«Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики»
«Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики»
«Технология проблемного обучения
как средство повышения мотивации при изучении математики»
Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше- предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
И. Лернер
Технология проблемного обучения
-это организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики» »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«СОШ №1 ст. Кардоникской»
«Технология проблемного обучения
как средство повышения мотивации при изучении математики».
Учитель математики и информатики
Буланчикова Евгения Михайловна
1
«Технология проблемного обучения
как средство повышения мотивации при изучении математики».
2
Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше- предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
И. Лернер
3
Технология проблемного обучения
-это организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества.
4
Основные цели педагогической деятельности
-формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти обучающегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);
- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
5
В условиях стремительного научно- технического прогресса главной задачей современной школы является - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
6
Технология проблемного обученияприобретает значительную популярность. Это объясняется тем, что в своей педагогической деятельности я реализовываю инновационные подходы в обучении. Свою работу с учащимися я выстраиваю так, чтобы обучающийся имел возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать материал, а самому искать ответы, вступая в диалог с окружающим миром.
7
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
8
В обучении наблюдаются такие проблемы :
пассивность в ходе учебных занятий
недостаточна или отсутствует мотивация к изучению предмета
действующие учебники по математике не содержат проблемных ситуаций
неудовлетворенность организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником
учащиеся не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия, мышления
9
Противоречия
между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;
между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени
10
У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.
Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
11
Сравним урок проблемного обучения с традиционным уроком
12
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
1) В своей работе подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
2) Сталкиваю противоречия практической деятельности.
3) Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.
13
4) Предлагаю рассмотреть явление с различных позиций
5) Побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы .
6) Определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
14
7) Ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными;
с неопределенностью в постановке вопроса;
с противоречивыми данными;
с заведомо допущенными ошибками;
с ограниченным временем решения),
анализируюумение применять полученные знания.
Проблемное обучение приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение- это и является одним из средств формирования диалектического мышления.
15
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
16
На таком уроке особое внимание уделяется
17
Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:
1) более высокий уровень умственного развития обучаемых;
2) сформирована познавательная самостоятельность;
3) развит интерес к учебному труду;
18
На уроках я использую следующие виды проблемных заданий:
1. Разрыв причинно – следственных связей.
2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
3. «Как объяснить тот факт, что …».
4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
5. Точки зрения ученых, историков.
6. Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
19
Применяю такие задачи
Типология задач.
1. Задачи с несформулированным вопросом.
2. Задачи с недостающими данными.
3. Задачи с излишними данными.
4. Задачи с несколькими решениями.
5. Задачи с меняющимся содержанием.
6. Задачи на доказательство.
20
Вот примеры таких задач:
Познавательные задачи
Пример1. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
Пример2. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы:
Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?
Чего не хватает?
Что нужно добавить?
Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?
Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
21
22
Новизна опыта
Новизна такого направления работы заключается в объединении возможностей технологии проблемного и традиционного обучения с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей обучающихся.
Проблемное изложение используется мной на уроке, в воспитательной работе и во внеурочное время.
23
В процессе подготовки вырабатывается навык:
1.Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся.
2. Выполнять функцию координатора и партнера.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников.
24
Выводы
Таким образом, применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся:
уметь работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
повысить уровень мотивации.
уметь применять полученные знания в практической деятельности;
развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации .