач арифметическим способом.
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно- следственные связи
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения; стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения).
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации,
иллюстрирующие
арифметическое
действие и ход его выполнения.
Использовать математическую
терминологию при записи и выполнении арифметического
действия.
Исследовать ситуации,
требующие сравнения чисел, их
упорядочения.
Характеризовать свойства
Геометрических фигур.
Классифицировать
(объединять в группы) геометрические фигуры.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и самостоятельно).
Сравнивать числа.
Наблюдать устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием чисел.
Исследовать предметы
окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать
свойства геометрических фигур.
Классифицировать (объединять в группы) геометрические
фигуры.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения).
Планировать решение задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Работать с информацией:
находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и самостоятельно).
Программу обеспечивают следующие издания:
Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: В 2 ч./ А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011-4.1.: 96 с.
Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: В 2 ч./ А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011-4.2.: 96 с.
Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.: Академ книга/Учебник, 2011
Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академ книга/Учебник,2011
Планируемые результаты изучения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-ого года обучения
Обучающиеся(воспитанники) научатся:
читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20; S вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до20);
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+,-);
употреблять термины, связанные со сложением и вычитанием (+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
применять переместительное свойство сложения;
применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
применять правила сложения и вычитания с нулем;
понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
распознавать на чертеже и изображать точку , прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии, употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
распознавать симметричные фигуры и изображения;
распознавать и формулировать простые задачи;
употреблять термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее - короче, дальше - ближе, тяжелее - легче, раньше - позже, дороже - дешевле);
использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
Обучающиеся(воспитанники) получат возможность научиться:
понимать количественный и порядковый смысл числа;
понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;