kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственное воспитание на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание на уроках английского языка»

Нравственное воспитание на уроках английского языка

Воронович ЕВ

Прежде чем я перейду непосредственно к основе выступления, необходимо обратиться к понятию нравственности в разных источниках

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля.

Азбука веры трактует термин следующим образом:

Нравственность– набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.
Нравственность в Православном Предании – не отвлеченное понятие это – подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество. А поскольку подвижничество – это переход и путь человека от нечистоты ума к его очищению, и соответвенно,это переход к просвещению. митрополит Иерофей (Влахос).


Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности на сегодняшний день. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности, соответственно, и работа на уроке строится исходя из этих принципов.

Можно только положительно рассматривать воспитание нравственности на уроках иностранного языка. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с нравственными качествами личности. При обсуждении тем в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как:

- проблемы толерантности,

-проблемы современной семьи,

-проблемы образования,

-проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом,

-проблемы благотворительности,

-проблемы национальной культуры.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки.

К примеру, при изучении цикла о традициях и обычаях Великобритании мы изучаем не только культурные традиции и обычаи, но способы общения носителей языка. В старших классах в этот цикл можно организовать просмотр фильма на языке о традициях и обычаях страны изучаемого языка, просмотреть новый лексический материал.На последующих уроках берутся наиболее известные традиции и обычаи страны. А далее можно рассмотреть традиции и обычаи своей страны в сравнении с английскими, выделить особенности, факты которые нравятся или не нравятся учащимся. Затем сделать сравнение традиций и своей страны, страны изучаемого языка и своей малой родины. Следующим шагом для учащихся становится написание письма или своему другу о традициях и обычаях своей малой родины. Такие задания не только повышают интерес к изучаемому предмету, но и позволяют учащимся на практике использовать язык.

В настоящий момент в своей работе использую учебно-методический комплекс “Spotlight” (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс) и это даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствует раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Надо помнить, что переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся с увлечением рассказывают о своей семье, ее традициях, изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Изучая тему «Досуг» в 7 классе, учащиеся знакомятся с различными видами времяпрепровождения. Работая в группах, они рассказывают, как проводят свое свободное время жители Великобритании, России и члены своей семьи. И оказывается в ходе такой работы, что многие семьи занимаются благотворительностью, оказывают посильную помощь тем, кто в ней нуждается

В старшем возрасте такие коллективные дела, как тематические мероприятия ,или традиционные для гимназии День Европейских языков или Неделя иностранных языков вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду. Старшеклассникам предлагаются самостоятельные, творческие задания, в том числе и изучение поэзии и песен на англ языке. В рамках этих мероприятий в гимназии проходит много конкурсов, где учащиеся представляют свои работы или имеют возможность выступить самостоятельно. Очень популярен конкурс чтецов (стихи дети представляют на англ языке),исследовательские и проектные работы по темам Знаменитая личность, Популярные рецерты, Малоизвестные достопримечательности Европы и Великобритании ,Открытка –приветствие из Великобритании другой англоговорящей страны.


Говоря о проектном исследовании, я сейчас имею в виду не только использование метода проектов ,используемый почти в конце каждого цикла .который тоже дает свой результат: (учащиеся стали более раскрепощенные в своих выступлениях, стали вести дискуссии, освоили приемы публичного выступления),но и участие учащихся в научно-практических конференциях с работами на англ яыке, где я как учитель, выступаю в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Все участники проектов работают с интересом, творчески. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу.

А использование поэзии на уроках английского языка способствует знакомству с лучшими видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции учащихся. Воспитательный потенциал поэзии и художественной литературы позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовным явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. В настоящее время в нашей школе проходит конкурс ,посвященный 80-летию со Дня рождения Октябрины Вороновой, где учащимся предложено перевести на англ язык любое из ее произведений.

Наверное, невозможно добиться повышения духовно-нравственного уровня у учащихся без опоры на духовно-нравственные традиции народа. Пословицы и поговорки являются отражением народной мудрости, основываются на практическом жизненном опыте. Изучая структуру и содержание английских пословиц, подбирая их русские эквиваленты, ученики получают новые знания о жизни: о труде людей, о ценностях народа, о порицании различных человеческих пороках.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на уроках иностранного языка, происходит не только повышение мотивации изучения английского языка, но и успешное погружение учащихся в социокультурный мир страны изучаемого языка. Воспитательный потенциал этих приемов и методов обучения позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. В процессе изучения английского дети не только усваивают материал, но и учатся передавать информацию так, как того требует этикет. Иностранный язык, как предмет школьной программы может быть действенным фактором в воспитания нравственности у детей .



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственное воспитание на уроках английского языка

Автор: Воронович Елена Владимировна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnyi_aspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_usloviiakh_realizatsii_trebovani"
    ["file_id"] => string(6) "642431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702655573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий"
    ["seo_title"] => string(167) "dukhovnonravstviennoievospitaniielichnostiuchashchieghosia5klassanaurokakhanghliiskoghoiazykasispolzovaniiemsovriemiennykhinformatsionnokommunikatsionnykhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "273272"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452177429"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок английского языка в 3 классе по УМК «English 2-11» В. П. Кузовлев "Christmas is coming.Правила чтения буквы U" "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-anghliiskogho-iazyka-v-3-klassie-po-umk-english-2-11-v-p-kuzovliev-christmas-is-coming-pravila-chtieniia-bukvy-u"
    ["file_id"] => string(6) "104083"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402665836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Использование игровых технологий на уроках английского языка ""
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249692"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446963482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства