kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качурина Е.Е, Шацких М.А.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». К. А. Тимирязев

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности" »

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шацких М.А., Качурина Е.Е., учителя биологии

МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж

[email protected] [email protected]

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». К. А. Тимирязев

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

Первая ступень - теоретико-экспериментальное исследование на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе.

Мини-эксперимент начинаем применять с 5 класса, который выполняется по готовому алгоритму. Например «Влияние условий на прорастания семян», «Состав почвы», «Химический состав растений» и другие. Темы вначале предлагает учитель. Далее работа становится более масштабной, многолетней. На протяжении многих лет мыс ребятами проводим опыты в школьном питомнике по выращиванию разнообразных деревьев, как местных, так и экзотических видов, с использованием разнообразного посадочного материала и удобрений.

Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учитель задает направление поиска, но не знаетконечного результата, предлагая школьникам решить проблему самостоятельно. Такая работа требует большего количество времени и поэтому проводится в рамках занятия кружка или объединения. На занятиях школьного экологического объединения «Родник» мы исследуем качество питьевой воды, изучаем овощи и фрукты на наличие нитратов, проводит оценку радиационной обстановки на территории школы.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике, вовлечение в практическую деятельность. Здесь огромную роль играют связи с ВУЗами, так как это способствует и профессиональной ориентации старшеклассников. Мы активно сотрудничаем с Воронежским агроуниверситетом, Воронежским государственным университетом инженерных технологий.На базе этих учреждений были проведены несколько исследовательских работ «Определение каротиноидов в продуктах питания», «Качество мармелада и зефира разных производителей», «Изучение прочности полиэтиленовых пакетов», «Оценка качества детских игрушек» и другие.

Любая исследовательская работа или проектная деятельность связана с изучением литературы.В этом вопросе нам активно помогают библиотеки города, экологические и природоохранные службы.

Такая работа формирует у учащихся УУД:предметные,межпредметные, познавательные:

  • общеучебные– ребенок учится ставить задачу, выбирать способы ее решения, работает с информацией, структурирует полученные знания;

  • логические– вырабатываются умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

  • личностные–умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;

  • регулятивные –умение планировать и корректировать деятельность своей исследовательской работы.[3]

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте и конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» В.В. Гузеев.



Литература

1.А.В. Бинас, Р.Д. Маш. А.И.Никишов и др. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ - М.: Просвещение, 1990.-192с.

2.dic.academic.ru

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/ Е.В. Тяглова: М.: Глобус, 2008. – 255 с.

6. Третья Всероссийская конференция по экологическому образованию. 7-8 ноября 2013. Москва. Сборник материалов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности"

Автор: Шацких Марина Алексеевна, Качурина Елена Евгеньевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)"
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiadieiatielnostuchashchikhsiamietodyraboty"
    ["file_id"] => string(6) "319513"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460876555"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства