Просмотр содержимого документа
«"Общаясь, люди создают друг друга" (Классный час общения)»
Общаясь,
люди создают друг друга
(Классный час общения)
О.П. Сухарева,
заведующая библиотекой
МБОУ г. Иркутска СОШ №50
Иркутск 2019
.
Д.С. Лихачев.
Наш язык – это важнейшая часть
Нашего общего поведения в жизни Д.С.Лихачев.
Речевое пространство школы – основа развития культуры мышления, культуры деятельности, культуры здоровья. Язык программирует поведение – как говорим, так и живем.
Цель мероприятия: задуматься подросткам о том, как речь человека характеризует его личность, а также обсудить многие вопросы, волнующие их.
Речь учителя и любого взрослого в школе имеет большое значение для создания культурного поля школы.
Как известно, отношение к родному языку воспитывается с детских лет и в повседневное общение со взрослыми формирует культуру речи детей.
Нас не могут не тревожить факты повсеместного употребления ненормативной лексики, языковая неряшливость, бедность языка подростков.
Для обсуждения предлагались следующие вопросы: почему среди подростков довольно часто встречаются грубость в языке, в манерах, неряшливый вид. Отче- го это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что, по их мнению, стоит за речью на самом деле? Что можно узнать о человеке, слушая его речь? Русский ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что «самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
«Язык в еще большей мере, чем одежда человека, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем определить степень интеллигентности человека, его психологической уравновешенности и его возможной «закомплексованности».
Бравирование грубостью в языке, как и бронирование в манерах, неряшеством в одежде, - распространённое явление, и оно, в основном, свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения… по настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет высказываться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Обсуждение вопросов.
Обучающихся рассаживаются группами 3-4 человека с учётом их доброй воли. Каждой группе вручаются листочки с описанием всех ситуаций, одну ситуацию группа разбирает подробно, в обсуждении остальных может только участвовать. Выполняя задания, группа дает моральную оценку каждому варианту выхода из создавшейся ситуации и аргументирует свой выбор.
Вопросы:
- Что такое давление среды?
- Каким образом мнение других влияет на Вас и на принимаемые Вами важные решения (например, с кем дружить, разобрать несколько ситуации)
Ситуация 1. Виталию всегда не хватало смелости и независимости. Он мечтал о карьере военного и стремился развить в себе волевые качества. И вот в новом учебном году в его класс пришел его давний друг Саша, который сразу не понравился Сергею, неформальному лидеру класса. Сергей начал третировать Сашу. Виталий оказался перед мучительным выбором: либо отстраниться от ситуации – пусть сами во всем разбираются, либо встать на защиту Саши (но так можно стать изгоем в собственном классе) А не лучше ли ему обратится за помощью к классному руководителю? Помогите Виталию сделать выбор.
1-й вариант. Ни во что не вмешиваться.
2-й вариант. Сделать вид, что готов помочь другу, а самому тихонько прибегнуть к покровительству классного руководителя.
3-й вариант. Прекрасная возможность, проявить смелость, встать на защиту Саши и прекратить назревающий конфликт.
4 -й вариант. Посоветоваться с авторитетным и знающим взрослым, например, с психологом, и потом встать на защиту Саши, попытаться прекратить конфликт.
5- й вариант. Дети сами могут добавить собственный вариант разрешения конфликта.
Ситуация 2.В классе часто смеются над Алёной. Она плохо одета, невпопад отвечает на уроке, а потом плачет от обиды Света, как и все, потешалась над Алёной. Но вот однажды у нее самой случилась дома беда и Алёна ее выручила. Света очень удивилась, открыв для себя, что Алёна очень добра и готова прийти ей на помощь. Когда в классе очередной раз стали смеяться над Алёной, Света:
1 -й вариант. Поступила как все: стала смеяться.
2 –й вариант. Заступилась за Алёну, стараясь «отплатить добром за добро».
3- й вариант. Отмолчалась, хотя в душе было больно за одноклассницу.
4 - й вариант. Рассказала всем как, Алёна выручила и какая она добрая и незлопамятная.
А как поступишь ты в аналогичной ситуации? Какие черты характера проявишь в том или ином случае?
Мнение детей: (давление среды или влияние, подталкивающее к плохому поведению ради того, чтобы не «уронить себя» среди одноклассников или приятелей).
Обратимся к письму «О хороших и дурных влияниях» (распечатка письма лежит на столе перед каждым учеником).
«Влияние бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний стоит опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям»
Среда – это непросто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать, чтобы войдя в нее человек чувствовать себя комфортно. Среда – это еще и разнообразные общности людей, которые характеризуются особой системой отношении и правил, распространяющихся на всех членов той или иной общности.
Возможно, вы замечали, что разные люди приносят с собой атмосферу. С одними легко и интересно общаться, другие создают «атмосферу подозрительности, какого - то тягостного молчания» Отчего это зависит, по- вашему?
(Обсуждение различных ситуаций из жизни.)
В человеке множество пороков, и каждый из них начинается с маленького зернышка и разрастается до чудовищных размеров, человек должен вырывать пороки: лесть – прямотой, чванство – скромностью, спесивость – простотой.
Не потворствовать инстинктам; беречь чувство собственного достоинства и всегда помнить, что есть вещи ни с чем несравнимые и несопоставимые.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.
Рефлексивное упражнение: «Я считаю, что …»
Перед вами два столбика незаконченных предложений; если вы согласны с высказыванием, поставьте знак плюс, если нет – знак минус.
Я не считаю нужным показывать человеку, как я к нему отношусь.
Отношусь к себе и другим уважительно, с любовью.
Грубость мне совершенно не присуща.
Меня легко разозлить, вывести из себя.
Я легко прощаю обиды.
Порой я проявляю грубость в отношениях с окружающими.
Показываю людям, что ценю и уважаю их.
Если я кому- то хочу досадить, я не отступлю от своего намерения.
Жду от людей благодарности за все, что для них сделал (а)
Когда задевают мое самолюбие, я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу.
Всегда наказываю других, если они этого заслуживают.
Принимаю людей такими, какими они есть.
Думаю о том, как сделать окружающих счастливыми.
Подведение итогов рефлексивного упражнения: положительная направленность проявляется ярче, но есть и негативные аспекты. Для ребят это сигнал к внутренней работе.
Надо всегда помнить, что человек живет среди людей и их мнение – главное мерило величины каждого.
На столе у каждого лежат памятки - закладки. Девять способов, как изменить человека не нанося ему обиды и не вызывая негодования.
Правило 1.Начните с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Правило 2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
Правило3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках
Правило 4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания
Правило 5. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.
Правило 6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.
Правило 7. Создайте человеку доброе имя, чтоб он стал жить в соответствии с ним.
Правило 8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтоб недостаток, который вы хотели в человеке исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь легковыполнимым.
Правило 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
Люди всегда симпатизируют тем, кто обладает умением слушать. Слушать – значить слышать и помнить то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, «настроиться на другого».
Д.С. Лихачев отмечал: «Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура». И дает вам мудрый совет в одном из писем: «В разговоре с другим умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места».
Обратите внимание на высказывания великих мыслителей, философов.
Речь- это показатель ума (Сенека).
Каков человек, такова и речь (Цицерон).
Речь – великая сила: она побуждает, обращает, принуждает (Р. Эмерсон).
Обеднение лексики, порчу языка, утрату языковой компетентности Д.С.Лихачев относил к экологическим бедствиям и призывал к исправлению ситуации. В письме « Об искусстве слова и филологии Д.С.Лихачев заметил, что «каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура».
Учиться хорошей, и спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
Сквернословие оскорбляет слух. «Плюющимися словами» люди вызывают неприятие, беспрерывные шутки остроты утомляют. Нетерпимое и грубое обращение друг к другу, желание перекричать собеседника делают общение навязчивым, травмирующим. Напротив, дружелюбное поведение, спокойная беседа, умение не мешать друг другу позволяют всем вместе чувствовать себя
хорошо, комфортно. Стремление людей быть лучше, жить удобнее и комфортнее приветствовалось во все времена. Хорошие манеры созданы опытом многих поколений. И в так называемых хороших манерах смысл. Это не простое собрание правил, 2 рецептов» поведения, наставлений. Своим поведением, манерой общаться вы проявляете свою суть. Надо запомнить правило – необходимо уважительно относиться к другим. Бережно пользоваться культурным богатством нашего народа – родным языком.
Итак, как вы понимаете слова Д.С.Лихачева: «Люди, общаясь, создают друг друга. Одни люди умеют разбудить в окружающих лучшие их черты Другие этого не умеют и сами становятся неприятны, раздражительны. Обращение к эпиграфу нашего классного часа: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни». Задача, которую мы должны ставить перед собой,- это сохранение русского языка как неотъемлемой части русской культуры. Язык – необходимое условие и главный признак культурной общности, основа национального самосознания.
Разговор о бережном пользовании русского языка мы завершим работой, над содержанием пословиц.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Знай больше, а говори меньше.
Язык мой враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Меньше говорил, да больше бы слушал.
Чему учат эти пословицы?
Ответы детей. (Пословицы учат: не болтать без дела, нести ответственность за свои слова и.т. д).
Задание.
Ребята, понаблюдайте, как говорят окружающие, дайте оценку их речи.
Проанализируйте статьи, заголовки в журналах для обсуждения на следующим часе общения.
Литература:
1.Лихачев Д.С. Заветное. М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.
3. «На словах я понял, что каждый человек – человек…»(http://www.pravmir.ru /article_2243.html).
Информация о приобретении уч-ков.на 2012-2013г. срок до 23.04.2012г.
МБОУСОШ №50
г.Иркутска
СРЕДСТВА предусмотренные бюджетом 2012г.на приобретение учебников,тыс.руб
Из них, на приобретение учебников
1 кл. (тыс. руб)
2 кл.(тыс руб)
другие кл (тыс.руб)
1 кл (чел %)
2 кл (чел %)
Другие кл.(чел%)
118.400 руб
118.400р
-
58 чел(100%)
-
-
Зоин заказ
207.412 руб
-
-
-
-
207.412 руб.
5-11 кл.(27 %) (993экз) на 304 уч-ся
ПЛАН РАБОТЫ
школьной библиотеки
на Декабрь
Составитель:зав. библиотекой
О.П. Сухарева
Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества Школьная библиотека- место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно. Осуществляя свое право культурное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры. Постоянное общение с книгой, всматривание в нее делает работу с детьми в условиях библиотеки более эффективной еще и в том смысле, что сама атмосфера обилия книг настраивает на творчество поиск на вдохновение. Современная школьная библиотека призвана реализовать образовательные цели и задачи библиотеки путем:
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации»
удовлетворения познавательной активности школьников и проведение различных мероприятий.
Обеспечение помощи во внешкольной деятельности и выполнении домашней работы. Помощь в решении проблем.
Расширение кругозора и приобщение к книге.
Развитие и поощрения привычки к чтению, потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
Контрольные показатели:
Читатели-550
Книговыдача –7050
Посещаемость -6050
Массовые мероприятия
Месяц
Мероприятия
Класс
Ответственные
Сентябрь-Май
«Тетрадь читательских откровений»
5011
Сухарева.О,П,
Сентябрь-
Май
« Школа творческого роста»(по страницам периодических изданий)
учителя
Сухарева О.П.
Декабрь
6
Сухарева О.П.
6 класс
Декабрь
«Кто щедро дарит знания и свет» (встреча с учителями ветеранами труда)
5-6
Сухарева.О.П.
Классные руководители
Декабрь
Сияние России ( Иркутская книга собирает друзей встреча с писателями )
1 -11
Сухарева О.П.
Учителя литературы Библиотека №37
Декабрь
КЗД к юбилею С.Т. Аксакова А. И.Приставкина, ЕЛ. Шварца
1-2
Сухарева.О.П.
Наглядная пропаганда
Новые поступления
Вывставка
Абонемент
Сентябрь - май
Сияние России
Выставка
Абонемент
октябрь
Здесь родины моей начало.(краеведение)
Выставка -фото работ
Абонемент
октябрь
Законы будем изучать свои права мы будем знать
Тематическая полка.
Абонемент
октябрь
Возрождение России через возрождение семьи
Цикл тем.полок
Абонемент
Сентябр-май
КЗД
Оформить выставки, тем. полки к КЗД.
«России сердце не забудет». вечера -портреты, литературно-музыкальные композиции в честь писателей юбиляров.
«За датами - имена, за именами – история» обзоры литературы по творчеству писателей юбиляров, беседы, составление рекомендательных списков, литературные викторины по произведениям писателей.
«Книги – юбиляры»
Методическая работа
Повышение квалификации
Посещение городских семинаров в течение года
Составление сценариев, библиотечных уроков
Справочно–информационное обслуживание
Выполнение справок, консультаций - 50
Подбор литературы – 50
Ведение учета выполнения справок
Редактирование картотек и каталогов в течение года
Комплектование школьной библиотеки
Доставка и оформление учебной и методической литературы в книгах индивидуального и суммарного учета