Просмотр содержимого документа
«« Права ребенка и сказочные герои» »
Внеклассное мероприятие
« Права ребенка и сказочные герои»
Цель: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственным гражданином своей страны.
Задачи:
- побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни;
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения;
- формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши, книга Е.С. Шабельникова «Ваши права», изображения сказочных героев.
Ход мероприятия.
Организационный момент (листики по цвету, усадить по партам, поздороваться с гостями)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране права. Сегодня у нас на занятии будут царить любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе мы сегодня попробуем сами определить свои права и обязанности.
Давным–давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
- Что могут люди делать и чего не могут?
- На что они имеют права и на что не имеют?
И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. Это у взрослых.
- А у вас есть какие-либо права? Ответы учащихся
- А кто знает, что такое право? Ответы …..
Да, право – это правила, по которым живут люди и эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
- А кто знает, где записаны ваши права? Ответы … в Конвенции и ДПР
Да, они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных наций/ООН/ в 1956 году, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
А что такое Конвенция?
Молодцы!
Идем дальше. А поможет познакомиться с некоторыми правилами нам народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены глупцы и хитрецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
- В какой сказке и кто нарушил право на свободу и свободный труд за вознаграждении, держал кукол в рабстве? / « Приключения Буратино» Карабас Барабас
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга /
А теперь вам предстоит нелегкая работа. Мы остановимся в гостях у героев сказки
Работа групп по карточке «Загадки по правам из сказок»
Сверить ответы. Презентация
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
В каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?
В каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища?
В какой сказке эксплуатируют героиню?
В каких сказках ещё эксплуатируют героинь?
В какой сказке обижают , неволят, применяют физическое наказание?
В какой сказке похищают ребёнка?
Молодцы!
Физкультминутка.
И мы продолжаем дальше путешествие по сказочной стране.
В адрес нашей Ассамблеи пришло много писем с фотографиями от сказочных героев с просьбой ответить на их вопросы. Вот сейчас вы группами и попытаетесь помочь сказочным героям. Каждая группа по жребию получит конверт с вопросами и в течение 3 минут попробует дать на них ответ. Выступают по одному представителю от группы. Все остальные могут помогать.
1 конверт Сказка Г-Х Андерсена «Гадкий утенок».
Кто из обитателей птичьего двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
Все ли герои сказки относились друг к другу по - братски?
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка и справедливо ли это?
2 конверт Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Права ли была мама – коза, оставив козлят без присмотра?
Послушны ли семеро козлят, всегда ли они делают то, что говорит им мама?
Как волку удалось проникнуть в дом?
3 конверт. Г-Х Андерсен «Снежная королева».
Какие права Кая нарушила Снежная королева?
Какие права Герды нарушила старуха – волшебница, владелица волшебного сада?
Какие права Герды нарушили разбойники?
Б) По сказкам
Сказка Ш. Перро « Золушка».
1.Какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?
2.Кто восстановил права Золушки и как?
У меня для вас новое задание, отгадайте названия сказок, где произошло нарушение прав. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилья?
- В каких сказках нарушено право на досуг и отдых?
- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жизни?
1.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
3.Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
4.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
5.Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
6.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
7.Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
8.Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
9.Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
10.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
11.Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Спасибо, ребята! Вы можете продолжить путешествие по стране права, если возьмете с собой памятку « Права, которые у меня есть».
У меня есть право:
- право на имя, отчество, фамилию;
- право на заботу и воспитание;
- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- право на общение с родственниками;
- право на общении с обоими родителями;
- право выражать свое мнение;
- право на защиту и воспитание;
- право на защиту своих прав и интересов;
- право на личное имущество, на получение содержания от родителей.
Эту памятку заберете с собой. А я предлагаю вам поиграть в игру
« Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-либо правиле, а вы находите глазками нужный знак и отвечаете, разрешается или запрещается.
Вот в углу стоит мальчишка.
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго ….
С мамой дети должны жить
Ей цветы всегда дарить –
Это…..
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это ….
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться
Это….
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок.
Ноги подгибаются,
В детстве тяжкая работа…..
В мире вместе дружно жить,
С разными детьми дружить.
Это…
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…..
Рефлексия:
Урок для меня был интересен: да или нет? Вложить листья в нужный конверт.
Спасибо! Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека, не допускали нарушений своих прав, но и не забывали о своих обязанностях школьника. До свидания!