Программа дополнительного образования "Этика и Этикет"
Программа дополнительного образования "Этика и Этикет"
Цель программы: воспитание духовной культуры молодого поколения; формирование культуры общения и поведения; приобщение к обще человеческим гуманистическим ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Этика и Этикет"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
дополнительного образования
«Этика и этикет»
Программа рассчитана на 2 года.
Возраст детей от 13 до 15 лет.
Автор программы:
Гаврикова Марина Александровна
с. Мезинец
2015
Пояснительная записка
Направленность: интеллектуально – познавательная.
Актуальность программы отмечено значительным вниманием проблемам духовной культуры, признанием её значимости в развитии современного общества.
Духовная культура охватывает деятельность сознания и эмоций человека
(индивидуальная культура) и продукты духовного производства (наука, нравственность, воспитание и просвещение, включая философию, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию, религию) – общественную культуру.
По области деятельности духовная культура может быть представлена такими важнейшими группами: культура труда, культура общения, культура быта, культура поведения.
Отличительной особенностью программы «Этика и этикет» является формирование разносторонней личности, следование высоким моральным принципам.
Цель программы: воспитание духовной культуры молодого поколения; формирование культуры общения и поведения; приобщение к обще человеческим гуманистическим ценностям.
Задачи:
изучение актуальных проблем нравственности: этики и этикета;
знакомства учащихся с правилами хорошего тона;
овладение элементарными навыками культуры поведения;
развитие организаторских навыков и умений в коллективной творческой деятельности.
Формы проведения занятий: беседа, игра, конкурсы, практикум, викторины, театрализованные представления.
Программа снабжена списком литературы, в ней содержатся учебно-тематический план, содержание программы методическое обеспечение. Программа рассчитана на два года (68 ч.) для учащихся 13-15 лет. Режим занятий:
Продолжительность
Периодичность в
неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1 час
1 раз
1 час
34 часа
2 час
1 раз
1 час
34 часа
2 раза
2 часа
68 часов
Ожидаемые результаты данной программы:
формирование нравственных ценностей учащихся;
-1-
использование навыков культуры поведения и общения в жизни отдельного человека;
применение организаторских умений и навыков в коллективной творческой деятельности.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» в форме театрализованного представления.
Учебно–тематический план
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Гуманность – основа этикета.
8
5
3
3
Жизнь как познание добра
9
4
5
4
Стремление к счастью – закон жизни
9
5
4
5
Нравственный закон внутри согласия
8
5
3
6
Этикет в нашей жизни
15
4
11
7
Без добрых дел нет доброго имени
12
6
6
8
Человек – мера всему
6
3
3
итого:
68ч
33ч
35ч
Содержание программы
1.Введение. Созидаем общество началами нравственными.
2.Гуманность – основа этики.(8ч.)
Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон (С.Морешал). Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н.Толстой). Гуманность – сгусток всех других добродетелей (Гельвеций). Добродетелей есть не что иное, как душевная деликатность (О.Бальзак). Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций). Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин (Ф.М.Достоевский). Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). Одно существо неразлучно с человеком он сам (Н.Г.Чернышевский).
3.Жизнь как познание добра.(9ч.)
Основа сущего – постигаемое умом бытие (Платон).
Смысл жизни – это то, что придаёт ей ценность. Цель жизни – самовыражение. Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни. Добро есть жизнь. Страдание, боль – это сторожевой крик жизни (А.И.Герцен). Зло надо зажить (П.Л.Лавров). Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф.Бэкон). Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л.Лавров).
4.Стремление к счастью – закон жизни. (9ч.) Мы родимся и живём со множеством влечений и потребностей (В.Соловьев). Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. Стремление к счастью – это стремление стремлений (Л.Фейербах). Счастье – это состояние души (К.С.Станиславский). Источник счастья берёт своё начало в самом человеке (А.Шопенгауэр). Высшее счастье в том, что вас любят (В.Гюго). Счастье – есть дело судьбы, ума и характера (Н.М.Карамзин). Дружба как источник счастья. В согласии с самим собой.
5. Нравственный закон внутри каждого. (8ч.)
Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М.Достоевский). Честь – это поэзия долга (А.Виньи). Твёрдое сознание долга – есть венец характера
(Н.Шелгунов). Долг основан на чувстве справедливости (Н.Шелгунов). Справедливость – это истина в действии (Ж.Жубер). Источник всех действий человека есть его воля (В.Соловьёв). Совесть – это наш внутренний судья (П.Гольбах). Будь слугой совести и хозяином воли.
6. Этикет в нашей жизни. (15ч.)
Что такое этикет. Мудрость общения. Из чаши мудрости испей. Быть воспитанным, чтобы не мешать людям. В гостях у Пушкинского этикета. Современный этикет. Как вести себя. Если вместе мы, друзья, зла не будет никогда.
7. Без добрых дел нет доброго имени. (12 ч.)
Истоки доброты. Радость в жизни человека. Вежливость на каждый день. Этика общения, культура речи. По морю вежливости в залив добрых слов. Уживаются ли добро и зло. Этикет для всех.
8. Человек – мера всему. (6ч.)
Полюби себя – полюбишь другого. Быть благодарным – ценить благо. Этика поведения и этикета. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приёмов.
Заявленные темы невозможно рассматривать без использования активных методов: игра, практикум, викторина, конкурсы. На первый план выдвигаются диалоговые методы, внедряются творческие дела (театрализованные представления). Подобные методы будут способствовать включению учащихся в творческую деятельность.
Для проведения занятий необходимо использовать следующее оборудование; магнитофон, аудиокассеты, плакаты, карточки, картины.
Подведение итогов по каждому разделу в форме театрализованного представления.
Список литературы:
Дунцова К. Г. «Этикет за столом» М.,1990г.
Журнал «Воспитание школьников» №1, 2000г.
Журнал «Воспитание школьников» №1 ,1998г.
Журнал «Воспитание школьников» №3, 1996г.
Журнал «Воспитание школьников» №6, 1996г.
Журнал «Воспитание школьников» №5, 1995г.
«Классные часы по этикету» Тамбов 2002г.
Правила хорошего тона. Смоленск 1993г.
Сафьянов В. И. «Этика общения» М.,1991г.
Селевко Г. К., Селевко А. Г. «Социально-воспитательные технологии» М.,2002г.
Энциклопедия этикета для детей. М.,1999г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мезинецкая средняя общеобразовательная школа
Староюрьевский район Тамбовская область
Рецензия
на программу творческого объединения «Этика и этикет»
Автор программы учитель истории и обществознания Гаврикова Марина Александровна
Программа рассчитана на 2 года обучения, на детей 12-15 лет.
Имеет интеллектуально – познавательная направленность.
Актуальность программы заключается в значительном внимании к проблемам духовной культуры, признани её значимости в развитии современного общества.
Отличительной особенностью программы «Этика и этикет» является формирование разносторонне развитой личности, следование высоким моральным принципам.
Целями программы является воспитание духовной культуры молодого поколения; формирование культуры общения и поведения; приобщение к обще человеческим гуманистическим ценностям.
Программа решает проблемы
изучение актуальных проблем нравственности: этики и этикета;
знакомства учащихся с правилами хорошего тона;
овладение элементарными навыками культуры поведения;
развитие организаторских навыков и умений в коллективной творческой деятельности.
Формы проведения занятий: беседа, игра, конкурсы, практикум, викторины, театрализованные представления.
Программа снабжена списком литературы, в ней содержатся учебно-тематический план, содержание программы методическое обеспечение. Программа рассчитана на два года ( 68 ч.) для учащихся 13-15