На современном этапе развития общества, большую роль играет уровень высшего образования. Современный уровень, требует повышенной целенаправленности обучения, усиления его мотивации, информационной емкости общего содержания, применение современных методов обучения и активизации темпов учебных действий. Образование – это фактор потенциального экономического развития страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На современном этапе развития общества, большую роль играет уровень высшего образования. Современный уровень, требует повышенной целенаправленности обучения, усиления его мотивации, информационной емкости общего содержания, применение современных методов обучения и активизации темпов учебных действий. Образование – это фактор потенциального экономического развития страны. Но источником развития, оно может стать лишь при условии, что приобретенные знания и навыки будут продуктивно использоваться в процессе трудовой деятельности. В этом случае автоматически возрастает роль преподавателя, как носителя определенных знаний, навыков и опыта. На мой взгляд, качество преподавательской деятельности в вузе зависит от шести факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры самих преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве основного показателя развития и саморазвития вуза. Давайте определим некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:
высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;
мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только студенты, но и преподаватели, как участники учебного процесса, на рисунке схематично представлена эта связь.
Качество образования, подготовки и совершенствование деятельности
1.Качество преподавания (учебного процесса)
2. Качество исследования
3. Качество научно – педагогических кадров
4. Качество образовательных программ
5. Качество информационных ресурсов
8. Качество управления
7. Качество студентов
6. Качество подготовки, как следствие преподавания
В целом можно подойти к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры. Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности:
Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности преподавателя.
мотивация и организация эффективной деятельности студентов;
знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета;
ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и действенного мышления у будущих специалистов;
обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.
Все признаки профессиональной компетентности проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.
Факторы, влияющие на успех преподавания
Обычно все проблемы преподаватели связывают с переусложненностью программ и нехваткой соответствующей учебной литературы. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка студентов в основном определяется низкой эффективностью занятий. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача - учить работать на занятии и вне его.
Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме.
Одним из источников повышения эффективности занятия является создание интереса к учению, что часто, к сожалению, не всегда можно наблюдать на занятиях в наших вузах. Занятие только тогда эффективно, когда преподаватель всесторонне изучил студента, а изучить его помогает и внеаудиторная работа. Но зачастую, многие преподаватели отводят мало времени проведению воспитательных мероприятий.
С первых шагов учебы в институте студенты уже учатся выражать свои мысли и в письменной, и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы студентов, вступают в дискуссию с преподавателем. Если у студента нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
Для развития самостоятельности мышления можно ввести занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры, они длятся около 8 минут. Некоторые педагоги новаторы используют такой способ на своих занятиях. Выполняя эти задания, студенты овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира.
Ещё одним важным показателем эффективности занятий является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Отношение студентов к учению, педагоги характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень.
В своей работе опытный преподаватель для достижения эффективности занятий должен использовать некоторые правила, такие как:
опираться на желание студентов
использовать идентификацию
учитывать интересы и склонности
использовать намерения обучаемых
поощрять желание добиться признания
признавать достоинства
одобрять успехи
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны:
отстаивать своё мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;
рецензировать ответы других студентов;
заниматься обучением отстающих;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).
Одним из постоянно сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Эффективность занятий зависит от интереса студентов к предмету и изучаемой теме. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов студентов от их отношения к преподавателю. С интересом учатся у тех преподавателей, которых любят и уважают. Источником повышения эффективности занятий является, также, умение преподавателя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний студентов. Настоящий преподаватель всегда найдёт нестандартный ответ на любой вопрос.
Среди многообразия путей и средств, выбранных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:
увлеченное преподавание;
новизну учебного материала;
историзм;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами студентов;
использование новых и нетрадиционных форм обучения;
чередование форм и методов обучения;
проблемное обучение;
обучение с компьютерной поддержкой;
применение мультимедиа – систем;
взаимообучение (в парах, микрогруппах);
тестирование знаний, умений;
показ достижений обучаемых;
создание ситуаций успеха;
педагогический такт и мастерство педагога;
отношение педагога к своему предмету.
Совместные действия студентов налаживаются не сразу, нужно специально их формировать, время от времени пересаживать, чтобы у них накапливался опыт общения и умение вести себя в коллективе. Исходя из этого, можно сформировать навыки эффективного обучения, разделяя их на этапы:
Формирование навыков
Этапы
Особенности выполнения заданий
1 - начало осмысления умения
Отчетливое понимание цели, но смутное пони мание способов ее достижения. Грубые ошибки при выполнении действия. Неумение пользоваться учебной литературой
2 - сознательное, но еще неумелое выполнение задания
Отчетливое понимание того, как надо выполнять задание, но неточное, выполнение, несмотря на высокую концентрацию внимания; большое количество лишнего материала;
3 – автоматизация выполнения задания, путем использования различных упражнений
Все более и более качественное выполнение задания
4 - высокоавтоматизированное выполнение задания
Точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного задания. Все действия уверенно применяются в новой ситуации
И еще один из важных вопросов обучения – это ответы студентов. Чем чаще студент отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если студент готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, но такого ощущения не должно происходить, поскольку студент должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора.
Таким образом, преподаватель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед высшим учебным заведением.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
["file_id"] => string(6) "221269"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435157341"
}
}