kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа модульного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №5

Программа модульного обучения по профилю «Медицинскому»

Методы введения лекарственных средств

Содержание

Введение

  1. Разновидности методов введения лекарств в организм
  2. Инструктивные указания по технике введения лекарственных средств
  3. Оценка конечного результата

Заключение

Введение

Лекарственное средство, лекарственный препара?т, медикаме?нт, лекарство — вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы (таблетки, капсулы, раствора, мази и т. п.), применяемое для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Перед употреблением в медицинской практике лекарственные средства должны проходить клинические исследования и получать разрешение к применению.

Существует несколько классификаций, основанных на различных признаках лекарственных средств:

  • по химическому строению (например, соединения-производные фурфурола, имидазола, пиримидина и др.);
  • по происхождению — природные, синтетические, минеральные;
  • по фармакологической группе — наиболее распространенная в России классификация основана на воздействии препарата на организм человека;
  • нозологическая классификация — классификация по заболеваниям, для лечения которых используется лекарственный препарат;
  • анатомо-терапевтическо-химическая классификация (ATХ) — международная классификация, в которой учитывается фармакологическая группа препарата, его химическая природа и нозология заболевания, для лечения которого предназначен препарат.

Сырьём для получения лекарственных средств служат:[2]

  • растения (листья, трава, цветки, семена, плоды, кора, корни) и продукты их обработки (жирные и эфирные масла, соки, камеди, смолы);
  • животное сырьё — железы и органы животных, сало, воск, тресковая печень, жир овечьей шерсти и другое;
  • ископаемое органическое сырьё — нефть и продукты её перегонки, продукты перегонки каменного угля;
  • неорганические ископаемые — минеральные породы и продукты их обработки химической промышленностью и металлургией (металлы);
  • всевозможные органические соединения — продукты крупной химической промышленности.
    1. Разновидности введения лекарственных препаратов

Энтеральное (внутрикишечное)

Введение препаратов и заражение инфекционными агентами через желудочно-кишечный тракт называют энтеральным введением. Как правило, энтеральное введение (заражение) подразумевает оральный прием препарата или оральное попадание инфекционного агента. Возможно также ректальное введение (через прямую кишку).

При этом, всасывание лекарственных средств, вводимых орально, часто происходит в желудке. Подъязычный и защечный прием также относят к энтеральному введению, хотя лекарственные средства при этом всасываются в проксимальной части желудочно-кишечного тракта и не достигают собственно кишечника.

Многие лекарства, например, таблетки, капсулы или капли обычно принимают орально. Существуют способы введения препаратов непосредственно в желудок (катетером). Известны примеры введения лекарств в двенадцатиперстную кишку при использовании дуоденальных катетеров. Некоторые таблетки имеют специальное покрытие, которое не растворяется желудке, но только в кишечнике.

Центральная нервная система

  • эпидуральное введение — инъекция или инфузия в эпидуральное пространство, например, в случае эпидуральной анестезии
  • интрацеребральное введение — инъекция непосредственно в мозг. Используют в исследованиях химических веществ и при лечении опухолей мозга
  • интрацеребровентрикулярное введение — в желудочки мозга, используют в при опиоидной терапии терминальных стадий рака для снятия болей.[6]

Другие[править | править вики-текст]

  • наружное (применение на поверхность кожи)
  • интрадермальное введение (в кожу, например, реакция Манту)
  • подкожное введение (под кожу), например, инсулин.
  • назальное введение (введение в полость носа)
  • внутривенное введение (таким путем вводят многие лекарства)
  • внутриартериальное введение
  • внутримышечное введение
  • внутрисердечное введение (непосредственно в сердце, например, адреналин)
  • введение в костный мозг
  • введение в спиномозговую жидкость
  • введение в брюшную полость
  • введение в мочевой пузырь
  • введение в глаз
  • введение в основание полового члена
  • интравагинальное введение
  • ородисперсное введение (через рот, но не попадая в желудочно-кишечный тракт)

Местный или системный эффект

В зависимости от способа введения эффект от лекарственного препарата может быть местным (при наружном применении), либо системным (при энтеральном или парентеральном введении):

Парентеральное

  • внутривенное введение (инъекция в вену) применяют для многих лекарственных препаратов, парентеральный механизм заражения характерен для многих инфекционных заболеваний, например ВИЧ-инфекции и гепатита С
  • интраартериальное введение (инъекция в артерию) используют при введении вазодилататоров при спазмах сосудов или тромболитиков для лечения эмболии
  • внутрикостная инфузия — введение лекарства в костный мозг, является разновидностью внутривенного введения, так как костный мозг напрямую сообщается с венами. Данный способ введения лекарственных средств используют в неотложной медицине и в педиатрии в случае, когда внутривенное введение затруднено
  • внутримышечное введение
  • интрацеребральное введение (в паренхиму мозга)
  • введение в желудочки мозга
  • подкожное введени
  • ородисперсное введение

2.    Инструктивные указания по технике введения лекарственных средств

Техника выполнения внутривенной инъекции:

1.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком;
2.Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и выложите его в стерильный почкообразный лоток; 7
3.Проверьте название, срок годности, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листком назначения;
4.Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом и сбросьте их в ладони. Обработайте и вскройте ампулу; 
5.Наберите в шприц нужное количество лекарственного препарата;
6.Сбросьте защитный колпачок с иглы, и пустую ампулу в лоток для отработанного материала (кроме ампул от сильнодействующих и наркотических лекарственных средств);
7.Положите шприц в стерильный лоток;
8.Положите в стерильный лоток со стороны поршня стерильные ватные шарики (не менее 4 штук);
9.Объяснить пациенту ход манипуляции;
10.Усадите или уложите пациента. Под локоть для максимального разгибания руки положите клеенчатую подушку;
11.Наложите через одноразовую пеленку или салфетку (или на одежду) на среднюю треть плеча венозный жгут так, чтобы его свободные концы были направлены вверх, а петля вниз. Попросите пациента поработать кулаком;
12.Наденьте стерильные перчатки. Снимите с их поверхности тальк ватным шариком со спиртом;
13.Пропальпируйте наиболее доступную и наполненную вену, ватным шариком с кожным антисептиком обработайте всю область локтевого сгиба (в направлении снизу вверх);
14.Попросите пациента сжать кулак, после чего обработайте место инъекции ватным шариком с кожным антисептиком;
15.Натяните большим пальцем левой руки кожу локтевого сгиба на себя, фиксируя вену;
16.Возьмите шприц в правую руку, держа указательный палец на канюле иглы, расположите иглу срезом вверх, параллельно поверхности осторожно проколите кожу и вену (одномоментно или двухмоментно) и продвиньте иглу на 1/3 длины по вене до ощущения попадания в пустоту или появления крови в канюле и цилиндре шприца;
17.Потяните рукой поршень на себя так, чтобы в цилиндре шприца появилась кровь;
18.Развяжите жгут, потянув за один из свободных концов, попросите пациента разжать кулак, еще раз потяните поршень на себя для проверки контакта иглы с веной;
19.Введите лекарственный препарат, не меняя положение шприца;
20.Приложите к месту инъекции ватный шарик с кожным антисептиком и извлеките иглу из вены;
21.Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе, оставив шарик до полной остановки кровотечения из места прокола;
22.Выяснив самочувствие пациента, заберите ватный шарик и проводите его до дверей кабинета.
Инфекционная безопасность:
1.Промойте шприц с иглой в 1-й емкости с 3% р-ром хлорамина;
2.Замочите цилиндр и поршень во 2-й емкости с 5% р-ром хлорамина;
3.Иглу поместите в 3-ю емкость на 60 мин.;
4.Ватный шарик с кровью замочите вместе со всеми ватными шариками в емкости с 3% р-ром хлорамина на 120 мин.;
5.Салфетку или пеленку поместите в мешок для грязного белья;
6.Обработайте дважды клеенчатую подушечку, венозный жгут и манипуляционный стол 3% р-ром хлорамина;
7.Снимите перчатки и замочите их в 3% р-ре хлорамина на 60 мин.;
8.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком.
Примечание: Остатки воздуха из цилиндра шприца выпустите в ампулу или флакон.

  1. Оценка конечного результата

Бальная система.

Заключение

Выбор пути введения лекарства зависит от его способности растворяться в воде или неполярных растворителях (маслах), от локализации патологического процесса и степени тяжести заболевания. В таблице 1 приведены наиболее распространенные способы применения лекарств при различных видах патологии.
Таблица 1. Выбор пути введения лекарственного средства при различной патологии.

Вид патологии

Легкое и среднетяжелое течение

Тяжелое течение

Заболевания органов дыхания

Ингаляционно, перорально

Ингаляционно, внутримышечно и внутривенно*

Заболевания ЖКТ

Перорально, ректально (при заболеваниях аноректальной зоны)

Перорально, внутримышечно и внутривенно

Заболевания сердца и сосудов

Сублингвально, перорально

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания кожи и мягких тканей

Перорально, местные аппликации

Внутримышечно и внутривенно

Эндокринные заболевания

Интраназально, сублингвально, перорально, внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Внутрь и внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания глаз, ушей, полости рта

Местные аппликации

Перорально и внутримышечно

Заболевания мочеполовой системы

Местные аппликации, внутрь, внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа модульного обучения»

Практическая работа №5

Программа модульного обучения по профилю «Медицинскому»

Методы введения лекарственных средств













































Содержание

Введение

  1. Разновидности методов введения лекарств в организм

  2. Инструктивные указания по технике введения лекарственных средств

  3. Оценка конечного результата

Заключение











































Введение

Лекарственное средство, лекарственный препара́т, медикаме́нт, лекарство — вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы (таблетки, капсулы, раствора, мази и т. п.), применяемое для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Перед употреблением в медицинской практике лекарственные средства должны проходить клинические исследования и получать разрешение к применению.

Существует несколько классификаций, основанных на различных признаках лекарственных средств:

  • по химическому строению (например, соединения-производные фурфурола, имидазола, пиримидина и др.);

  • по происхождению — природные, синтетические, минеральные;

  • по фармакологической группе — наиболее распространенная в России классификация основана на воздействии препарата на организм человека;

  • нозологическая классификация — классификация по заболеваниям, для лечения которых используется лекарственный препарат;

  • анатомо-терапевтическо-химическая классификация (ATХ) — международная классификация, в которой учитывается фармакологическая группа препарата, его химическая природа и нозология заболевания, для лечения которого предназначен препарат.

Сырьём для получения лекарственных средств служат:[2]

  • растения (листья, трава, цветки, семена, плоды, кора, корни) и продукты их обработки (жирные и эфирные масла, соки, камеди, смолы);

  • животное сырьё — железы и органы животных, сало, воск, тресковая печень, жир овечьей шерсти и другое;

  • ископаемое органическое сырьё — нефть и продукты её перегонки, продукты перегонки каменного угля;

  • неорганические ископаемые — минеральные породы и продукты их обработки химической промышленностью и металлургией (металлы);

  • всевозможные органические соединения — продукты крупной химической промышленности.

    1. Разновидности введения лекарственных препаратов

Энтеральное (внутрикишечное)

Введение препаратов и заражение инфекционными агентами через желудочно-кишечный тракт называют энтеральным введением. Как правило, энтеральное введение (заражение) подразумевает оральный прием препарата или оральное попадание инфекционного агента. Возможно также ректальное введение (через прямую кишку).

При этом, всасывание лекарственных средств, вводимых орально, часто происходит в желудке. Подъязычный и защечный прием также относят к энтеральному введению, хотя лекарственные средства при этом всасываются в проксимальной части желудочно-кишечного тракта и не достигают собственно кишечника.

Многие лекарства, например, таблетки, капсулы или капли обычно принимают орально. Существуют способы введения препаратов непосредственно в желудок (катетером). Известны примеры введения лекарств в двенадцатиперстную кишку при использовании дуоденальных катетеров. Некоторые таблетки имеют специальное покрытие, которое не растворяется желудке, но только в кишечнике.

Центральная нервная система

  • эпидуральное введение — инъекция или инфузия в эпидуральное пространство, например, в случае эпидуральной анестезии

  • интрацеребральное введение — инъекция непосредственно в мозг. Используют в исследованиях химических веществ и при лечении опухолей мозга

  • интрацеребровентрикулярное введение — в желудочки мозга, используют в при опиоидной терапии терминальных стадий рака для снятия болей.[6]

Другие[править | править вики-текст]

  • наружное (применение на поверхность кожи)

  • интрадермальное введение (в кожу, например, реакция Манту)

  • подкожное введение (под кожу), например, инсулин.

  • назальное введение (введение в полость носа)

  • внутривенное введение (таким путем вводят многие лекарства)

  • внутриартериальное введение

  • внутримышечное введение

  • внутрисердечное введение (непосредственно в сердце, например, адреналин)

  • введение в костный мозг

  • введение в спиномозговую жидкость

  • введение в брюшную полость

  • введение в мочевой пузырь

  • введение в глаз

  • введение в основание полового члена

  • интравагинальное введение

  • ородисперсное введение (через рот, но не попадая в желудочно-кишечный тракт)

Местный или системный эффект

В зависимости от способа введения эффект от лекарственного препарата может быть местным (при наружном применении), либо системным (при энтеральном или парентеральном введении):

Парентеральное

  • внутривенное введение (инъекция в вену) применяют для многих лекарственных препаратов, парентеральный механизм заражения характерен для многих инфекционных заболеваний, например ВИЧ-инфекции и гепатита С

  • интраартериальное введение (инъекция в артерию) используют при введении вазодилататоров при спазмах сосудов или тромболитиков для лечения эмболии

  • внутрикостная инфузия — введение лекарства в костный мозг, является разновидностью внутривенного введения, так как костный мозг напрямую сообщается с венами. Данный способ введения лекарственных средств используют в неотложной медицине и в педиатрии в случае, когда внутривенное введение затруднено

  • внутримышечное введение

  • интрацеребральное введение (в паренхиму мозга)

  • введение в желудочки мозга

  • подкожное введени

  • ородисперсное введение

    1. Инструктивные указания по технике введения лекарственных средств

Техника выполнения внутривенной инъекции:

1.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком;
2.Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и выложите его в стерильный почкообразный лоток; 7
3.Проверьте название, срок годности, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листком назначения;
4.Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом и сбросьте их в ладони. Обработайте и вскройте ампулу; 
5.Наберите в шприц нужное количество лекарственного препарата;
6.Сбросьте защитный колпачок с иглы, и пустую ампулу в лоток для отработанного материала (кроме ампул от сильнодействующих и наркотических лекарственных средств);
7.Положите шприц в стерильный лоток;
8.Положите в стерильный лоток со стороны поршня стерильные ватные шарики (не менее 4 штук);
9.Объяснить пациенту ход манипуляции;
10.Усадите или уложите пациента. Под локоть для максимального разгибания руки положите клеенчатую подушку;
11.Наложите через одноразовую пеленку или салфетку (или на одежду) на среднюю треть плеча венозный жгут так, чтобы его свободные концы были направлены вверх, а петля вниз. Попросите пациента поработать кулаком;
12.Наденьте стерильные перчатки. Снимите с их поверхности тальк ватным шариком со спиртом;
13.Пропальпируйте наиболее доступную и наполненную вену, ватным шариком с кожным антисептиком обработайте всю область локтевого сгиба (в направлении снизу вверх);
14.Попросите пациента сжать кулак, после чего обработайте место инъекции ватным шариком с кожным антисептиком;
15.Натяните большим пальцем левой руки кожу локтевого сгиба на себя, фиксируя вену;
16.Возьмите шприц в правую руку, держа указательный палец на канюле иглы, расположите иглу срезом вверх, параллельно поверхности осторожно проколите кожу и вену (одномоментно или двухмоментно) и продвиньте иглу на 1/3 длины по вене до ощущения попадания в пустоту или появления крови в канюле и цилиндре шприца;
17.Потяните рукой поршень на себя так, чтобы в цилиндре шприца появилась кровь;
18.Развяжите жгут, потянув за один из свободных концов, попросите пациента разжать кулак, еще раз потяните поршень на себя для проверки контакта иглы с веной;
19.Введите лекарственный препарат, не меняя положение шприца;
20.Приложите к месту инъекции ватный шарик с кожным антисептиком и извлеките иглу из вены;
21.Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе, оставив шарик до полной остановки кровотечения из места прокола;
22.Выяснив самочувствие пациента, заберите ватный шарик и проводите его до дверей кабинета.
Инфекционная безопасность:
1.Промойте шприц с иглой в 1-й емкости с 3% р-ром хлорамина;
2.Замочите цилиндр и поршень во 2-й емкости с 5% р-ром хлорамина;
3.Иглу поместите в 3-ю емкость на 60 мин.;
4.Ватный шарик с кровью замочите вместе со всеми ватными шариками в емкости с 3% р-ром хлорамина на 120 мин.;
5.Салфетку или пеленку поместите в мешок для грязного белья;
6.Обработайте дважды клеенчатую подушечку, венозный жгут и манипуляционный стол 3% р-ром хлорамина;
7.Снимите перчатки и замочите их в 3% р-ре хлорамина на 60 мин.;
8.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком.
Примечание: Остатки воздуха из цилиндра шприца выпустите в ампулу или флакон.



























    1. Оценка конечного результата

Бальная система.

















































Заключение



Выбор пути введения лекарства зависит от его способности растворяться в воде или неполярных растворителях (маслах), от локализации патологического процесса и степени тяжести заболевания. В таблице 1 приведены наиболее распространенные способы применения лекарств при различных видах патологии.
Таблица 1. Выбор пути введения лекарственного средства при различной патологии.

Вид патологии

Легкое и среднетяжелое течение

Тяжелое течение

Заболевания органов дыхания

Ингаляционно, перорально

Ингаляционно, внутримышечно и внутривенно*

Заболевания ЖКТ

Перорально, ректально (при заболеваниях аноректальной зоны)

Перорально, внутримышечно и внутривенно

Заболевания сердца и сосудов

Сублингвально, перорально

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания кожи и мягких тканей

Перорально, местные аппликации

Внутримышечно и внутривенно

Эндокринные заболевания

Интраназально, сублингвально, перорально, внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Внутрь и внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно

Заболевания глаз, ушей, полости рта

Местные аппликации

Перорально и внутримышечно

Заболевания мочеполовой системы

Местные аппликации, внутрь, внутримышечно

Внутримышечно и внутривенно




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа модульного обучения

Автор: Сейтканова Куралай Ботбаевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Применение технологии модульного обучения на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(70) "primienieniie-tiekhnologhii-modul-nogho-obuchieniia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "233404"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443094191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внедрение модульного обучения на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(59) "vniedrieniie-modul-nogho-obuchieniia-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "197914"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428331087"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Обобщающий урок по теме "Табличный процессор Microsoft Excel" с элементами модульного обучения "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tablichnyi-protsiessor-microsoft-excel-s-eliemientami-modul-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139228"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417684650"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическое обоснование создания модульной программы для преподавателей СПО по дисциплине «Математика» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskoie-obosnovaniie-sozdaniia-modul-noi-proghrammy-dlia-priepodavatieliei-spo-po-distsiplinie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "241619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445275297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Модульная технология "
    ["seo_title"] => string(25) "modul-naia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "230292"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442070521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства