Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовной культуры молодого поколения»
Воспитание духовной культуры молодого поколения
Из всех наук, которые должен знать человек,
Главнейшая есть наука о том,
Как жить, делая как можно меньше зла
И как можно больше добра.
Л.Н. Толстой Сегодня общество переживает не только экономический, но и социально-духовный кризис: повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, эгоцентризм. Именно поэтому актуальной в сфере образования является духовно-нравственное воспитание молодёжи. В школьной жизни привитие нравственных ценностей происходит на уроках, при проведении различных мероприятий, трудовых десантов. Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Понятие «духовность» многогранно. В словаре С.И.Ожегова духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В «Толковом словаре» Д.Ушакова - это отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива.
Счастливое место – не точка на карте,
Не пункт назначенья в судьбе,
А там, где вся жизнь пролетает в азарте,
где рады и ты, и тебе…
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой) предусматривает способность каждого к усвоению, реализации и созданию новых ценностей в практической деятельности, воспитание гражданственности, передача семейных и народных традиций, помощь в самовыражении учащихся.
Помочь школьнику в осмыслении своего положения в коллективе сверстников - это основная цель воспитательной работы в 5 классе.
Задачи гражданско-патриотического и нравственного воспитания: - формировать гражданскую зрелость, воспитывать патриотические чувства; - развивать интерес к героическому прошлому нашего народа; - воспитывать чувство любви к родному краю, школе. Содержанием воспитательных технологий являются: требования социума, передача жизненного опыта, анализ предлагаемой ситуации, организация творческого дела, создание ситуации успеха. Применимы технологии: 1) изучение государственной символики, 2) организация экскурсий с целью изучения родного края, 3) рассмотрение выдающихся личностей страны. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наши ценности: любовь к Родине, стремление к истине, уважение к родителям, забота о старших и младших, творчество и созидание, эстетическое развитие, экологическое сознание. Необходимым условием формирования нравственной сферы ученика становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений воспитанников друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о своих возможностях и способностях. Воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи», - утверждал Ф.Достоевский. Воспитание духовно – нравственных качеств даёт положительные результаты – дети становятся активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои достижения.
Развитие творческих способностей Задачи: 1.Выявлять интересы каждого ребёнка. 2.Способствовать расширению познавательного и культурного кругозора. 3. Организовывать коллективные творческие дела. 4.Создавать условия для развития творческой личности. Технологии: 1. Выявление досуговой сферы учащихся (внеклассной занятости). 2.Привлечение учащихся к организации общешкольных и классных мероприятий.
Направления работы для осуществления духовно – нравственного воспитания:
№1 - ценностно-ориентированная деятельность: - Памятная акция «Звонок для ангелов Донбасса» в знак скорби о погибших в результате военной агрессии. Детям Донбасса, детям войны посвящены слова: «Дети Донбасса – смелые дети! Много всего пережили на свете… Мир как никто заслужили на свете! Вы уцелейте, живите, растите, в этой войне вы себя сберегите!»
- На заседании круглого стола ребята перевернули странички истории «Подвиг блокадного Ленинграда». Учащимся трудно было поверить, что ленинградцы продержались без еды, тепла, электроэнергии и водопровода. Просмотр документального фильма Блокада» вызвал у детей чувство гордости за наш народ. Главной проблемой осаждённого города был голод. Когда беспощадная рука голода сдавила город, ленинградцы по льду Ладоги проложили знаменитую Дорогу жизни.
– На классном часе «Пусть будет мир на всей земле» учащиеся попытались восстановить хронику событий от 01.02.2017 г, когда снаряд ВСУ прилетел во двор нашей школы. Мир во всём мире – мечта моя, пусть люди живут как одна семья.
– Цель акции «Георгиевская ленточка – символ Победы» - стремление не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне в истории человечества, чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. Георгиевская лента – и порох, и огонь, и скорбь души и солнце жизни новой.
Чтить и помнить историю родного края и его героев – наш священный долг. Этому способствуют мероприятия: - Конкурс чтецов «Эта память всей земле нужна» – Встреча в литературной гостиной «Наш народ – настоящий патриот» - Конкурс рисунков «Народный Совет – парламент моей страны» - Творческая мастерская «Письмо защитнику Отечества», акция «Посылка солдату»
- Устный журнал «Солнечному миру – да, да, да…»
- Беседа «Чтобы крепко стоять на ногах, я должен знать свои корни» - Час общения « Истоки милосердия», «Чтобы человек не мешал человеку» - Виртуальное путешествие «Если с другом вышел в путь» - Обмен мнениями «Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой»
№2 – общественно - полезная деятельность - Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах
- Овладение моделями культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях
№3 – художественно – творческая деятельность: организация и проведение праздников:
- КВН «Новогодний калейдоскоп»
- Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества « Слава солдатская, сила богатырская» - демонстрация способностей участников собрать волю в кулак и доказать своими знаниями и умениями, что умный боец всегда молодец.
– Дидактическая игра «Вежливые слова. Молодёжный сленг» - ознакомление с правилами хорошего тона и манерами поведения в разных жизненных ситуациях, формирование положительных эмоций и позитивного отношения к миру.
– Литературная композиция, видеоролик «Ваш праздник сердечный улыбкой увенчан» - поздравление, адресованное прекрасной половине человечества с Международным женским днём.
– Сказкотерапия. Игры на перевоплощение. Анализ положительных примеров сверстников.
Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость - это главные человеческие качества. Если бы все люди на Земле обладали ими, то тогда бы и не было войн. «Каждый кувшин изливает то, что содержит», - гласит народная мудрость. Если сердце наполнено добром, то и изливает оно добро. Добро лежит внутри человека. Если добро и красота объединятся, то наша жизнь заблистает всеми красками жизни. Взгляните на детские рисунки!
Удивительное восприятие мира у наших детей. И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия в глазах детей.