kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качурина Е.Е, Шацких М.А.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». К. А. Тимирязев

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности" »

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шацких М.А., Качурина Е.Е., учителя биологии

МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж

[email protected] [email protected]

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». К. А. Тимирязев

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

Первая ступень - теоретико-экспериментальное исследование на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе.

Мини-эксперимент начинаем применять с 5 класса, который выполняется по готовому алгоритму. Например «Влияние условий на прорастания семян», «Состав почвы», «Химический состав растений» и другие. Темы вначале предлагает учитель. Далее работа становится более масштабной, многолетней. На протяжении многих лет мыс ребятами проводим опыты в школьном питомнике по выращиванию разнообразных деревьев, как местных, так и экзотических видов, с использованием разнообразного посадочного материала и удобрений.

Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учитель задает направление поиска, но не знаетконечного результата, предлагая школьникам решить проблему самостоятельно. Такая работа требует большего количество времени и поэтому проводится в рамках занятия кружка или объединения. На занятиях школьного экологического объединения «Родник» мы исследуем качество питьевой воды, изучаем овощи и фрукты на наличие нитратов, проводит оценку радиационной обстановки на территории школы.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике, вовлечение в практическую деятельность. Здесь огромную роль играют связи с ВУЗами, так как это способствует и профессиональной ориентации старшеклассников. Мы активно сотрудничаем с Воронежским агроуниверситетом, Воронежским государственным университетом инженерных технологий.На базе этих учреждений были проведены несколько исследовательских работ «Определение каротиноидов в продуктах питания», «Качество мармелада и зефира разных производителей», «Изучение прочности полиэтиленовых пакетов», «Оценка качества детских игрушек» и другие.

Любая исследовательская работа или проектная деятельность связана с изучением литературы.В этом вопросе нам активно помогают библиотеки города, экологические и природоохранные службы.

Такая работа формирует у учащихся УУД:предметные,межпредметные, познавательные:

  • общеучебные– ребенок учится ставить задачу, выбирать способы ее решения, работает с информацией, структурирует полученные знания;

  • логические– вырабатываются умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

  • личностные–умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;

  • регулятивные –умение планировать и корректировать деятельность своей исследовательской работы.[3]

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте и конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» В.В. Гузеев.



Литература

1.А.В. Бинас, Р.Д. Маш. А.И.Никишов и др. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ - М.: Просвещение, 1990.-192с.

2.dic.academic.ru

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/ Е.В. Тяглова: М.: Глобус, 2008. – 255 с.

6. Третья Всероссийская конференция по экологическому образованию. 7-8 ноября 2013. Москва. Сборник материалов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Школьный эксперимент как основа исследовательской деятельности"

Автор: Шацких Марина Алексеевна, Качурина Елена Евгеньевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)"
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiadieiatielnostuchashchikhsiamietodyraboty"
    ["file_id"] => string(6) "319513"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460876555"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства