kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Словарная работа на уроках родного языка

Цели:

1.Показать различные формы работы со словарными словами на уроках родного языка;

2.Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас;

3.Воспитывать к образности родного языка.

      Овладеть словом, значит усвоить его  значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых,  способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

       Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

         Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приемы изучения и их закрепления.

  • Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя «трудное» место произносят правило и записывают его в тетрадь. Такой подход позволяет учащимся закреплять ранее изученные правила. Например:

1.

Д? … штеки, а…ттыг, ч?…ктешки, а…ш-чемниг, ча…стыг, ка…ттыг, о…ттар, а…таныр-чемненир.

  • Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  • Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.

1.

Кат…ар, кол…ектив, ?лет.инер, суг.арар, час…сыг, харыылат…ынар, чет.ирер.

       Данная работа способствует активному усвоению написания и удвоенных согласных (дакпырлап бижиир ажык эвес ужуктер), а на русском языке правописание ь в конце шипящих и закреплению определенных правил.

        Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи:

  • Различные виды работы с орфографическим словарем.
  • Подбор к изучаемому слову однокоренных слов при помощи словообразовательного аффикса; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
  • Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
  • Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко и красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями:

1.

Койгун, дии?, б?р?, адыг.

2.

Агым – турум, чалгаа – кежээ, чараш- ч?дек, чырык – кара?гы.

  • Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы (сочинение – миниатюра).

1.

     Чоокта чаа, ырак эвес черге, ынчан, эртежик, далаш-биле, далаш чок, кады, ынчангаш…

2.

К?с д?шкен. Ыяштар алдын-сарыг хевин кедипкен, к??ргеттинген ч?ве дег, оожум-маажым турарлар. Долгандыр шупту ч?ве к?ск? бойдусче шилчий берген …

3.

Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней дце непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опр ятно …                                                                                         (По С.Аксакову).

  • Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова). Данная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогощает словарный запас ребенка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутье.

   Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

       Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь

 

Использованная литература

1.

2.

3.

Просмотр содержимого документа
«словарная работа на уроках родного языка »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. «Сыстыг-Хемский»









Выступление

на круглом столе «Эффективные методы обучения русскому и тувинскому языкам в сельских школах»

учителя родного языка и литературы

Таршинаевой Ш.С.























Сыстыг-Хем – 2012



Тема: Словарная работа на уроках родного языка

Цели:

  1. Показать различные формы работы со словарными словами на уроках родного языка;

  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас;

  3. Воспитывать к образности родного языка.

Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приемы изучения и их закрепления.

  • Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя «трудное» место произносят правило и записывают его в тетрадь. Такой подход позволяет учащимся закреплять ранее изученные правила. Например:



  1. Сѳстерге ѳк-биле адаар ажык үннер кирген сѳстерниң шын бижилгезин сагынмышаан, кадыг демдекти немеп азы немевейн бижиңер.

Дү … штеки, а…ттыг, чү…ктешки, а…ш-чемниг, ча…стыг, ка…ттыг, о…ттар, а…таныр-чемненир.



  • Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

  • Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.

  1. Херек черлерге үжүктерни немевишаан,дүжүрүп бижиңер.

Кат…ар, кол…ектив, үлет..инер, суг..арар, час…сыг, харыылат…ынар, чет..ирер.

Данная работа способствует активному усвоению написания и удвоенных согласных (дакпырлап бижиир ажык эвес ужуктер), а на русском языке правописание ь в конце шипящих и закреплению определенных правил.



Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи:

  • Различные виды работы с орфографическим словарем.

  • Подбор к изучаемому слову однокоренных слов при помощи словообразовательного аффикса; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

  • Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

  • Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко и красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями:

  1. Дараазында сѳстерге синонимнерден тыпкаш, домактардан чогаадыңар.

Койгун, дииң, бѳрү, адыг.

  1. Дараазында бердинген антонимнер-биле домактардан чогаадыңар.

Агым – турум, чалгаа – кежээ, чараш- чүдек, чырык – караңгы.

  • Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы (сочинение – миниатюра).

  1. Дараазында сѳстерни болгаш сѳс каттыжыышкыннарын ажыглап тургаш, «Школаже баар оруум» деп темага кыска чогаадыгдан бижиптиңер.

Чоокта чаа, ырак эвес черге, ынчан, эртежик, далаш-биле, далаш чок, кады, ынчангаш…

  1. Дараазында домактар-биле эгелээн кыска чогаадыгдан бижиптиңер.

Күс дүшкен. Ыяштар алдын-сарыг хевин кедипкен, кѳѳргеттинген чүве дег, оожум-маажым турарлар. Долгандыр шупту чүве күскү бойдусче шилчий берген …

  1. Написать сочинение-миниатюру по данному началу:

Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней дце непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опр ятно … (По С.Аксакову).

  • Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова). Данная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогощает словарный запас ребенка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутье.

Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь



Использованная литература

  1. Т.Ю.Угроватова «Материалы для подготовки к итог «Тесты по итоговой аттестации»

  2. В.В.Леденева «Тесты по русскому языку»

  3. А.К.Ойдан-оол … «Диктантылар чыындызы 5-9 класстарга. Тыва орфография болгаш пунктуация талазы-биле»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
словарная работа на уроках родного языка

Автор: Таршинаева Шенне Семеновна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок родного языка "Смена времен года"."
    ["seo_title"] => string(37) "urokrodnoghoiazykasmienavriemienghoda"
    ["file_id"] => string(6) "269533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450860983"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства