Сегодня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной методики, лежит мотивация студентов к получению знаний, умений и навыков.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и достижения современной педагогики.
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога: он равноправный собеседник, консультант и помощник студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общаясь, люди создают друг друга. »
Communicating, people create each other. Author: Kuchina Elena Pavlovna, the teacher of the Humanities, the first qualification category; Educational institution: Asino College of industry and service. Abstract: Today, in my opinion, as many years ago, at the heart of any, even the most magnificent of the methodology, is the motivation of students to acquire knowledge, skills and abilities. The leading method of teaching using communicative technologies for communication, learning in dialogue. Communicative learning is defined as "a functional-semantic approach" or "functional approach" to the development of new knowledge and skills. Thus, an important objective is to encourage students to cognition. Here to the fore the personality of the teacher and his ability with the most effective use of a particular educational technology. But before you can use existing or invent new technologies, it is necessary to know the basics of developmental psychology and the achievements of modern pedagogy. The dominant communicative education in a broad sense, changes the position of the teacher: he's an equal partner, consultant and assistant to the student, and his work in this case goes beyond the pure teaching of the craft.
Develop communication skills and communicative competence means to develop skills of active listening and speaking, public speaking skills, retelling, story, ability to engage in a discussion, to defend his point of view, draw conclusions and summarize information.
Общаясь, люди создают друг друга.
Автор: Кучина Елена Павловна, преподаватель гуманитарных дисциплин, первой квалификационной категории;
Образовательное учреждение: Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса.
Аннотация:
Сегодня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной методики, лежит мотивация студентов к получению знаний, умений и навыков.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и достижения современной педагогики.
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога: он равноправный собеседник, консультант и помощник студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают устную форму (дискуссии, доклады, презентации). Письменные формы коммуникации (чтение, понимание и написание разного рода текстов) . Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
Каждый педагог должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный студент на моих уроках?»
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у студентов способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения. Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у студентов умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность студента):
· студент спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
новая речевая задача,
новый собеседник,
новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
осознание необходимости общения,
потребность использования речи,
формирование представлений о речевом поведении.
Исследования педагогов-психологов доказывают:
наиболее значимыми для подростка являются коллективная деятельность и мнение сверстников;
от учения как функции запоминания необходим переход к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоение и анализировать;
необходим переход от ориентации на усреднённого студента к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
Согласно последним исследованиям учёных в области педагогики, процент усвоения материала зависит от методики проведения занятия.
На занятиях по основам философии мною используются элементы технологии коллективного способа обучения. Авторами этой технологии являются А.Т. Ривин - педагог-новатор (1877-1944) .
Важнейшие характеристики данной технологии обучения:
Цели:
достижение высокого уровня усвоения содержания образования;
развитие коммуникативных качеств личности.
Принципы:
разноуровневость участников педагогического процесса в группах;
учет индивидуальных способностей студентов;
сотрудничество и взаимопомощь между студентами;
ориентация на конечные результаты;
непрерывность передачи знаний друг другу.
Организация групповой работы:
Группа делится на микрогруппы (не более б человек) на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный», «средний», «слабый»). «Слабому» студенту в группе оказывают помощь не только студеты из группы, но и педагог.
Каждая группа получает определённое задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определённое время под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя.
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы.
Состав группы непостоянный и может меняться с учётом заданий и микроклимата в группе.
Методические приёмы:
Подготовка к групповой работе:
а) постановка проблемной ситуации на занятии, объявление темы;
6) инструктаж о проведении работы;
в) раздача заданий и материалов по группам.
Работа в микрогруппах:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение заданий;
г) обсуждение выполненных заданий и соотношение с общим заданием для группы;
д) подведение итогов работы группы.
Заключительная часть:
а) сообщение о результатах работы группы;
б) общий вывод по результатам работы на занятии;
в) подведение итогов, оценивание.
Средства обучения.
При использовании методики КСО важнейшими средствами обучения являются документы, учебники, методические и наглядные материалы.
Результаты работы:
повышение активности студентов;
развитие коммуникативных качеств личности;
улучшение у студентов ранее приобретенных знаний и умений.
в работе по данной методике преподаватель - помощник, контролёр, регулятор споров, если таковые возникают.
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Об эффективности применения технологии коллективного способа обучения на занятиях можно судить по возрастающим показателям качества знаний и успеваемости студентов в тех группах, в которых внедряются элементы коммуникативной технологии – показатели выше в среднем на 10-12%.
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательного интереса студентов к знаниям, получаемой ими профессии, формированию устойчивых основ, к их совершенствованию и реализации. Для решения этой проблемы на занятиях инженерно-педагогические работники техникума используют активные методы обучения и элементы современных педагогических технологий. Эти технологии и методы применяются для изучения наиболее значимых для конкретной специальности тем и помогают в профессиональной деятельности студентам.
Список литературы:
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1988.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство МПСИ, 2002.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-т, 1977. – 304 с.
Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 1989. – 144 с.
Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.