kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы универсальной культуры. Технологическая культура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ научно - педагогической и культурологической литературы позволим нам сделать выводы  о существованиии универсальных типов культур - мифологической, космологической. и их вершиной - технологической культуры, которая позволяет привести в соответствие развитие техносферы и человека, ведь не изучив законы развития техносферы человек созаст хаос, который привет к глобальным катастрофам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы универсальной культуры. Технологическая культура. »

10



Типы универсальной культуры. Понятие технологической культуры.

  1. Происхождение понятия «культура».

  2. Типы универсальной культуры:

  • Мифологическая культура;

  • Космологическая культура;

  • Антропологическая культура;

  • Технологическая культура.

  1. Новая технологическая революция.


    1. Происхождение понятия «культура».

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - то есть природа. Оно означало "обработанное", "возделанное", "искусственное" в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми от дикорастущих. Со временем культуру стали включать в круг предметов, явлений и действий, которые имели человеческое, а не божественное происхождение.

В процессе исторического развития человечества смысл понятия "культура" претерпел значительные изменения. На современном этапе культуру необходимо рассматривать на уровне обыденного и теоретического сознания.

В обыденном сознании культура представлена неоднозначно:

  • как нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы;

  • как образованность, интеллигентность человека;

  • как характеристика места и образа жизни человека.

На уровне теоретического сознания в современной культурологии показана четырехкомпонентная структура культуры:

  • знания о человеке, обществе, природе, технике;

  • установленные и выверенные на опыте способы деятельности, передаваемые через правила, инструкции, алгоритмы и обучение;

  • опыт творчества;

  • эмоциональное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе духовные цели и идеалы, отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности.

Выделим три аспекта исследования культуры: аксиологический (ценностный), личностно-творческий и технологический.

В аксиологическом аспекте культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

В личностно-творческом аспекте культура рассматривается как процесс творческой самореализации личности.

Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.

Понимание культуры общества и личности невозможно без учета механизма возникновения и развития потребностей.

Потребности возникают под влиянием объективных факторов окружающей среды независимо от воли и желания человека. А. Маслоу выделяет систему базовых потребностей, состоящую из пяти групп, представляющих собой следующую иерархическую модель:

  • физиологические потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

  • потребность в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);

  • потребности в общении и любви;

  • потребность в признании, уважении и самоуважении;

- потребность в самореализации.

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, она является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других.

Таким образом, суть личностно-творческого подхода в исследовании культуры, на наш взгляд, сводится к рассмотрению культуры как уровня и способа реализации потребности личности в творческой деятельности.

Согласно технологическому аспекту, культура рассматривается как специфический способ человеческой деятельности.

Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Из данного определения могут быть определены характеристики деятельности, имеющие отношение к вопросу о связи деятельности и культуры. Именно деятельность выступает ядром теории культуры. И. Ф. Исаев утверждает, что категории "культура" и "деятельность" исторически взаимообусловлены. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, чтобы убедиться в параллельном развитии культуры. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.

Чтобы полнее и точнее отразить сущность понятия "культура" нужно объединить все три подхода, связывая такие взаимообусловленные и непосредственно входящие в состав культуры категории как "ценность", "деятельность", "личность" с ее потребностями в том числе и потребностью в самореализации.

Таким образом, под культурой мы понимаем исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах деятельности по созданию, распределению и потреблению материальных и духовных ценностей.

2. Типы универсальной культуры.

Формирование культуры личности предполагает освоение способов практической деятельности направленной на удовлетворение базовых потребностей человечества, приоритетных для господствующего в данный период типа универсальной культуры, которая на каждом этапе развития общества объединяла все другие виды культур. Смена типа универсальной культуры вызывается повышением уровня потребностей личности, а значит и общества в целом, ведущим за собой совершенствование старых и освоение новых способов практической деятельности и, соответственно, смену системы обучения труду (технологии)

Выделены четыре типа универсальной культуры.

Мифологическая культура - первая универсальная культура, была присуща “природным” цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами. Ведущим мотивом мифологической культуры являлось наличие неких скрытых “тайных сил”, свойственных всем объектам окружающей действительности. Само существование человека при таком подходе обуславливалось судьбой.

Человек был подчинен окружающему миру в силу развитости лишь таких потребностей, как физиологические и потребности в безопасности, которые занимают в иерархии потребностей Маслоу низшие ступени.

Первобытный период развития, длившийся многие тысячелетия, явился периодом становления человека в процессе труда. Тогда же в глубокой древности возникло и обучение труду. Взрослый первобытный человек с помощью жестов и примитивной речи обучал своих молодых соплеменников изготовлению и использованию простейших орудий труда.

Первую систему трудового обучения связывают со сложившимся ремесленным производством, когда каждый работник выполнял то или иное изделие от начала до конца. По этому определяющему признаку она и получила название - предметная (вещевая). Сущность ее состояла в том, что ученик овладевал рабочими умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, выбираемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов. Содержание обучения при этом составлял трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и выполнения каких-либо специальных упражнений.

Недостатком предметной системы являлась невозможность вооружить обучающихся знаниями, навыками и умениями в полном объеме, а несомненным достоинством - обучение трудовым процессам на основе изготовления полезной продукции по принципу "от простого к сложному", освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в связанном, комплексном виде.

Труд осуществлялся посредством специальных орудий, развитие которых прошло путь от простых до составных и сложных. Возникли элементы машин: транспортной - колесо, рычаг, технологической - сверлильный, ткацкий станки, гончарный круг, ручная зерновая мельница. Появились первые технологии получения тепла (зажигание огня, сжигание топлива), использования тепла в быту (обогревание, приготовление пищи), в производстве (получение металла, обжиг гончарных изделий, выжигание леса под посевы) и т. д.

Однако, несмотря на развитие трудовых навыков, образ мысли древнего человека оставался примитивным. Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явственности, можно сказать, виделась и слышалась. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в них символов.

Мифологическая культура - это такой уровень развития сознания человека, при котором содержание всех форм своей деятельности он соотносил с той или иной религиозной догмой или мифом.

Космологическая культура началась с эпохи Возрождения, когда духовная диктатура церкви была сломлена. В основе этой культуры лежало положение о том, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты отражают естественные организмы, их множества и они создают равновесие природного порядка.

Человек в космологической культуре как часть космоса жил в природном мире, который не был им сотворен. Природа все еще полностью господствовала над всеми живыми существами, включая и человека, который воспринимал окружающий мир как нечто данное, а не как среду, которую можно изменять и создавать.

У человека, лишившегося многих запретов и ограничений, навязываемых ранее церковью, появляется потребность в общении не только с себе подобными, но и с природой. Деятельность направляется на приобретение и использование знаний об окружающем мире.

Это эра великих географических открытий, "эпоха первоначального накопления капитала", который стал вкладываться в производство и послужил предпосылкой появления первых мануфактур. Изменились содержание и характер труда.

От рабочих в условиях разделения труда требовалось не изготовление изделий в целом, а лишь выполнение одной или нескольких операций. Возникла необходимость совершенствования системы производственного обучения, результатом чего стала система обучения труду, названная позднее операционной.

В отличие от предметной системы, основу содержания которой составлял трудовой процесс в целом, в операционной такими элементами стали прием и операция. При этом операционная система не сводилась только к содержанию обучения, организация и методы включались в нее как необходимые элементы. Однако операционная система была не в силах обеспечить обучение всему многообразию связей и сочетаний изучаемых операций в реальном производстве так как в качестве объектов изучения были отобраны лишь немногие наиболее важные и типичные технологические процессы.

Космологическую культуру мы рассматриваем как продолжение мифологической культуры, но на более высоком уровне развития сознания человека, при котором все действия людей предполагали взаимодействие и сотрудничество с природой.

Антропологическая культура характерна для развитой природной цивилизации. В этой культуре большинство явлений и закономерностей окружающего мира были доступны человеческому пониманию. В ней человек – исследователь, систематизатор и создатель нового – черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений.

Антропологическая культура характеризуется важными открытиями и изобретениями людей во многих областях науки (математика, физика, химия, биология) и техники (станкостроение, электроэнергетика, радио, робототехника, транспорт, ядерная физика и др.)[1. с. 23]. Для описания системы "человек" - "окружающая среда" стали использоваться понятия "биосфера" - совокупность всего живого на Земле [3, с. 79], " техносфера" -часть биосферы, преобразованная с помощью технических средств в социально-экономических целях [3, с. 1322], "ноосфера" (сфера разума) – особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человечества. [5, c.317]

Продолжает претерпевать изменения система производственного обучения. Операционная система заменяется на операционно-предметную, которая уделяла больше внимания изучению наиболее типичных для данной специальности комбинаций отдельных технологических операций при изготовлении реальных изделий.

Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении.

Последующее быстрое развитие массового конвейерного производства потребовало дальнейшего существенного изменения функций работающих. Это требование четко выразил создатель первого конвейера Генри Форд (старший): "...Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, ведет к сокращению его движений до минимального предела. По возможности... выполнять одно и то же дело одним и тем же движением".

Ответом на новые требования стало появление моторно-тренировочной системы, при которой каждая физическая трудовая операция расчленяется на отдельные приемы и действия и обработка каждого элемента ведется предельно четко и применительно к режиму работы машины или механизма. Плюсом ее является краткость времени обучения для достижения высокой производительности (автоматизма), а самым существенным недостатком - лишение работника самостоятельности [14, с. 19].

Для этапа антропологической культуры характерно стремление человека встать выше природы, порожденное потребностью в самоутверждении, признании. Реализация этой потребности происходит путем силового вмешательства в природные процессы, ведущего за собой опережение развития техносферы по сравнению с ноосферой.

Таким образом, антропологическую культуру можно рассматривать как достигнутый уровень сознания, позволяющий рассматривать человека в качестве исследователя, систематизатора и создателя всего нового, что привело к активному вмешательству человека в естественные процессы.

Технологическая культура. К ее зарождению в недрах антропологической культуры привели научно–технические и социально-экономические изменения в мире. Для данного типа характерно постоянное активное вмешательство человека в ход естественных процессов небывало широких масштабов (поворот рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение космоса и др.). При этом следует учесть, что человеческая активность, подкрепленная техническими средствами, проникает в сферы действия еще не открытых законов природы. Мощь и диапазон современных технических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций и др.) не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь человека, а с другой – повышают его ответственность за свои действия, приводящие к экологической катастрофе. Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким “рогом изобилия”; укоренившееся в сознании “царя природы” потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

О связи технологии и культуры впервые упоминается в середине прошлого столетия французским культурологом Абраамом Антуаном Молем, он же и ввел понятие "технологическая культура".

Для определения технологической культуры необходимо рассмотреть такие базовые понятия, как технология и техника.

Мы будем исходить из следующего определения технологии: "Технология - это существенная часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями и движениями материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне".

Поскольку на современном этапе развития общества резко обострилась проблема взаимодействия биосферы, ноосферы и техносферы, применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому для современного этапа развития общества и производства должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности, то есть технология выступает как главная ценность культуры.

В обобщенном виде под технологической культурой мы понимаем уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, а также в уровне овладения человеком способами познания себя и окружающего мира, позволяющий ему участвовать в современных технологических процессах и обеспечивающий гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды, то есть их гуманное партнерство.

  1. Новая технологическая революция.

На современном этапе НТР переросла в технологическую революцию. Вместо традиционного для машинной индустрии создается качественно новый технологический способ производства - принципиально иная совокупность методов изготовления полезных вещей. Иначе говоря, НТР порождает “высокие технологии”, которые обеспечивают гораздо возросший уровень эффективности.

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска. Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук. При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. И если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далекостоящие друг от друга. По существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили гуманитарные науки (психология, социология). При этом не происходит механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем, так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и методы наук.

Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно - лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др. Безмашинная технология многократно повышает производительность труда, поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и материалов на изготовление продукции.

Другим важным направлением совершенствования технологии является ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы, улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики конструкционных материалов. Более полное и комплексное использование сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать малоотходное и безотходное производство.

Вот какова эффективность ресурсосберегающих технологий: 1 кг конструкционных пластмасс заменяет не менее 4-5 кг металлопроката; на производство 1 кг пластмасс требуется в 2-3 раза меньше энергетических затрат. Применение в металлообработке деталей, изготовленных из металлических порошков, экономит на каждую тонну 2 т проката, высвобождает 60 металлообрабатывающих станков.

Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка изделий способна надежно обеспечить их высокое качество.

В отличие от традиционной технологии, для которой характерно загрязнение окружающей среды, “высокие технологии”, как правило, являются экологически чистыми. В этом случае применяются закрытые системы водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование. Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности хозяйственной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы универсальной культуры. Технологическая культура.

Автор: Тюрина Е.И., зам.директора по учебной работе, Баженов В.М., преподавтель физики

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку  по теме «Времена года», УМК Бибалетова М.З. "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-po-tiemie-vriemiena-ghoda-umk-bibalietova-m-z"
    ["file_id"] => string(6) "179619"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425039646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Технологическая карта урока по физической культуре по теме: "Акробатика. Перекаты в группировке, стойка на лопатках"."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_fizichieskoi_kul_turie_po_tiemie_akrobatika"
    ["file_id"] => string(6) "429599"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506281566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методическая разработка урока английского языка ‘ Be polite at the party’ по ФГОС УМК "EnjoyEnglish", 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-be-polite-at-the-party-po-fgos-umk-enjoyenglish-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168840"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423308248"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "технологическая карта урока черчения в 9 классе по теме "Лекальные кривые" (защита творческих работ) "
    ["seo_title"] => string(119) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-chierchieniia-v-9-klassie-po-tiemie-liekal-nyie-krivyie-zashchita-tvorchieskikh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "237703"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444378994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Технологическая карта урока по английскому языку в соответствии ФГОС  второго поколения. "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-v-sootvietstvii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "131960"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416250797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства