kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основы исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Основы исследовательской деятельности»     составлена на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
  • Основной образовательной программы среднего  общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького»
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основы исследовательской деятельности»»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Основы исследовательской деятельности»

11 классы



Составитель: Иванова Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории









2019-2020 учебный год























Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы исследовательской деятельности» составлена на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького»

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;

  • Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями – предметниками от 04.04.2017 г. №4;

Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности» для 11 класса составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом

(1 час в неделю, 34 часа – в 11 классе).

К данному курсу рекомендуются книги для учителя «Проектная и исследовательская деятельность» и «Портфолио ученика. Строим своё будущее», подготовленные коллективом авторов кафедры педагогики БГУ имени академика И.Г. Петровского. В этих книгах представлены учебные модули с программами и учебно-тематическим планированием как учебной деятельности учащихся, так и организации внеурочной работы по соответствующим направлениям.

Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

    • курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете именно эти цели и преследует программа модернизации образования.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание сознательного отношения к труду;

  • развитие навыков самостоятельной научной работы;

  • научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

  • приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;

  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

  • приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;

  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

  • научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

Принципы:

  • интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы;

  • непрерывность - процесс длительного профессионально-ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

  • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.


2. Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки выпускников

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

  • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

  • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

  • проводить измерения с помощью различных приборов;

  • выполнять инструкции по технике безопасности;

  • оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у подростков формируются следующие способности:

    • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

    • целеполагать (ставить и удерживать цели);

    • планировать (составлять план своей деятельности);

    • моделировать (представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя все существенное и главное);

    • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

    • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).



3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11-й класс

  1. Введение (1 ч). Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации.

  2. Проект (8 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Практическая работа № 1. Планирование проекта.

Практическая работа № 2. Информационный проект.

Практическая работа № 3. Творческий проект.

Практическая работа № 4. Ролевой проект.

Практическая работа № 5. Практико-ориентированный проект.

Практическая работа № 6. Исследовательский проект.

  1. Краткосрочный групповой проект (8 ч). Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.

Практическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Практическая работа № 8. Планирование.

Практическая работа № 9. Принятие решения.

Практическая работа № 10. Выполнение проекта.

Практическая работа № 11. Оценка.

Практическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

  1. Индивидуальный проект (15 ч). Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Практическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.

Практическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.

Практическая работа № 15. Определение источников информации.

Практическая работа № 16. Работа с источниками информации.

Практическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.

Практическая работа № 18. Проведение исследования.

Практическая работа № 19. Обсуждение проведенных исследований.

Практическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Практическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

  1. Итоговая конференции (3 )

Итоговый контроль качества усвоения материала

Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:

  • групповой мини-проект – 11-й класс, 1-я четверть;

  • краткосрочный групповой проект – 11-й класс, 1-е полугодие;

  • индивидуальный проект – 11-й класс, 2-е полугодие.

Виды групповых и индивидуальных проектов:

  • практико-ориентированный;

  • исследовательский;

  • информационный;

  • творческий;

  • ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • веб-сайт в Интернете;

  • видеофильм;

  • выставка;

  • газета;

  • законопроект;

  • фоторепортаж;

  • статья;

  • справочник;

  • буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее трех – в 11-м классе и всех практических работ, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

4.Тематическое планирование курса 11 класса

Глава, раздел

Количество часов

Контрольная работа

Лабораторная работа

1

Введение

1



2

Проект

8


6

3

Краткосрочный и групповой проект

8


6

4

Индивидуальный проект

15


9

5

Итоговая конференция

3




ИТОГО

35


21











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»

г. Карачева Брянской области



«Рассмотрено»

на заседании МО

_________/Л.В.Фельдман

протокол № ___ от

«____»_______ 2019г.


«Согласовано»

зам. директора по УВР

_________/Т.И. Щепилина

«____»_______ 2019г.


«Утверждено»

директор школы

_______/С.А.Иванова

приказ №____от

«____»_________ 2019г.








Календарно-тематическое планирование

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

««Основы исследовательской деятельности»

11 класс

Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Уровень: базовый



Составитель: Иванова Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории



2019-2020 учебный год







урока

Дата

Тема

Кол-во







часов




План.

Факт











Введение - 1 час












1



Цель и задачи курса

1










Проект - 8 часов












2



Особенности и структура проекта, критерии оценки. Практическая работа № 1. Планирование проекта.


1










3



Этапы проекта. Ресурсное обеспечение.

1










4



Виды проектов. Практическая работа № 2. Информационный проект.

1










5



Знакомство с примерами детских проектов.

1






Практическая работа № 3. Творческий проект.





6



Планирование проекта. Практическая работа № 4. Ролевой проект.


1










7-8



Формы продуктов проектной деятельности Практическая работа № 5. Практико-ориентированный проект.


2










9



Презентация проекта. Практическая работа № 6. Исследовательский проект.




1










Краткосрочный групповой проект – 8 часов











10



Определение темы, уточнение целей, определение

1






проблемы. Анализ проблемы. Практическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.












11



Определение источников информации. Постановка

1






задач и выбор критериев оценки результатов.







Практическая работа № 8. Планирование.





12



Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение

1






информации.











13



Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).

1






Выбор оптимального варианта. Практическая работа № 9. Принятие решения.












14



Выполнение проекта. Практическая работа № 10. Выполнение проекта.


1










15



Анализ выполнения проекта. Практическая работа № 11. Оценка.


1










16



Подготовка доклада. Практическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.


1










17



Коллективная защита проекта. Оценка.











4. Индивидуальный проект – 15 часов











18



Выбор темы и ее конкретизация. Практическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.


1










19



Утверждение тематики проектов и индивидуальных

1






планов. Практическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.












20



Критерии оценки проекта и формы его

1






представления. Практическая работа № 15. Определение источников информации.












21



Методы сбора информации Практическая работа № 16. Работа с источниками информации.


1










22-23



Планирование способов сбора и анализа

2






информации. Практическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.












24



Обсуждение проведенных исследований. Практическая работа № 18. Проведение исследования.


1










25



Подготовка к исследованию и его планирование. Практическая работа № 19. Обсуждение проведенных исследований.


1










26-27



Проведение исследования. Сбор и систематизация

2






материалов. Практическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений











28-30



Организационно-консультативные занятия. Практическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.


3










31



Публичная защита проекта.

1










32



Подведение итогов, анализ выполненной работы.

1










Итоговая конференция – 2 часа











33-34



Итоговая конференция

2



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Основы исследовательской деятельности»

Автор: Иванова Светлана Александровна

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности" "
    ["seo_title"] => string(78) "stat-ia-shkol-nyi-ekspierimient-kak-osnova-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "165594"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422820633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по дисциплине "Основы исследовательской деятельности""
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_proghramma_po_distsiplinie_osnovy_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "389880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486645256"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Обучение основам исследовательской деятельности через Интернет. "
    ["seo_title"] => string(75) "obuchieniie-osnovam-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-intierniet"
    ["file_id"] => string(6) "105118"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402820342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность дошкольников""
    ["seo_title"] => string(71) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_issledovatelskaia_deiatelnost_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "516459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1562310785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ-ПУТЬ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ   РЕБЁНКА"
    ["seo_title"] => string(89) "issliedovatielskaiadieiatielnostmladshikhshkolnikovputpoddierzhkiindividualnostiriebionka"
    ["file_id"] => string(6) "260683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448988095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства