Нравственное воспитание на уроках английского языка
Нравственное воспитание на уроках английского языка
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание на уроках английского языка»
Нравственное воспитание на уроках английского языка
Воронович ЕВ
Прежде чем я перейду непосредственно к основе выступления, необходимо обратиться к понятию нравственности в разных источниках
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля.
Азбука веры трактует термин следующим образом:
Нравственность– набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность в Православном Предании – не отвлеченное понятие это – подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество. А поскольку подвижничество – это переход и путь человека от нечистоты ума к его очищению, и соответвенно,это переход к просвещению. митрополит Иерофей (Влахос).
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности на сегодняшний день. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности, соответственно, и работа на уроке строится исходя из этих принципов.
Можно только положительно рассматривать воспитание нравственности на уроках иностранного языка. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.
Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с нравственными качествами личности. При обсуждении тем в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как:
- проблемы толерантности,
-проблемы современной семьи,
-проблемы образования,
-проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом,
-проблемы благотворительности,
-проблемы национальной культуры.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки.
К примеру, при изучении цикла о традициях и обычаях Великобритании мы изучаем не только культурные традиции и обычаи, но способы общения носителей языка. В старших классах в этот цикл можно организовать просмотр фильма на языке о традициях и обычаях страны изучаемого языка, просмотреть новый лексический материал.На последующих уроках берутся наиболее известные традиции и обычаи страны. А далее можно рассмотреть традиции и обычаи своей страны в сравнении с английскими, выделить особенности, факты которые нравятся или не нравятся учащимся. Затем сделать сравнение традиций и своей страны, страны изучаемого языка и своей малой родины. Следующим шагом для учащихся становится написание письма или своему другу о традициях и обычаях своей малой родины. Такие задания не только повышают интерес к изучаемому предмету, но и позволяют учащимся на практике использовать язык.
В настоящий момент в своей работе использую учебно-методический комплекс “Spotlight” (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс) и это даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствует раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Надо помнить, что переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся с увлечением рассказывают о своей семье, ее традициях, изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Изучая тему «Досуг» в 7 классе, учащиеся знакомятся с различными видами времяпрепровождения. Работая в группах, они рассказывают, как проводят свое свободное время жители Великобритании, России и члены своей семьи. И оказывается в ходе такой работы, что многие семьи занимаются благотворительностью, оказывают посильную помощь тем, кто в ней нуждается
В старшем возрасте такие коллективные дела, как тематические мероприятия ,или традиционные для гимназии День Европейских языков или Неделя иностранных языков вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду. Старшеклассникам предлагаются самостоятельные, творческие задания, в том числе и изучение поэзии и песен на англ языке. В рамках этих мероприятий в гимназии проходит много конкурсов, где учащиеся представляют свои работы или имеют возможность выступить самостоятельно. Очень популярен конкурс чтецов (стихи дети представляют на англ языке),исследовательские и проектные работы по темам Знаменитая личность, Популярные рецерты, Малоизвестные достопримечательности Европы и Великобритании ,Открытка –приветствие из Великобритании другой англоговорящей страны.
Говоря о проектном исследовании, я сейчас имею в виду не только использование метода проектов ,используемый почти в конце каждого цикла .который тоже дает свой результат: (учащиеся стали более раскрепощенные в своих выступлениях, стали вести дискуссии, освоили приемы публичного выступления),но и участие учащихся в научно-практических конференциях с работами на англ яыке, где я как учитель, выступаю в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
Все участники проектов работают с интересом, творчески. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу.
А использование поэзии на уроках английского языка способствует знакомству с лучшими видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции учащихся. Воспитательный потенциал поэзии и художественной литературы позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовным явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. В настоящее время в нашей школе проходит конкурс ,посвященный 80-летию со Дня рождения Октябрины Вороновой, где учащимся предложено перевести на англ язык любое из ее произведений.
Наверное, невозможно добиться повышения духовно-нравственного уровня у учащихся без опоры на духовно-нравственные традиции народа. Пословицы и поговорки являются отражением народной мудрости, основываются на практическом жизненном опыте. Изучая структуру и содержание английских пословиц, подбирая их русские эквиваленты, ученики получают новые знания о жизни: о труде людей, о ценностях народа, о порицании различных человеческих пороках.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на уроках иностранного языка, происходит не только повышение мотивации изучения английского языка, но и успешное погружение учащихся в социокультурный мир страны изучаемого языка. Воспитательный потенциал этих приемов и методов обучения позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. В процессе изучения английского дети не только усваивают материал, но и учатся передавать информацию так, как того требует этикет. Иностранный язык, как предмет школьной программы может быть действенным фактором в воспитания нравственности у детей .