Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов"
Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов"
Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Один из самых важных и сложных вопросов математики это «Развитие функциональной грамотности учащихся. На самом деле - это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов"»
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
III Региональный конкурс
по представлению успешных педагогических и управленческих практик по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы
Новобурасского района Саратовской области".
Направление:
Методические разработки уроков, внеурочных занятий, иных мероприятий, в которых интегрирован блок педагогических подходов/практических заданий по формированию и оценке функциональной грамотности.
на заседании РМО учителей математики Новобурасского района на тему
«Формирование функциональной грамотности учащихся
на уроках математики в 5-6 классах
через практико - ориентированные задания»
Форма проведения: практическое занятие для учителей и учащихся 5-6 класса
Цель мастер - класса : познакомить учителей с собственным педагогическим опытом применения практико - ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности учащихся
Задачи мастер- класса :
способствовать повышению мастерства учителя по применению практико - ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности учащихся
раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
показать практическую значимость использования данных приёмов работы, целесообразность их использования на уроках.
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Актуальность: соответствует современной государственной образовательной политике
Оборудование: задания для проведения практической части, проектор, приложения, раздаточный материал.
Ход мастер-класса
I. Основной этап.
Зачем нужна функциональная грамотность?
В моей жизни была ситуация, похожая на бессмысленные старания кота Васьки. ( Басня К. Анкудинова «Ученый кот»
И тогда я задумалась о том, зачем и чему мы учим детей? На своих уроках я старалась разбирать решения практических задач, затем посетила курсы по функциональной грамотности, и сейчас, на уроках, по максимуму разбираем с учащимися задачи, имеющие практическую направленность.
Сегодня я хочу поделиться с вами теми наработками, которые имею на сегодняшний день.
Самый банальный вопрос, который мы задаем себе — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям.
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.
Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников.
Термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
Современный цифровой мир с одной стороны облегчил жизнь человека, а с другой стороны, наоборот, усложнил. Перед человеком открывается многообразие цифрового мира. Сейчас огромная свобода выбора, и сделать правильный выбор часто означает сэкономить деньги или их не потерять, для этого надо иметь как минимум читательскую грамотность.
К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие.
Сейчас много обсуждаются исследования PISA, там много задач практического содержания, а также такие задачи включены в экзаменационный материал ОГЭ и ЕГЭ.
И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Все задачи по развитию функциональной грамотности
можно разбить на разделы:
Прикидки и оценки
Чтение текста
Логическая грамотность
Незнакомый контекст
Работа с графическими представлениями информации
Экономика
Прикидки и оценки
Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задачах развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа.
Задачи на прикидки и оценки встречаются и в ЕГЭ, и в ОГЭ, и в ВПР. Они включены в эти экзаменационные работы по причине того, что умение примерно оценивать значения величин необходимо человеку в повседневной жизни. Умение прикидывать часто не менее важно, чем умение получать точный ответ. Оно позволяет находить ошибки, принимать решения о покупке/не покупке, определять достоверность данных.
Задача 1.
Показания счётчика электроэнергии 1 января составляли
2768 киловатт-часов, а 1 февраля — 2864 киловатт-часов.
По текущему тарифу стоимость 1 киловатт-часа электроэнергии составляет 3 рубля.
Сколько нужно заплатить за электроэнергию за январь?
Задача 2.Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Величины
Значения
Рост жирафа
6400 км
Толщина лезвия бритвы
500 см
Радиус Земли
0,08 мм
Ширина футбольного поля
68 м
Задача3.
На рисунке изображены автобус и автомобиль. Длина автомобиля равна 4 м. Какова примерная длина автобуса? Ответ дайте в сантиметрах.
В приведённой задаче верный ответ не единственный, можно указать любое значение, принадлежащее отрезку от 800 см до 1200 см.
Часто это сбивает ребят, они не понимают, как решать такую задачу. Необходимо подчеркнуть, что в задаче просят оценить именно примерную длину, искать точное значение не требуется. Также важно обратить внимание школьников на единицы измерения, в которых необходимо дать ответ: длина автомобиля дана в метрах, а ответ нужно указать в сантиметрах.
2. Чтение текста
Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче. К сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в старших классах.
Статистика проведения ВПР ,ОГЭ и ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают обидные ошибки, неправильно читая условия задач и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче
Задача-шутка, которая хорошо иллюстрирует, как важно внимательно читать условие.
Задача 4. Представьте, что вы капитан круизного лайнера, на котором путешествуют 500 пассажиров. Этот лайнер плывёт со скоростью 20 узлов в час (один узел равен 1,852 км/ч), предполагаемое время путешествия 7 дней. Сколько лет капитану корабля?
Как правило, человек, решающий эту задачу, сразу переходит к анализу чисел и пропускает первую фразу. А именно она помогает ответить на вопрос задачи: решающему достаточно указать свой возраст.
Задача 5
3.Логическая грамотность
Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее.
В ОГЭ, ЕГЭ и ВПР есть задачи такого характера.
Задача 6
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Домохозяйке Наталье Анатольевне для приготовления обеда необходимо купить следующий набор продуктов:
1 баночку кукурузы Bonduelle,
2 упаковки крабовых палочек Vici,
10 яиц,
1 литр молока «Простоквашино»
и хлеб.
Рядом с домом Натальи Анатольевны располагаются сетевые магазины «Магнит», «Скидкино» и «Пятёрочка».
У Натальи Анатольевны в телефоне установлено приложение, и она постоянно следит за обновлениями акционных товаров в этих магазинах. Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в таблице.
Наименование товара
Магазин
Цены на товар (в рублях)
Кукуруза консервированная Bonduel
81
87
82
Крабовые палочки Vici
93
79
89
Яйцо куриное, СО, столовое, 10 штук
67
65
68
Молоко «Простоквашино»
70
77
69
Хлеб
35
30
46
Вопросы
Где Кукуруза консервированная Bonduelle самая дешевая? А где самая дорогая?
Где Молоко «Простоквашино» выгоднее купить? Почему?
Сколько будет стоить 2 буханки хлеба в магазине «СКИДКИНО»?
Сколько будут стоить 3 десятка яиц в магазине «МАГНИТ»?
Где самая дешевая покупка 2 пачек Крабовых палочек?
Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка»?
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Задачи с незнакомым контекстом занимают значительное место в международных исследованиях качества образования, в том числе в исследовании PISA. В таких задачах описана незнакомая для человека ситуация, в которой ему необходимо применить зачастую совсем несложные математические методы. Такие задачи присутствуют и в ЕГЭ, и в экзамене за 9 класс и в ВПР
Задание 7.
Половина учащихся в классе – девочки. Если в этот класс придут ещё 3 девочки и 5 мальчиков, то какое из утверждений будет верно?
Девочек будет больше, чем мальчиков
Девочек будет столько же, сколько и мальчиков
Мальчиков будет больше, чем девочек
Не хватает данных, чтобы сказать, кого будет больше – мальчиков или девочек.
Работа с графическими представлениями информации
Информация, которую мы получаем, с течением времени представляется во всё более сложном виде, однако сам подход к чтению и осмыслению её не меняется — графическое представление информации бывает в виде графиков, диаграмм, схем и таблиц.
задача 8
Задача 10.
На графике показано, как изменялась температура воздуха с 3 по 5 апреля. По горизонтали указано время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия.
A. Найдите наименьшее значение температуры 4 апреля.
B. Какая была температура 5 апреля в 6.00?
C. Найдите значение температуры 4 апреля в 3 часа дня.
Ответ дайте в градусах Цельсия.
Экономические задачи
Экономика — одно из наиболее естественных приложений математики и, наоборот, один из «заказчиков» создания математики. С такими задачами сталкивается любой ученик в реальной жизни, а как следствие — ещё и на экзаменах.
Задача 11
Купили 2 кг рыбы по цене 110 р. за 1 кг и 5 кг картофеля по цене 30 за 1 кг. Какую сдачу мы должны получить с 500 р.?
Задача 12
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Благодарю за внимание!
Если у вас есть вопросы , буду рада на них ответить.