Материалы по подходу Lesson Study из «Руководства для учителя: Первого(продвинутого уровня). Второе издание» Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства город Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подход "Lesson Study"»
Коммунальное государственное учреждение “Тимирязевская общеобразовательная школа-гимназия имени Сабита Муканова» село Тимирязево, Тимирязевского района, Северо-Казахстанской области
Жимагулова Кунслу Аманжеловна, учитель казахского языка и литературы, категория: педагог-эксперт, магистрант ОмГПУ
LessonStudy
Lesson Study или Изучение класса с целью исследования, возник в Японии в 1870-х годах. Целью послужило модернизация школьной практики учителя. В наше время в 2007 году Макото Йошида(Makoto Yoshida) представил Lesson Study в США и Великобритании, исследователей этих двух стран заинтересовали высокие показатели японских учеников. Активное внедрение в качестве подхода Lesson Study позволило развивать педагогические знания учителей и их профессиональную педагогическую практику в странах Восточной Азии. Надо отметить, что характерной особенностью Lesson Study является рефлексия.
Lesson Study является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики, исследованием в действии (Action Research). Важное место в Lesson Study занимает “исследование урока” или “изучение урока”, цель которого узнать: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми в Lesson Study характеристиками являются научная точность, креативность. Lesson Study – это демократичный способ улучшения практики. Для этого создаются малые группы учителей из трех педагогов одной школы либо привлекаются коллеги других, соседних школ для совместной работы с целью улучшения практики. Еще один не маловажный аспект – это то, что педагог делится своим накопленным опытом с широкой общественностью учителей. В Японии результаты Lesson Study постоянно публикуются в целях поддержки учителей для подготовки их личных циклов исследований.
Реализация подхода Lesson Study проводится путем совместного детального планирования, где педагог проводит исследовательский урок, а остальные члены группы наблюдают, результаты наблюдения систематизируются и анализируются всей группой педагогов после исследовательского урока. С учетом результатов исследования идет перепланирование подходов к уроку в целях обеспечения эффективности использования Lesson Study. После цикла уроков в рамках подхода Lesson Study группа учителей согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут применены в дальнейшем.
P.S. Характерные этапы Lesson Study:
Группа совместно согласует систему правил, направленных на результативность работы, где превалирует взаимоуважение среди коллег;
Группа согласует ключевую идею исследования: Как мы можем научить Х более эффективно использовать возможности Ү для того, чтобы улучшить их обучение?;
Группа изучает исследовательскую литературу, чтобы ответить на ключевой вопрос Lesson Study;
Группа определяет класс для исследования и трех учеников с высоким, средним и низким уровнем успеваемости;
Группа планирует исследовательский урок направленный на усвоение тремя “исследуемыми” учениками;
Учитель ведет исследовательский урок, коллеги наблюдают и пишут заметки по уроку, наблюдая конкретно за “тремя” учениками;
Педагоги интервьюируют учеников для выяснения эффективности исследовательского урока;
Группа обсуждает исследовательский урок после его окончания.
Глоссарий Программы первого уровня:
Коллаборативное обучение
(английский collaborative teaching and learning) – подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися и обучающим, и характеризуется признанием способностей и личностного вклада каждого участника процесса обучения. Участники процесса получают знания посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации. В условиях коллаборативного обучения полномочия и ответственность распределены между членами группы для эффективной работы. Основная предпосылка коллаборативного обучения основана на достижении консенсуса, посредством сотрудничества членов группы.
стр. 186
Подход Lesson Study
Коллаборативный педагогический подход, направленный на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах ХІХ-го столетия. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющих планирование, преподавание, наблюдение, анализ учения и преподавания, формулировку и документирование своих выводов. При проведении цикла Lesson Study учителя модифицируют или совершенствуют педагогические подходы, которые затем передают коллегам, посредством проведения открытых Lesson Study, презентаций, публикаций. В настоящее время Lesson Study успешно используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге, Китае, США, Великобритании, Швеции и Канаде в целях совершенствования методики преподавания, повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, в целях разработки концептуальных педагогических подходов.
стр. 189
Рефлексия
(от позднелатинского reflexio) – обращение внимания субъекта на самого себя и, в частности, на продукты собственной активности, с целью их переосмысления. В философии рефлексия обычно трактуется, как: 1)способность разума и мышления к обращению на себя. 2)анализ знания с целью получения нового знания. 3)самонаблюдение за состоянием ума и души. В педагогике рефлексия рассматривается как этап учебного занятия, на котором полученные во время занятия знания подвергаются критическому анализу, сопоставляются с имеющимися знаниями и конструируются в собственное понимание.
стр. 190
Lesson Study(Изучение класса)
Коллаборативный педагогический подход, направленный на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах ХІХ-го столетия. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющих планирование, преподавание, наблюдение, анализ учения и преподавания, формулировку и документирование своих выводов. При проведении цикла Lesson Study учителя модифицируют или совершенствуют педагогические подходы, которые затем передают коллегам, посредством проведения открытых Lesson Study, презентаций, публикаций. В настоящее время Lesson Study успешно используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге, Китае, США, Великобритании, Швеции и Канаде в целях совершенствования методики преподавания, повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, в целях разработки концептуальных педагогических подходов.
стр. 193
…из «Руководства для учителя: Первого(продвинутого уровня). Второе издание» Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014 г. (стр. 149-151) University of Cambridge. Faculty of Education www.cpm.kz