Lesson-study
ЧТО
Lesson-study предназначен как для усовершенствования процессов преподавания отдельных учителей, так и для развития педагогического потенциала группы учителей, и, в конечном результате, повышения успеваемости учащихся.
Наиболее широко применимая форма Lesson-study состоит из следующих четырех этапов:
• Этап 1. Постановка цели урока и его подготовка (индивидуально или совместно в группе) в условиях консультирования с коллегами или опытными учителями.
• Этап 2. Проведение Lesson-study и осуществление наблюдения за ним всеми участниками.
• Этап 3. Обсуждение успешных моментов, а также моментов, подлежащих совершенствованию всеми участниками Lesson-study: и теми, кто преподавал, и теми, кто наблюдал процесс преподавания.
• Этап 4. Проведение неформальной встречи для продолжения обсуждения и определения перспектив развития по улучшению Lesson-study.
КАК
Проведение Lesson Study
Подход Lesson Study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson Study, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей (см. Рис. 1 ниже).
© Университет Бетлехема, Учебное пособие «Центра педагогического мастерства, преподавания и обучения»: Исследование урока, Дадли П., (2011)
Планирование первого Lesson Study и определение «исследуемых» учащихся
Определить в каком классе Вы будете проводить первый Lesson Study;
Выбрать трех учащихся, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках (письменная речь и т.д.) или в аспектах обучения, касающихся конкретных предметов.
Определить уровень каждого из учащихся, работающих по ключевым направлениям Lesson Study.
Исследуемый ученик С Имя ________________
Критерии успеха
По окончании серии Lesson Study ученик А будет
ЗНАТЬ …..
УМЕТЬ ….
Исследуемый ученик В Имя ________________
Критерии успеха
По окончании серии Lesson Study ученик А будет
ЗНАТЬ …..
УМЕТЬ ….
Исследуемый ученик А Имя ________________
Критерии успеха
По окончании серии Lesson Study ученик А будет
ЗНАТЬ …..
УМЕТЬ ….
Разработать план урока (включая каждый его этап).
Зафиксировать ожидаемую реакцию от каждого из исследуемых учащихся: что каждый из учащихся будет делать на каждом из этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс? (Схема наблюдения)
Определить с максимально возможной точностью, какие ресурсы будут использованы и каким образом; что Вы будет записано на доске, и определить временные рамки для каждого этапа.
Определить между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся (учащимися) будет наблюдать.
1.2 Проведение первого Lesson Study (Наблюдение)
1) Обратить особое внимание на совместное оценивание этапов, на которых работают исследуемые учащиеся.
2) Наблюдателям необходимо начинать каждый процесс наблюдения с концентрацией сугубо на исследуемом ученике, и, далее - расширять границы наблюдения до группы или класса, в целом.
3) Наблюдателям необходимо отмечать ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от, предполагаемого ими, на данном этапе.
4) Следует отмечать также все критические ситуации. Если создается ситуация, характерная для всех (например, все учащиеся одинаково неправильно что-то понимают), отметьте его в правой колонке.
5) По возможности, отмечайте время каждого комментария.
6) Установить доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми Вами ожиданиями и отметьте степень достижения.
7) Каковы ключевые моменты для исследуемых учащихся (группы, класса) к последующему уроку? Какие вопросы Вы могли бы задать им во время опроса после урока? Запишите их в строке «первоначальные мысли», в нижнем поле страницы.
1.3 Опрос исследуемых учащихся после урока
1) По окончании урока опросить исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе.
Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности.
Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов. (Либо видео)
В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные.
1.4 Обсуждение после Lesson Study
1) Встреча группы сразу после урока (разумеется, не позднее, чем через 24 часа после урока). Критерии успешного обсуждения после Урок-study:
(а) Открытость критическим суждениям и предложениям.
(б) Приверженность результатам наблюдения и отсутствие оправданий неудачам.
(в) Принятие совместных обсуждений после урока как метода совместного обучения.
(г) Постановка четких цели и вопросов в плане/карте наблюдения.
(д) Выбор кандидатуры «модератора» обсуждения (председателя, который может координировать обсуждение, обеспечивая ему позитивность), выполняющего функции, совмещенные с функцией
(е) «Советника» (заключительного комментатора), роль которого заключается в установлении обучающего эффекта по итогам обсуждения в качестве основы для практических действий группы или отдельных лиц, не входящих в состав группы Lesson Study. Данная кандидатура может не являться работником школы (Такахаши, 2005).
Провести процесс анализа, который должен начинаться с наблюдения за обучением исследуемых (и других) учащихся, перед анализом преподавания (см. Рис. 3, ниже). Данная последовательность позволяет сконцентрироваться на обучении учащихся и на этой основе - обучении учителей, и снижает тенденцию к проведению обсуждения в форме отзывов о преподавании, которое может показаться учителям субъективным по характеру и не способствующим их профессиональному развитию (см. Рис. 3, ниже).
Поставить подпись и дату записи.
В классе с разными учениками, которые могут быть талантливыми, одаренными или слабыми, учитель должен обучать их всех. Для этого учитель должен понимать, как они обучаются и как понимают урок.
Lesson Study может побуждать учителей проверять свои предположения и убеждения, способствует обширному диалогу между учителями, воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие, ориентирует учителей на познавательные потребности учащихся, более обширно разъясняет учебный курс.
Lesson study в Японии
Lesson study как подход впервые был использован в XXI веке в Японии на региональном и национальном уровнях, во время введения новой образовательной системы. Учителя начали произвольно обсуждать новый обучающий метод и подкреплять его фактическими уроками. Впоследствии этот процесс назвали Lesson study. Данная практика была представлена во всех школах Японии.
Основой данного подхода является - исследование урока. Исследовательский урок во многом схож с открытыми уроками, проводимыми в Казахстане.
Цели Lesson Study
Цели Lesson Study варьируются в зависимости от школы. Существует три типа Lesson Study. Первый тип концентрируется вокруг единой темы Lesson Study, второй – ставит целью улучшение обучающих навыков и третий тип – улучшение навыков наблюдения.
При первом типе Lesson Study все учителя сотрудничают друг с другом, выбирают единую тему, проводят урок в соответствии с темой исследования и осуществляют сбор информации на протяжении всех уроков. В конце учебного года они публикуют отчет. При данном типе каждый учитель проводит урок не для себя, а во имя единой темы исследования. Каждый Lesson Study включает в себя части общешкольного процесса Lesson Study. В данном случае, обсуждение Lesson Study приобретает особую значимость. Каждый урок должен быть связан со школьной темой исследования. С каждым циклом Lesson Study учителя стараются получить максимальный результат для исследования.
При втором типе учитель-волонтер проводит Lesson Study самостоятельно. Учитель выбирает свою тему и старается развить обучающие навыки самостоятельно. Он пишет план урока в соответствии с выбранной темой и проводит урок, который наблюдает группа учителей. Урок обсуждается с наблюдателями, затем учитель дорабатывает план урока и проводит второй урок. В этом случае учитель, проводящий урок, получает отклики в течение цикла Lesson Study и улучшает свои навыки преподавания. Lesson Study такого типа проводится в Великобритании и США.
Например, британский ученый Dadley (2011) описывает Lesson Study как процесс, развивающий учителя. Он подчеркивает значение сбора информации, полученной от учеников, которые представляют разные группы обучающихся в классе. Путем наблюдения и интервьюирования учеников, наблюдатели приходят к пониманию того, как ученики обучаются в течение урока и насколько эффективен план урока.
Американский ученый Lewis (2002) описывает Lesson Study как управленческий процесс:
1. Формирование группы Lesson Study
2. Формулирование цели и долгосрочного развития учеников
3. Сотрудничество при планировании урока
4. Проведение урока, при котором один член группы будет проводить урок, а
второй будет собирать информацию по обучению и развитию учеников
5. Обсуждение информации, собранной в течение урока, использование ин-
формации и составление единых инструкций
6. Проведение повторного урока в другом классе
Такой тип Lesson Study развивает навыки преподавания учителя. Оба ученых описывают процесс Lesson Study с участием группы учителей-волонтеров.
При третьем типе все учителя проводят Lesson Study, наблюдая при этом за уроками других. При наблюдении учителя могут обмениваться опытом и развивать свои навыки обучения и наблюдения. При таком типе Lesson Study учителя выбирают свою тему, хотя гораздо полезнее устанавливать единую тему. Каждый учитель проводит урок один раз в год, но фокусируется на процессе наблюдения. С хорошо развитыми навыками наблюдения учитель будет в состоянии наблюдать за каждым учеником. Обычно, когда учителя наблюдают за уроком, они концентрируют внимание на учителе, а не на учениках. Учителя должны развивать свои навыки наблюдения для того, чтобы наблюдать за учениками.
В классе с разными учениками, которые могут быть талантливыми, одаренными или слабыми, учитель должен обучать их всех. Для этого учитель должен понимать, как они обучаются и как понимают урок.
Lesson Study может побуждать учителей проверять свои предположения и убеждения, способствует обширному диалогу между учителями, воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие, ориентирует учителей на познавательные потребности учащихся, более обширно разъясняет учебный курс.