Компетентностный подход в организации учебного процесса.
Компетентностный подход в организации учебного процесса.
Компетентностный подход в организации учебного процесса.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Это означает смещение акцентов с целевой установки на овладение суммой знаний, умений и навыков (знаниецентризм) на формирование умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
Компетенция (лат. Competentia – принадлежность по праву) –
круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
(Из словаря иностранных слов).
Владение компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности. Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», так отвечает на этот вопрос:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
- быть инициативным;
- искать пути решении проблем;
- умение анализировать новые ситуации;
- способность уживаться с другими;
- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
умение принимать решения на основе здравых суждений.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности педагога зависит не от обладаний какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленной цели. Поэтому и требования к педагогам претерпели серьезные изменения. Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть компетентным работником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в организации учебного процесса. »
Компетентностный подход в организации учебного процесса.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Это означает смещение акцентов с целевой установки на овладение суммой знаний, умений и навыков (знаниецентризм) на формирование умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
Компетенция (лат. Competentia – принадлежность по праву) –
круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
(Из словаря иностранных слов).
Владение компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности. Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», так отвечает на этот вопрос:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
- быть инициативным;
- искать пути решении проблем;
- умение анализировать новые ситуации;
- способность уживаться с другими;
- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
умение принимать решения на основе здравых суждений.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности педагога зависит не от обладаний какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленной цели. Поэтому и требования к педагогам претерпели серьезные изменения. Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть компетентным работником.