Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация информационного обеспечения педагогов в школе как условие повышения их профессиональной компетентности"»
Статья на тему «Организация информационного обеспечения педагогов в школе как условие повышения их профессиональной компетентности.
В настоящее время повышение профессионального уровня педагогов является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не всегда удовлетворяет возросшим требованиям практики.
В настоящие время идет сложный процесс «перестройки», ломка привычных понятий и стереотипов. Необходимо менять стиль, искать новые формы работы. И конечно, без самообразования, без повышения общечеловеческой и профессиональной и информационной культуры сегодня не обойтись.
Все шире используются новые, активные средства повышения квалификаций и уровня компетентности педагогов: обучение на курсах, семинарах, работа в творческих группах и лабораториях, мастер-классы, участие в различных профессиональных конкурсах.
Все эти средства предполагают получение педагогами различной информации, то есть информационное обеспечение педагогов в школе.
Основная информация, которую получают педагоги:
— это педагогическая: источниками ее является любые материалы, книги, периодика, пособия;
— это научно-методическая, то есть: методические разработки из опыта работы;
— это организационно-правовая информация, локальные акты, концепция, устав, план работы школы.
Все это позволяет рассматривать информационное обеспечение педагогов, как одну из составляющих повышения уровня их профессиональной компетентности.Проблемы информационного обеспечения рассматриваются в работах Лизинского В.М.- он включает информационное обеспечение в систему методической работы.
Белая К.Ю; Татьянченко В.С.- определяют влияние информационных потоков на построение процесса оптимального управления. Третьяков Т.И рассматривает информационное обеспечение как одну из функции управления.
Таким образом, проблема информационного обеспечения состоит в том, что педагоги испытываю потребность в информации различного вида. Они должны владеть навыками работы с поступающей информацией, однако в школе отсутствует организация целенаправленной деятельности по информационному обеспечению педагогов и формированию их информационной культуры.
Таким образом, педагог нуждается в физической пище, которая имеет величину пайка, одинакового для всех.
Педагог нуждается также в информационной пище (раньше ее называли духовной). Когда пищи мало, он голодает, когда много он страдает от информационных перегрузок. Таким образом, данная проблема актуальна, так как в нашем веке, ценность однажды полеченных знаний неизменно устаревает. Также можно с уверенностью сказать, что человечество вошло в новый век, где главной ценностью является информация.
Проблема определения профессиональной компетентности стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами и специалистами-практиками. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность» Этой проблемой занимались разные авторы: Маркова А, Кривцов Л.Ю., Кузьмина Н.В.
Мы в своей статье попытались из разных понятий профессиональной компетентности определить основополагающие компоненты профессиональной компетентности. К наиболее значимым компонентам относятся:
-проф. Педагогическая направленность,
-проф. Активность,
-проф. З и У,
-проф. Пед. Способности (память, мышление, воображение)
-проф. Самосознание
Таким образом «профессиональной компетентностью» является – овладение необходимой суммой знаний. Умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов.
Показатели профессиональной компетентности педагога. К ним относятся: — ориентируются на новые ценности образования,
-знает концепции развития образования,
— знает психолого-педагогические основы развития ребенка,
-владеет формами и методами педагогического взаимодействия,
— обладает высоким уровнем в умениях планировать и прогнозировать сою деятельность.
Таким образом, можно сказать, что все эти показатели являются характеристикой профессиональной компетентности педагога. Проанализировав литературу по данной проблеме можно сказать, что профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств.
Таким образом , сегодня общество предъявляет все большие требования к личности педагога, к его профессиональной компетентности. Как никогда современный педагог должен быть научно - образованным профессионалом.
Чтобы учить других педагог сам должен непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Одним из необходимых условий формирования профессиональной компетентности является ориентироваться в потоке научной, методической, педагогической информации.
Оно приобретается в процессе постоянной поисковой работы. Педагог должен уметь не только принимать информацию, но и успешно ее перерабатывать и хранить.
Литература:
— Белая К.Ю Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – М: Московский институт повышения квалификации работников образования, 2000 г.
— Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Издательство Ленинградского университета , 1970 г.
— Зайцева Г.П. Энциклопедия современного учителя. М: «Астрель»,АСТ, 2000.-336 с.