kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация - одна из составляющих повышения качества образования и функциональной грамотности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные технологии развиваются, реформы в школе идут своим чередом, однако проблемы и сложности в их реализации сохраняются. Одна из составляющих повышения качества образования и функциональной грамотности учащихся является мотивация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация - одна из составляющих повышения качества образования и функциональной грамотности учащихся.»

Мотивация одна из составляющих повышения качества образования и функциональной грамотности учащихся.

Образовательные технологии развиваются, реформы в школе идут своим чередом, однако проблемы и сложности в их реализации сохраняются. И одна из составляющих повышения качества образования и функциональной грамотности учащихся является мотивация

Как результат учебного процесса, девяти или одиннадцати лет обучения, нам бы хотелось видеть детей, которые:

  1. Любят процесс познания, получают удовольствие от решения трудных задач, имеют развитую мотивацию учить себя (А. Г. Асмолов);

  2. Настойчивы и не сгибаются перед учебными и жизненными неудачами;

  3. Хотят и готовы эффективно работать и изменять себя и мир к лучшему, наше общество, нашу страну.

«Основная проблема наших школ состоит в том, что дети демотивированы»

Демотивацией заражаются все больше школьников, которые не желают учиться, скучают, предпочитают списывание честным усилиям, негативно относятся к учебе, учителям и школе. Демотивированный ребенок верит в то, что успех в жизни не связан со школьным успехом. Демотивация приводит к тому, что дети не показывают результаты, которые они в силу своих способностей могли бы показать (на ЕГЭ, олимпиадах, рейтингах).

Основные демотиваторы

Демотивациясвязана прежде всего с...

1. Системой оценивания, точнее — субъективными, неопределенными, малодифференцированными и публично выставляемыми оценками, которые выставляются детям в том числе «для их мотивирования». Изначально неясно, что схватывает отметка, к которой учителя и родители призывают ребенка стремиться — компетентность, усилия, то и другое, тогда в какой пропорции? Оценка (отметка) «5» может значить — решил лучше всех, решил правильно, очень старался, был лучше, чем на той неделе, заслужил, учел все, что сказал учитель, не отклонялся от заданного курса. Какую информацию она транслирует, не ясно ни ребенку, ни родителю. Отсутствие понимания того, как оценивается самое важное — результат деятельности, рождает ощущение несправедливости, после которого учиться дальше хочется явно меньше.

Для тех, кто полагает, что это странное (и даже неуместное) стремление к справедливости — возрастно-специфичный феномен, рекомендую вспомнить ситуации, когда вам несправедливо назначали зарплату, снижали или вдруг повышали, неясно почему и зачем. И еще один парадокс: поддержка учебного процесса с помощью выставления отметок противоречит тому факту, что оценки стали совершенно незначимыми для поступления в вуз (ныне их принято просто игнорировать) и недостаточными даже для получения школьного аттестата.

2. Распространенными мифами о наградах. Повышение зарплат учителей не приводит автоматически к повышению качества учебного процесса, также как и айфон школьника не повышает его желание изучать математику и решать трудные задачи. Эти факты уже хорошо известны и доказаны в психологии. К сожалению, все не так просто и механистично.

3. Внешним контролем. Мы, очевидно, считаем, что дети сами учиться не хотят и не будут. Поэтому на всех этапах обучения акцентируется регламентация и контроль — разного рода отчетность учителей и детей в виде ВПР, ГИА, ЕГЭ, а не процесс учения.

Мы игнорируем тот факт, что все эти процедуры вызывают стресс, снижают интерес, любознательность, креативность, свободное мышление и настраивают школьников на результат, который нужно показать любой ценой, средства неважны.

4. ЕГЭ. Мотивация упала за счет введения единого государственного экзамена с его тремя главными предметами, когда остальные могут рассматриваться как не стоящие внимания и труда. Решение не учитывать школьные оценки весьма оригинальное, и кстати, отсутствующее в странах, с которых в России брали пример при введении ЕГЭ.

5. Тем, что поощряется косвенно и явно: списывание и вранье на уроках, контрольных, в домашних заданиях; поощряется иметь репетитора, можно купить сочинение, преподавателя для подготовки к определенной олимпиаде. Конечно, это совсем не простая проблема, но бессмысленно не обращать на нее внимание и делать вид, что к проблеме школьной демотивации она не имеет никакого отношения.

«Мотивационный процесс имеет три составные части: Интерес + Настойчивость + Вера в свой потенциал»



Мониторинг по определению уровня мотивации показал следующие результаты

Проблемы, которые она выявила:

Если раньше мотивация учащихся падала к 6 – 7 классу, то теперь мы видим, что демотивированные ученики уже в первом классе. На вопросы

- А зачем вам нужна школа, зачем вы ходите в школу?

Одни дети отвечали – учиться, узнавать новое, а другие – а дома скучно, здесь друзья, с ними интересно. А это внещний мотив, мотив который направлен не на учёбу.

Как мы решаем эту проблему?

  1. Через создание благоприятного комфортного климата между руководством, учителями и детьми. Это совместные полезные дела, походы, спортивные мероприятия, поездки. Всё то, что сплачивает коллективы.

  2. Через работу с родителями, на родительских собраниях. Только замотивированные родители, родители, которые понимают важность образования могут замотивировать своих детей.

  3. Через работу с учащимися. Через классные ученические собрания, где классные руководители и учителя – предметники, объясняют важность и нужность обрпазования.

  4. И конечно работа с педагогами

Интерес к предмету или предметам напрямую зависит от учителя. А сам учитель замотивирован на педагогическую деятельность , на работу учителем?

Тест для учителей.

18 вопросов, 6 шкал.

- Профессиональная потребность.

- Функциональный интерес

- Развивающаяся любознательность

- Показная заинтересованность

- Эпизодическое любопытство

- Равнодущное отношение

Ученики старших классов учатся лучше, чтобы больше знать и уметь, получить хорошую оценку. Не могут учиться лучше, когда есть более интересные дела, не способны заставить себя работать.

Предложена ситуация для определения мотива плохого поведения: «Ученица сидит на уроке и плачет». Обсуждение.

Мотив можно определить лишь через дополнительную информацию:

Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».

Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть».

Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».

Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избежание неудачи».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рябикова Ирина Николаевна

Дата: 25.04.2022

Номер свидетельства: 605682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
    ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "118934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Эссе  Учись у времени, в котором живешь"
    ["seo_title"] => string(42) "essie-uchis-u-vriemieni-v-kotorom-zhiviesh"
    ["file_id"] => string(6) "300599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства