Тема урока: «Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта»
Цели и задачи урока:
-учить понимать,что общечеловеческие ценности одинаково важны для всех людей,живущих на Земле,что они объединяют человечество;
-уметь называть памятники культуры разных стран и родного края;
-называть общечеловеческие ценности;
-научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека.
-организовывать учебное взаимодействие в группе;
-выполнять универсальные логические действия:анализ,синтез;
-выбирать основания для сравнения,классификации объектов;
-уважительно относиться к позиции другого,пытаться договориться;
-испытывать положительное отношение к процессу учения,к приобретению знаний и умений.
Оборудование:
- Для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с высказываниями.
- Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы:А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, маркеры.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Орг. момент.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.
- Постановка проблемы.
Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.
Слайд 2-3 (Сказки написаны разными народами и в разных странах)
-Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?
-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?
-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?
Работа в парах.
(Карточки на столах у учащихся - ассоциации к словам добро и зло)
(любовь, радость детей, смерть, война, вражда, друг, убийство, ненависть, обман, мир, счастье и т.д.)
- Расположить в две колонки. Объясните свой выбор.
-А кто из героев всегда побеждает в сказках?
- Что можете сказать обо всех сказках? Что их объединяет?
Слайд 4
(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)
-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?
Слайд 5 (Почему сказки,написанные на разных языках и в разных странах,имеют много общего,почему они понятны людям разных культур?
3. Работа в группах.
- Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите понятия, с которыми мы хорошо знакомы, без которых мы не можем решить поставленную проблему.
В Е С О С Т Ь - СОВЕСТЬ
Р А М О Л Ь - МОРАЛЬ
Учитель: Раскройте каждое понятие.
(Ученики пользуются словарём в конце учебника)
3.Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло?
-Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество?
-Мы знаем, что мораль существует в любом обществе.
-А для чего в обществе существует мораль?
- А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом?
(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники, болельщики) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.
-Человечество является общественной группой?
-У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль?
-Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.
(На экране проявляется высказывание
Слайд 8
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.»
-Проверим наши предположения по учебнику стр.106.
-Что общего у всего человечества,что является ценностью для всего человечества?
-Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки.
- Какой можем сделать вывод?
( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».)
ФИЗМИНУТКА
4.Поиск решения проблемы(открытие нового знания).
А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.
-А какие ещё общечеловеческие ценности вы можете назвать ?
- А как вы понимаете выражение « памятники культуры?»( значение слов памятник,культура)
-А вам хотелось бы отправиться по миру?
-В каких странах хотели бы побывать, что увидеть?
-Рассмотрите памятники архитектуры. ( что такое архитектура?)
Слайды 9-17
-Чем они отличаются?
-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии?
(собщения детей о некоторых арх.памятниках)
-Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока?
-Что объединяет все памятники культуры?
-Значит, представление людей о красоте сходно?
(на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».)
Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования.
Прослушивание музыкального произведения
И. Дунаевского “Чтобы тело и душа были молоды”
- К чему призывает эта музыка? (Ответы учащихся).
- А вы любите заниматься спортом? Кто из ребят нашего класса посещает спортивные секции?
-Какие спортивные международные соревнования знаете?
-Какие страны в них участвуют?
Слайды 18-21
(первые олимпийские игры прошли в Древней Греции 776 году до н.э.,олимпийские символы)
-Что является является символом Олимпийских игр ?
-Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях?
-Какова цель Олимпийского движения?
-Проверим наши предположения по учебнику и попробуем объяснить, что ещё является ценностью для всего человечества…стр.108
(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)
6. Выражение решения проблемы.
- Мы сегодня отвечали на многие вопросы, я хочу обратить ваше внимание на вопрос, который записан на доске.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПОНЯТИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ?
- Это главный вопрос нашего урока.
- Сможете ответить на этот вопрос? (проверяем)
8. Работа с рабочей тетрадью.
Страница72 №1.
-Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.
9. Подведение итогов.
У вас на партах карточки. Продолжите фразу:
Общечеловеческие ценности – это __________________
Слайд 23 ( проверяем)
10. Рефлексия деятельности.
Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Что показалось вам наиболее интересным?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
11. Домашнее задание.
- Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание.
-Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.
Слайд 24
(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-Баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.
-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.
-Они добрые…
-Они злые.
-Добрые герои.
(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране.
Совестью называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла.
Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. В них говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими.
3.
-С помощью совести человек может отделять добро от зла.
-Мораль.
Для того чтобы оценить свои поступки, у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения.
-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.
(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д.
-Да.
-Наверно, могут.
(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо.
(дети находят материал и читают).
-Моральные ценности.(Отношение ко всему,что объединяет общечеловеческие ценности,представления о том,что хорошо,полезно,красиво.)
Общие представления о добре и зле.
Памятник – всё то, что сделано для облегчения памяти, для того,чтобы помнить или поминать дело,не забыть чего.
Культура-совокупность созданных обществом духовных и материальных ценностей.
Памятники культуры это объекты культурного наследия.Сооружения зодчества или ваяния в честь и память события,лица,остатки прошлого,устроенное,созданное кем-либо или напоминающее его.
-Да
-Архитектура-особый вид искусства,творениями которого люди не только любуются,в них происходит вся человеческая жизнь.
-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга.
-Здания такие разные, а увидеть хочется всё!
-Красивы, памятники культуры.
-Каждый красив по-своему.
-Да.
-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы.
Белый флаг с 5 олимпийскими кольцами-единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира.
-Дружить с различными народами, побеждает сильнейший.
-(дети работают с учебником).
-Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.
-Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.
6.
- Да.
Карточка –продолжи фразу…
8.
(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).
9.
- спорт, дружба, справедливость, памятники истории, достижения культуры