kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое обоснование создания модульной программы для преподавателей СПО по дисциплине «Математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём, которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации студентов, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Модульное обучение позволяет студенту самостоятельно или с помощью преподавателя работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Цель модульного обучения: развитие самостоятельности и креативности студентов, их умения работать с учетом индивидуальных способов усвоения учебного материала,  обеспечения возможности  развития личности студента, его эффективного учения.

Использование технологии модульного обучения включает следующие действия

- конструирование учебного курса по предмету путём объединения дидактических модулей, каждый из которых является банком информации и методическим руководством по его применению;

- построение единиц учебного материала в виде дидактических модулей, ориентированных на конкретные результаты обучения;

- разработка для изучения каждого модуля учебного пособия, в котором содержится необходимая информация для формирования определённых знаний и навыков, а также контролирующие задания и тесты;

- предоставление равных возможностей для обучения как с помощью преподавателя, так и самообучения.

  Основные принципы построения модульных программ.

Преподавателю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы:

1. Принцип целевого назначения.

Модули можно разделить на 3 типа:

- познавательные, которые используются при изучении основ наук;

- операционные  (для формирования и развития способов деятельности);

- смешанные, которые чаще всего используются в школе.

 2.  Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактичес­ких целей.

Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

  3. Принцип обратной связи.

  Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляе­мое преподавателем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих студентов.

Модуль включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний студентов. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля:

-  самоконтроль;

- взаимный контроль студентов;

- контроль преподавателя.

Целевое назначение:

- организация самостоятельного учения студентов;

- удовлетворение образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями;

- мотивационное управление учением;

- развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Основные понятия.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Под модулем понимают концептуальную единицу содержания учебного материала. Модуль охватывает учебный материал, соответствующий к крупной единице обучаемой дисциплины. В модульной программе модуль представлен сочетанием модульных единиц.

Модульные единицы - это части модуля. Модульные единицы - логически обоснованные структурные элементы модуля. Модульные единицы имеют свою конкретную задачу. Например, освоение новых понятий, формирование отдельных умений или навыков и др. В соответствии с поставленными целями модульные единицы могут быть теоретическими, практическими или совмещать эти функции.

Учебный элемент - это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект предметной задачи. Учебные элементы могут быть представлены в виде специально обработанного текста, набора инструкционных карт, оформленных рекомендаций и указаний и т.д.

Основные правила:

- содержание представлено в самостоятельных законченных комплексах с методическими рекомендациями по его нахождению и изучению, называемых «модулем»;

-студенты большую часть времени работают с модулем самостоятельно, учатся целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности;

- преподаватель общается со студентами посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет;

- индивидуализация работы студентов осуществляется посредством модулей с печатной основой, индивидуального консультирования, дозирования персональной помощи;

- в начале работы с модулем проводится входной контроль и коррекция знаний и умений;

- осуществляется текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) после изучения каждого учебного элемента. Оценивание только содержательное.

- после завершения модуля осуществляется выходной контроль. Выставляется итоговая отметка в соответствии с заданными критериями.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- паритетные отношения учителя и учеников;

- работа студентов в парах, группах;

- общение друг с другом;

- работа в индивидуальном темпе;

- раннее предъявление конечных результатов обучения;

Алгоритм составления модуля

  1. Определение места модульного занятия в теме.
  2. Формулировка темы занятия.
  3. Определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения.
  4. Подбор необходимого фактического материала.
  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  6. Определение способов учебной деятельности студентов.
  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
  8. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
  9. УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.
  10. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.
  11. Составление модуля данного урока.

Подготовка необходимого количества копий текста занятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое обоснование создания модульной программы для преподавателей СПО по дисциплине «Математика» »

Одегова Марина Аркадьевна,

Преподаватель математики,

ГАПОУ СО «КМТ»,

г.Карпинск





Методическое обоснование

создания модульной программы

для преподавателей СПО по дисциплине «Математика»


Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём, которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации студентов, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Модульное обучение позволяет студенту самостоятельно или с помощью преподавателя работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Цель модульного обучения: развитие самостоятельности и креативности студентов, их умения работать с учетом индивидуальных способов усвоения учебного материала, обеспечения возможности развития личности студента, его эффективного учения.

Использование технологии модульного обучения включает следующие действия

- конструирование учебного курса по предмету путём объединения дидактических модулей, каждый из которых является банком информации и методическим руководством по его применению;

- построение единиц учебного материала в виде дидактических модулей, ориентированных на конкретные результаты обучения;

- разработка для изучения каждого модуля учебного пособия, в котором содержится необходимая информация для формирования определённых знаний и навыков, а также контролирующие задания и тесты;

- предоставление равных возможностей для обучения как с помощью преподавателя, так и самообучения.


  Основные принципы построения модульных программ.

Преподавателю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы:

1. Принцип целевого назначения.

Модули можно разделить на 3 типа:

- познавательные, которые используются при изучении основ наук;

- операционные  (для формирования и развития способов деятельности);

- смешанные, которые чаще всего используются в школе.

 2.  Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактичес­ких целей.

Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

  3. Принцип обратной связи.

  Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляе­мое преподавателем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих студентов.

Модуль включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний студентов. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля:

- самоконтроль;

- взаимный контроль студентов;

- контроль преподавателя.

Целевое назначение:

- организация самостоятельного учения студентов;

- удовлетворение образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями;

- мотивационное управление учением;

- развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Основные понятия.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Под модулем понимают концептуальную единицу содержания учебного материала. Модуль охватывает учебный материал, соответствующий к крупной единице обучаемой дисциплины. В модульной программе модуль представлен сочетанием модульных единиц.

Модульные единицы - это части модуля. Модульные единицы - логически обоснованные структурные элементы модуля. Модульные единицы имеют свою конкретную задачу. Например, освоение новых понятий, формирование отдельных умений или навыков и др. В соответствии с поставленными целями модульные единицы могут быть теоретическими, практическими или совмещать эти функции.

Учебный элемент - это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект предметной задачи. Учебные элементы могут быть представлены в виде специально обработанного текста, набора инструкционных карт, оформленных рекомендаций и указаний и т.д.


Основные правила:

- содержание представлено в самостоятельных законченных комплексах с методическими рекомендациями по его нахождению и изучению, называемых «модулем»;

-студенты большую часть времени работают с модулем самостоятельно, учатся целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности;

- преподаватель общается со студентами посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет;

- индивидуализация работы студентов осуществляется посредством модулей с печатной основой, индивидуального консультирования, дозирования персональной помощи;

- в начале работы с модулем проводится входной контроль и коррекция знаний и умений;

- осуществляется текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) после изучения каждого учебного элемента. Оценивание только содержательное.

- после завершения модуля осуществляется выходной контроль. Выставляется итоговая отметка в соответствии с заданными критериями.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- паритетные отношения учителя и учеников;

- работа студентов в парах, группах;

- общение друг с другом;

- работа в индивидуальном темпе;

- раннее предъявление конечных результатов обучения;

Алгоритм составления модуля

  1. Определение места модульного занятия в теме.

  2. Формулировка темы занятия.

  3. Определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности студентов.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

  8. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

  9. УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.

  10. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.

  11. Составление модуля данного урока.

  12. Подготовка необходимого количества копий текста занятия.

Памятка студенту для работы по модулю

  1. Готовность студента к работе на уроке по модульной программе определяется:

- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;

- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.

  1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.

  2. У тебя есть право на получение консультации преподавателя. Используй это право!

  3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.

  4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.

Роль преподавателя в учебном процессе.

  1. При модульном обучении она принципиально меняется. Задачи преподава­теля состоят в том, чтобы:

  2. мотивировать процесс обучения;

  3. осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью студентов через модули;

  4. непосредственно их консультировать.


  Условия для перехода на модульное обучение.

     Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:

1.     Развитие соответствующих мотивов у преподавателей. Большую роль в этом могут сыграть методические объединения, которые должны сопоставлять уровень удовлетворённости студентов и преподавателей образовательными услугами образовательного учреждения с теми потребностями, которые остаются неудовлетворённы­ми.

2.     Готовность студентов к самостоятельной учебно-познавательной дея­тельности – сформированности минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.

3.      Материальные возможности образовательного учреждения в размножении модулей, т.к. они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий.


Приемы педагогической техники модульного обучения

В данных методических рекомендациях предлагаются некоторые приемы педагогической техники, которые используются совместно с другими технологиями, такими как, проектная, интерактивного обучения, рейтинговая, критического мышления и др.

Многомерная модель модульного обучения

Приемы педагогической техники можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. Приемы по организации информационного взаимодействия, создания и поддержки единого информационного поля, эффективной обратной связи.

  2. Приемы, направленные на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний.

  3. Приемы, направленные на применение студентами полученных знаний, их трансформацию.

  4. Приемы, направленные на творческое применение накопленных знаний, способностей студентов.

Технологические приемы в технике сжатия полученной информации

Любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы.

  1. Своя опора

Студент получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы. Это можно представить игровым конкурсом: например, составить шпаргалки.

2. Сжатая информация (резюме)

Студентам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный параграф.

Технологические приемы в технике обратной связи

  1. Матрица контроля

Контроль проводится для выявления степени усвоения простых учебных навыков. Контроль лучше всего проводить в форме тестирования. Преподаватель создает матрицу по каждому тесту, где фиксируются результаты каждого теста. Каждый тест должен включать в себя одинаковое количество заданий и должна соблюдаться четкая последовательность типов заданий для того, чтобы наглядно видеть, какие ошибки допускаются студентами и над какими заданиями необходимо еще работать. Для преподавателя листы контроля являются эффективным материалом для мониторинга качества обучения. Все листы контроля собираются и формируется матрица контроля (столбец слева номера тестов)

Лист контроля.


Тест

№ задания


ФИО

1

2

3

4

5

6


+

+

+

+

+

+


-

+

+

-

-

-


+

-

+

-

-

-


+

-

-

+

-

-


+

-

-

-

-

-


-

+

+

+

+

+


-

+

-

-

+

-


  1. Задание массивом

При выполнении самостоятельной работы студентам предоставляется задание массивом, т.е. целый ряд заданий различного уровня на выбор. Каждый из заданий оценивается в зависимости от степени сложности определенным количеством баллов. Преподаватель доводит до их сведения условия выполнения задания. Такая организация самостоятельной работы станет своеобразной диагностикой в деятельности преподавателя, который увидит какие задания затруднительны. При этом для студентов создается ситуация выбора. Студент сам выбирает задания любого уровня сложности. И набирает определенное количество баллов, соответственно получает оценку.

  1. Базовый лист контроля

В любой учебной дисциплине есть основной «понятийный аппарат», определенная база знаний, без которых невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления о каких-либо событиях, их анализе, оценке и пр. Данный прием педагогической техники так и называется - «Базовый лист контроля».

  1. «Пять строчек» (синквэйн).

Студентам предлагается задание, не требующее много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн называют «пятистишием».

  1. УМШ (Учебный мозговой штурм)

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Повторение пройденного материала.

  1. Лови ошибку!

Объясняется новый материал, учитель намеренно допускает ошибку. Студенты предупреждены об этом и должны выявить ошибки в изложении.
Студенты получают текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно.

  1. Повторяем с контролем

Студенты составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Затем одни студенты задают свои вопросы, другие по вызову преподавателя или спрашивающего на них отвечают. Постепенно приучайте студентов к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Вариант: студенты попарно отвечают на вопросы друг друга.

  1. Обсуждаем д/з (домашнее задание)

Преподаватель вместе со студентами обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?

При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный преподаватель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение студентов. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает преподаватель, достаточно разнообразны.

  1. Релейная контрольная работа

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.

Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно, но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в аудитории. Чем больше задач решил, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул.

  1. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает преподаватель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка студента, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. 


  1. Кредит доверия: иногда преподаватель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки). 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Одегова Марина Аркадьевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства