Пальчиковая гимнастика в речевой деятельности ребенка
Пальчиковая гимнастика в речевой деятельности ребенка
Ежегодно контингент детей меняется и характеризуется более сложной структурой недоразвития. В Чумаковскую школу- интернат поступают дети с различными сложными сочетанными нарушениями, речевыми патологиями, в том числе и неговорящие дети. У одних детей отсутствует интерес к обучению, снижение внимания, низкий уровень развития речи, они часто отвлекаются, быстро утомляются. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, комплексной работе со стороны медицинского персонала, учителя- логопеда, педагога- психолога, учителя, воспитателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика в речевой деятельности ребенка»
МКОУ Чумаковская школа- интернат
Консультация для педагогов, родителей
дошкольных групп и младших школьников с ОВЗ
на тему: ««Пальчиковая гимнастика в речевой деятельности ребенка»
Учитель- логопед I квалификационной категории
Курусь Елена Николаевна
С.Чумаково
Ежегодно контингент детей меняется и характеризуется более сложной структурой недоразвития. В Чумаковскую школу- интернат поступают дети с различными сложными сочетанными нарушениями, речевыми патологиями, в том числе и неговорящие дети. У одних детей отсутствует интерес к обучению, снижение внимания, низкий уровень развития речи, они часто отвлекаются, быстро утомляются. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, комплексной работе со стороны медицинского персонала, учителя- логопеда, педагога- психолога, учителя, воспитателя.
Поэтому очень важно оказание своевременной комплексной помощи таким детям.
Ставя перед собой:
Цель:
коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально- личностной адаптации ребёнка, самореализации его в обществе.
Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребёнка
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры.
Поэтому в своей коррекционной работе ставлю и решаю следующие задачи:
Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
Дать знания педагогам, родителям о значимости пальчиковых игр.
Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Займитесь с детьми пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Немало важным условием в моей работе является создания соответствующей предметно - развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. Которая включает в себя, пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
-мелкая и крупная мозаика;
-шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
-пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
-коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
-цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;
-пособия со шнуровкой;
-наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;
-головоломки «Собери картинку»;
-пальчиковый театр; конструктор.
Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, палочки.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Например: «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…», и т.д..
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно на занятиях или в совместной деятельности (подобрать по теме занятия или теме недели). Например: а) для младшего возраста
- Мы капусту рубим!(2 р.)
- Мы капусту режем!
- Мы капусту жмём!
- Мы морковку трём!
б) для среднего возраста
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Шагают указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочки двумя ладонями.
Птичек крошками кормили (движения пальчиками)
С горки мы катались, (ведут указательным пальцем правой руки по левой)
А ещё в снегу валялись (кладут ладони и переворачивают)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)
Съели суп и спать легли (движения ложкой, ладони под щёку)
в) для старшего возраста
Здравствуй.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга
кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)
Можно с помощью пальчиков изображать фигуры животных, птиц и просто предметы.
Развитию кистей и пальцев рукпомогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
*Мозаика, различные семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук.
*Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешкамиоказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Рисование— занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Особенно рисование пальчиками, детям дошкольного возраста. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет овладеть навыками каллиграфии. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш!
Таким образом советую педагогам групп, родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
Рекомендую воспитателям, родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.
Список литературы:
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду.
2.Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика- М: творческий центр 2007.
3.Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев.
4. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999