Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Работая в компенсирующей группе, мы столкнулись с такой проблемой, как очень слабое развитие мелкой моторики рук, что не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справлялись даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”,“Собери башенку из колечек”.Поэтому мы в своей работе стали уделять большое внимание пальчиковой гимнастике.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Своими корнями пальчиковая гимнастика уходит в древнейшие оздоровительные системы, в первую очередь китайскую гимнастику ушу и мудра-йогу.
Необходимо помнить три важных правила:
Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);
Третье:поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.
Правила выполнения упражнений:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
На фото видна разница выполнения упражнений пальчиковой гимнастики: в первом варианте нагрузка, а соответственно и польза, минимальна, во втором варианте – мышцы работают в полном объеме (возможны даже болевые симптомы, что является нормальным, как при выполнении любых физических упражнений). (слайд)
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.
1группа. Упражнения для кистей рук:
-развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
-учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
-учат переключаться с одного движения на другое.
Фонарики
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики погасли! (пальцы сжать).
Кошечка
Вариант1.
Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать к столу, повторить 3-5 раз.
Кулачок- ладошка.
Я иду как кошка.
Вариант2.
При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз-два».
«раз»: левая рука- кулачок, правая рука- ладошка.
«два»:левая рука- ладошка, правая рука-кулачок.
Повторить несколько раз.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:
-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
-развивают точную координацию движений;
-учат разгибать и сгибать пальцы рук;
-учат противопоставлять большой палец остальным.
Наши пальцы
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Работая в детском саду, мы прилагаем все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.