kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы, приёмы и технологии формирования ключевых компетенций учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье на основе анализа литературы дана характеристика  трем ключевым компетенциям: коммуникативной, информационной и учебно-познавательной. Рассматриваются методы и технологии обучения для реализации компетентностно-ориентированного подхода.

Просмотр содержимого документа
«"Методы, приёмы и технологии формирования ключевых компетенций учащихся"»

Методы, приемы, технологии формирования ключевых компетенций учащихся



Оценка образовательных результатов обучающихся рассматривается как важный этап педагогического процесса. Она призвана установить степень достижения целей обучения.

Рассмотрим более подробно три ключевых компетенции входящих в компетентностную модель выпускника школы второй и третьей ступени обучения: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная компетенция. На основе анализа литературы дадим характеристику каждой из компетенций.

Коммуникативная компетенция подразумевает владение учеником средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.), письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилями и приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.), и продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе). Таким образом, коммуникативная компетенция это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач. Иными словами коммуникативная компетенция — это способность к полноценному общению, знание необходимых языков, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, умение выбора адекватных стратегий коммуникации и выполнение различных социальных ролей в коллективе.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принrep, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее. Таким образом, информационная компетенция это, по сути, способность учащихся работать со всеми источниками информации адекватных задачам, при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию. Главное умение при информационной компетенции — это работа с информацией. В этой связи от ученика требуется способность к эффективному освоению и использованию постоянно развивающихся информационно-технологических технологий.

Учебно-познавательная компетенция совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности; владением приемами действий в нестандартных ситуациях; эвристическими методами решения проблем. Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении.

Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.

Центральным моментом в организации обучения в духе компе-тентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.


Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов


Компетенция

Методы формирования

1

Коммуникативная

Дискуссия, дебаты, устная презентация, публичное выступление, защита проектов, рефератов, групповая форма работы, работа в паре, диалог, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования, обсуждения спорного вопроса, обмен мнениями, анализ текстов, обобщение информации, обсуждение, создание текста написание статей, сочинений, рецензирование работ других учащихся, метод Сократа и т.д.

2

Информационная

Работа с учебником, справочной литературой и в сети Интернет, наблюдение, создание Web-сайтов и т.д.

3

Учебно-познавательная

Метод эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод гипотез, метод конструирования правил. Презентация продукта деятельности, увеличение доли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование), выполнение тестов, написание рефератов, исследовательская деятельность, деловые игры, проблемные ситуации, выполнение проектов, обращение к опыту учащихся, дискуссия, экспериментальная деятельность, социальное проектирование, открытая познавательная позиция и т.д.


При выборе методов обучения для реализации компетентностной модели, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствовать развитию критического мышления.


Соотнесение аспектов ключевых компетенций

и приемов формирования



Компетенция

Прием формирования

1

Коммуникативная

Мозговой штурм, синквейн, пятиминутное эссе, театрализация, займи позицию, точка зрения и т.д.


2

Информационная

Создание кроссвордов, кластеров,
концептуальных таблиц, тестовых заданий, эссе,
сочинений и т.д.

3

Учебно-познавательная

Отсроченная отгадка, лови ошибку, толстые и
тонкие вопросы, ключевые слова, мозговой
штурм, открытое обсуждение новых понятий,
написание граф-схем, опорных конспектов,
создание опорных схем-моделей, кластеров,
концептуальных таблиц и т.д.


В компетентностно-ориентированном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому задача учителя заключается в организации активной деятельности учащихся по поиску, усвоению и переработке информации. Необходимым условием эффективности обучения в компетентностном подходе является личное включение ученика в активную деятельность. Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько четко учитель определит какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация всей учебной деятельности.



Соотнесение аспектов ключевых компетенций

и современных образовательных технологий


Компетенция

Прием формирования

1

Коммуникативная

Технология РКМ, технология игровых методов обучения, технология дебаты, дискуссия, метод проектов, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, портфолио и т.д.


2

Информационная

ИКТ, технология РКМ, технология модульного обучения, метод проектов, исследовательские методы обучения, и т.д.


3

Учебно-познавательная

Метод проектов, кейс-стади, модульная
технология, технология РКМ, исследовательские
методы обучения, технология проблемного
обучения, портфолио и т.д.



Список литературы:


  1. Пашкевич А.В.Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография.-М.: РИОРИНФРА-М, 2013;

  2. Дебердеева, Т. Х. Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

  3. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Методы, приёмы и технологии формирования ключевых компетенций учащихся"

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.». "
    ["seo_title"] => string(103) "kompietientnostnyi-podkhod-v-orghanizatsii-uchiebnogho-i-vospitatiel-nogho-protsiessa-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "169160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423380179"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства