Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приемы изучения и их закрепления.
Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя «трудное» место произносят правило и записывают его в тетрадь. Такой подход позволяет учащимся закреплять ранее изученные правила. Например:
Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.
Данная работа способствует активному усвоению написания и удвоенных согласных (дакпырлап бижиир ажык эвес ужуктер), а на русском языке правописание ь в конце шипящих и закреплению определенных правил.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи:
Различные виды работы с орфографическим словарем.
Подбор к изучаемому слову однокоренных слов при помощи словообразовательного аффикса; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко и красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями:
Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней дце непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опр ятно … (По С.Аксакову).
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова). Данная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогощает словарный запас ребенка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутье.
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь
Использованная литература
1.
2.
3.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приемы изучения и их закрепления.
Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя «трудное» место произносят правило и записывают его в тетрадь. Такой подход позволяет учащимся закреплять ранее изученные правила. Например:
Сѳстерге ѳк-биле адаар ажык үннер кирген сѳстерниң шын бижилгезин сагынмышаан, кадыг демдекти немеп азы немевейн бижиңер.
Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.
Данная работа способствует активному усвоению написания и удвоенных согласных (дакпырлап бижиир ажык эвес ужуктер), а на русском языке правописание ь в конце шипящих и закреплению определенных правил.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи:
Различные виды работы с орфографическим словарем.
Подбор к изучаемому слову однокоренных слов при помощи словообразовательного аффикса; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко и красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями:
Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней дце непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опр ятно … (По С.Аксакову).
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова). Данная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогощает словарный запас ребенка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутье.
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь
Использованная литература
Т.Ю.Угроватова «Материалы для подготовки к итог «Тесты по итоговой аттестации»
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}